Новосибирск (Россия) — Организация внешкольного досуга естественнонаучной направленности — 35


Сущность предложения

Организация внешкольного досуга – одна из важных задач системы образования города Новосибирска. Цель организации досуга – создание благоприятных условий для развития интереса, склонностей, способностей, повышения интеллектуального уровня, развития творческих способностей, креативности, физического развития детей школьного возраста.
В Новосибирске, являющимся признанным научным и промышленным центром, остро стоит задача повышения интереса школьников к естественно-научным знаниям, их ориентирования на продолжение обучения в высших учебных заведениях города и дальнейшую работу в научных и производственных учреждениях города.
Традиционно задачу организации внешкольного досуга решают городские учреждения дополнительного образования детей. В городе 43 таких учреждений, в которых занимаются 114 тысяч школьников. Среди объединений и творческих коллективов, по сложившейся за последние годы традиции, преобладают коллективы художественно-эстетической и социально-педагогической направленностей и наблюдается явный недостаток коллективов естественнонаучной направленности.
В феврале 2012 года в городе открыто единственное, в своем роде, учреждение дополнительного образования детей – Детско-юношеский центр «Планетарий». Одной из основных задач учреждения является организация внешкольного досуга естественнонаучной направленности.
Основными направлениями деятельности планетария в рамках организации внешкольного досуга являются:
1. Образовательная деятельность по различным направлениям;
2. Лекции – сеансы познавательной направленности в звездном зале по тематике астрономии и космонавтики;
3. Культурно-массовые мероприятия, конкурсы, викторины, иные досуговые мероприятия;
4. Выездные программы и акции планетария в учреждениях образования и культуры;
5. Программа астрономических наблюдений для школьников;
6. Программы выходного дня для детей и родителей в рамках оказания планетарием платных услуг.
Первые пять из перечисленных выше направлений работы с детьми школьного возраста от 6 до 18 лет осуществляются сотрудниками планетария в рамках выполнения муниципального задания и могут проводиться в любое время, включая выходные дни, за пределами основной учебной нагрузки ребят в своих образовательных учреждениях.
На смотр-конкурс заявляется практика работы Детско-юношеского центра «Планетарий», существенно увеличившая охват школьников города Новосибирска досуговыми мероприятиями естественнонаучной направленности.

Организационно-технологическое решение вопроса

Организационные мероприятия по внедрению практики:
1. Утверждение постановления мэрии г. Новосибирска от13.07. 2011 г. №6100 о создании МБОУ ДОД ДЮЦ «Планетарий»,
2.Разработка и утверждение устава учреждения от 30.01.2012 г.
3. Создание и апробация программы развития учреждения.
4. Разработка и утверждение организационно-управленческой структуры учреждения.
5. Получение лицензии на осуществление образовательной деятельности от 4 марта 2013 г.№8000 на право ведения образовательной деятельности.
6. Разработка и внедрение образовательных программ по 4 направленностям дополнительного образования: естественнонаучной, научно-технической, социально-педагогической, художественно-эстетической.
7. Разработка локальных актов, регламентирующих деятельность учреждения (приказы, положения, правила).
8. Проектирование положения о музее учреждения «От опыта к знаниям».
9. Участие в программе городских массовых дел для школьников г. Новосибирска.
10. Разработка и внедрение программы отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период.
11.Организация и реализация программы ночных (вечерних) астрономических наблюдений.
12. Разработка и внедрение проекта для воспитанников учреждения «Галактика дружбы»
13.Подготовка и реализация тематической образовательной программы.
14. Разработка, организация и внедрение тематических городских проектов.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Финансирование практики осуществляется из бюджета города Новосибирска и за счет доходов, полученных планетарием от оказания платных услуг. Платные услуги оказываются Планетарием на основании соответствующих постановлений мэрии города Новосибирска. В 2012 году на текущее содержание учреждения и развитие материально-технической базы израсходовано 36 млн. рублей из бюджета города и 10 млн. рублей от оказания платных услуг.
В 2013 году бюджетное финансирование было сокращено до 30,7 млн. рублей. А доходы от оказания платных услуг увеличились до 16 млн. рублей. Это позволило закрыть все вопросы текущего содержания планетария и вложить часть денег в развитие материально-технической базы.
Имеются дополнительные резервы для увеличения доли финансирования за счет доходов от оказания платных услуг без ущерба для основной образовательной деятельности планетария.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

1.Строительство Планетария на Ключ-Камышенском плато позволило отследить изменения воспитательной среды ближайшего микросоциума. В качестве примера можно привести учащихся близлежащей школы №155, составляющих значительную долю в контингенте воспитанников. За первый учебный год 2012-2013 гг. у них наблюдается значительное повышение интереса к изучению дисциплин естественнонаучного цикла, учащиеся этой школы активно включаются в воспитательное пространство города, участвуют в городских массовых делах.
2.Существенное увеличение числа школьников города Новосибирска, охваченных досуговыми мероприятиями в области естественных наук: до открытия планетария в 2011 году — 10%, в 2012 году – 20%.
3.Включение школьников в городские тематические мероприятия Детско-юношеского центра «Планетарий».

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Экономический эффект от реализации практики может быть косвенным, заключающийся в том, что учреждение участвует в подготовке грамотных инженеров и научных сотрудников, которые в будущем смогут принести нашей стране реальную экономическую отдачу. Прямой экономический эффект заключается в сокращении бюджетных ассигнований на текущую деятельность планетария за счет увеличения доходов от оказания платных услуг населению (см. п. 4).

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Практика реализована на базе муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Новосибирска «Детско-юношеский центр «Планетарий». Частично — на базе учреждений культуры, образования и социальной сферы муниципалитета в формате проведения выездных мероприятий.
Планетарий как учреждение дополнительного образования детей является единственным за Уралом, поэтому аналогов реализации данной практики не существует.

Отрасль применения практики (технологии)

Данная практика как отдельная технология может быть частично применена в учреждениях культуры, социальной сферы и в системе учреждений основного, дополнительного и профессионального образования.

Дата внедрения практики (технологии)

Дата начала реализации практики – февраль 2012 года.

Отзывы, награды

Награды по результатам работы за 2012-2013 учебный год
Лауреаты 2 и 3 степени Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ учащихся «Юность, Наука, Культура – Сибирь».
Победители и призеры Московского регионального конкурса детского научно-фантастического рассказа и рисунка «ЭРА ФАНТАСТИКИ 17».
Дипломант 3 степени Регионального конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в номинации «Научно-техническая».
Лауреат областного конкура «Педагог художественного образования» в номинации «Дополнительное образование».
Серебряные призеры городского открытого экологического конкурса детского творчества «Дикие животные родного края».
Победители Всероссийского конкурса прикладного творчества «Путь к звездам».
Серебряные призеры в общекомандном зачете Открытого первенства Новосибирской области по свободнолетающим схематическим авиамоделям, метательным моделям планеров и планеров с динамическим стартом, на открытом воздухе.
Специальный приз жюри в городском конкурсе исследовательских проектов учащихся 5-8 классов.
Дипломанты 2 степени регионального этапа Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей.
Практика отмечена дипломом VI Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2013 год.


                                  

Документы практики:


                                  

Контакты:

Мэрия города Новосибирска

630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34
Телефон: +7 383 227-40-00
Факс: +7 383 227-40-10
http://www.novo-sibirsk.ru
E-mail: EBorodina@admnsk.ru