Омск (Россия) — Новации в системе дошкольного и общего образования: содержание и технологии работы с одаренными детьми — 10


Сущность предложения

Создание системы выявления и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей на базе бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Гимназия №117».

Организационно-технологическое решение вопроса

Исходя из необходимости создания подобной системы, были определены следующие управленческие задачи:
• Создание критериев отбора одаренных детей;
• Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми;
• Разработка системы психолого-педагогического сопровождения;
• Создание банка данных используемых технологий для работы с одаренными детьми;
• Создание системы внеучебной деятельности, направленной на развитие у ребенка интеллектуального и прочих типов одаренности.
Реализация управленческих задач позволяет сформулировать следующие личностные:
• Развитие способностей к самостоятельному обучению, обучение исследовательским навыкам и умениям, развитие творческого, критического и абстрактно-логического мышления, способности к решению нестандартных задач;
• Повышение уровня учебной мотивации через включение учащихся в познавательную деятельность;
• Формирование умения адаптироваться в различных социокультурных условиях;
• Формирование готовности к участию в различных видах внеучебной деятельности.
Предполагается, что с момента поступления в школу и до ее окончания школьники проходят следующие этапы.
1. Диагностико-коррекционный. Данный этап включает следующие шаги:
• Информирование о концепции обучения и развития в данном учебном заведении;
• Отбор критериев для собеседования с будущими учениками и их родителями;
• Собеседование, набор детей;
• Интерпретация результатов, создание рабочей базы данных.
2. Деятельностно-практический этап.
1. Психолого-педагогическое сопровождение:
• Разработка системы психологического мониторинга – отбор и апробация комплекта психолого-педагогических диагностик;
• Проведение психолого-педагогического мониторинга; анализ результатов посредством работы психолого-педагогического консилиума;
• Оценка и коррекция результатов на каждом этапе обучения;
2. Организация учебной деятельности:
• Составление учебного плана классов каждого профиля с реализацией вариативной части согласно казанному профилю, согласование и утверждение УП с преподавателями ОмГУ;
• Составление поурочно-тематических планов и технологических карт уроков, отражающих формы деятельности с интеллектуально одаренными детьми;
• Выбор педтехнологий, адекватных сопровождению интеллектуально одаренных детей (развивающее обучение, проблемное обучение, дифференцированное обучение, технология формирования общеучебных умений и навыков, проектная технология);
3. Организация внеучебной деятельности:
• Создание системы внеучебных занятий – кружки, факультативы, модули;
• Организация развивающих внеучебных мероприятий по предмету: экономические игры, математические бои, риторические турниры, сетевые проекты;
• Участие во Всероссийской олимпиаде школьников на всех этапах, начиная от школьного;
• Участие в творческих конкурсах по предмету (конкурсы сочинений, исторические проекты);
• Организация летних и зимних гуманитарно-математических школ, экономической школы;
• Организация индивидуальных консультаций по подготовке к олимпиадам, конкурсам, НОУ.
4. Аналитически-обобщающий этап:
• подведение итогов деятельностно-практического этапа;
• коррекция целей и задач;
• оформление и тиражирование результатов.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Бюджетные средства:
1. 2002-2010 год – ставки, выделяемы в рамках Областной экспериментальной площадки «Создание системы профильной подготовки во взаимосвязи школы и вуза».
2. Оплата гимназического компонента (2000 разовых часов), распределяемых между преподавателями, участвующими в реализации программы.
3. Распределение средств из стимулирующей части заработной платы.
4. Грант в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», 2006 и 2009 годы.
5. Именные стипендии для одаренных детей губернатора Омской области (ежегодно).
6. Именные стипендии Мэра города Омска (ежегодно);
Внебюджетные средства:
1. Спонсорская помощь.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

1. Переход образовательного учреждения в статус гимназии (2007 год).
2. Повышение конкурентоспособности образовательного учреждения, его востребованность в г. Омске.
3. Высокие места в рейтингах образовательных учреждений (гимназия входит в ТОП-25 Всероссийского рейтинга лучших образовательных учреждений России в 2013 году и занимает 19 место).

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

1. Грант в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», 2006 и 2009 годы (2000000 рублей).
2. Наличие спонсорской помощи от социальных партнеров.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Практика является действующей подпрограммой программы развития образовательного учреждения, представлена на семинарах и конференциях различного уровня и в печатных работах.

Отрасль применения практики (технологии)

Общеобразовательные учреждения городского и сельского типа.

Дата внедрения практики (технологии)

С 2004 года по настоящее время.

Отзывы, награды

Муниципальный уровень:
• Почетная грамота департамента образования Администрации города Омска за 2 место в муниципальном конкурсе авторских программ по работе с одаренными детьми «Путь к успеху»;
• Экспертное заключение на программу развития «Система довузовской подготовки в модели взаимодействия «школа-вуз»;
• Благодарственное письмо образовательного центра «Перспектива»;
Региональный уровень:
• Благодарность института развития образования Омской области за существенный вклад в деятельность ИнКО «Школа как центр творчества и развития одаренности детей»;
• Благодарность Министерства образования Омской области за 1 место в конкурсе программ по работе с одаренной и творческой молодежью;
• Благодарственное письмо кураторов НОУ «Поиск» за сотрудничество в организации исследовательской деятельности обучающихся;
• Благодарственное письмо Министерства образования Омской области за формирование системы выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей;
Всероссийский уровень:
• Благодарственное письмо оргкомитета международного математического турнира имени Колмогорова;
• Диплом за успехи, достигнутые представителями образовательного учреждения в VI Всероссийском конкурсе исследовательских работ обучающихся «Меня оценят в 21 веке»;
• Диплом за успехи, достигнутые представителями образовательного учреждения во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ обучающихся «Юность. Наука. Культура»;
• Сертификат за высокие достижения в XI Международной Интернет-олимпиаде среди образовательных учреждений «Эрудиты планеты – 2012».
Международный уровень:
• Диплом 1 степени Международной олимпиады имени К.И. Сатпаева.
Практика отмечена дипломом VI Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2013 год.


         

Документы практики:


         

Контакты:

Администрация города Омска

Телефон: +7(3812) 78-78-20 (приемная),
24-49-34 (канцелярия)

web: http://www.admomsk.ru