Воронеж (Россия) — Организация внешкольного досуга — 32

 

Сущность предложения

Цель:
Организация содержательного и позитивного внешкольного досуга детей и подростков на дворовых площадках по месту жительства.
Задачи:
— обеспечение условий занятости школьников, не охваченных другими формами организованного отдыха во внеучебное время;
— профилактика подростковых правонарушений через социально ориентированную деятельность на дворовых территориях;
— поиск новых эффективных форм методов досуга детей и подростков во внеучебных условиях;
— способствование повышению интереса подрастающего поколения к дворовым играм, спортивным мероприятиям с учетом особенностей молодежной субкультуры;
— вовлечение максимального числа детей и подростков в активную внеучебную деятельность и обучение их рациональному использованию своего свободного времени;
— выявление детей и подростков, увлекающихся различными позитивными молодежными течениями и содействие развитию их интересов;
— распространение передового опыта организации работы с детьми и подростками по месту жительства.
Актуальность:
Увеличивается число семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, растут социальное сиротство, безнадзорность, преступность, религиозный экстремизм среди подростков; сохраняется опасная тенденция повышения криминальной активности учащихся младших возрастов; особую тревогу вызывает продолжающееся распространение среди них злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами. Профилактика правонарушений несовершеннолетних представляет собой очень актуальную и значимую составную часть предупреждения преступности в нашей стране. Проблема досуга школьников в возрасте от 10 до 17 лет, остающихся в городе и не охваченных другими формами организованного отдыха во внеучебное время, в том числе детей группы «риска», является актуальной не только для города, но и для всей страны. Во внеучебное и каникулярное время совместно с опытными педагогами-организаторами, тренерами, привлечёнными добровольцами ребята получают возможность организации содержательного досуга, способствующего социализации в обществе. Только объединение усилий всех заинтересованных организаций, частных лиц, самих детей может способствовать изменению ситуации к лучшему.
Дворовые спортивные площадки — одна из эффективных и востребованных форм организации свободного времени несовершеннолетних, способствующая созданию полноценных условий для занятий физической культурой и спортом, вовлекающая в массовый спорт, пропагандирующая здоровый образ жизни и являющаяся действенной формой профилактики безнадзорности, вредных привычек в детской и подростковой среде.
Представляемая внешкольная форма досуга способствует повышению уровня занятости детей и подростков во внеучебное и каникулярное время через привлечение внимания взрослых, проведение профилактических мероприятий, направленных на пропаганду здоровьесберегающих технологий среди детей, сокращению детской и подростковой преступности в городе Воронеже.

Организационно-технологическое решение вопроса

Этапы реализации формы внешкольного досуга «Организация внешкольного досуга детей и подростков на дворовых территориях»:
Первый этап (октябрь 2012 года — март 2013 года).
— октябрь — корректировка сведений об имеющихся спортивных дворовых площадках и сведений о местах востребованности в них (о микрорайонах, где сосредотачивается наибольшее количество детей и подростков), разработка планов их деятельности с учетом проведения текущих или итоговых дворовых мероприятий;
— октябрь 2012 года — корректировка планов работы спортивных дворовых площадок с учетом осенне-зимних условий;
— октябрь — закрепление педагогов–организаторов учреждений дополнительного образования и тренеров-преподавателей за 107 спортивными дворовыми площадками.
— ноябрь 2012 года – март 2013 года – работа всех 107 спортивных дворовых площадок по зимним видам спорта, организация и проведение развлекательных предновогодних мероприятий, мероприятий в период зимних каникул.
Второй этап ( апрель – сентябрь 2013 года).
— 28.03.2013 года издан приказ управления образования городского округа город Воронеж № 838/01-04 «О распределении денежных средств, предусмотренных муниципальной целевой программой «Профилактика правонарушений на территории городского округа город Воронеж на 2011-2013 годы» в 2013 году», в соответствии с которым утверждено распределение финансовых средств, выделенных из бюджета городского округа город Воронеж на реализацию данной программы муниципальными бюджетными образовательными учреждениями;
— апрель 2013 года — корректировка планов работы спортивных дворовых площадок с учетом весенне — летних условий;
— в период с июня по сентябрь 2013 года — приобретение спортивного оборудования для дворовых территорий всех микрорайонов города Воронеж за счет выделенных в рамках долгосрочной муниципальной целевой программы «Профилактика правонарушений на территории городского округа город Воронеж» денежных средств на сумму 852 тыс. рублей;
— май — август 2013 года — организация работы всех спортивных дворовых площадок в летний период 2013 года.
Третий этап (август — сентябрь 2013 года).
Подведение итогов организации работы на спортивных дворовых площадках, награждение лучших педагогов-организаторов и тренеров в рамках городского мероприятия.
Перспективы развития: расширение количества спортивных дворовых площадок и привлечение к организации работы на них педагогов-организаторов.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Приобретение спортивного инвентаря для спортивных дворовых площадок в 2013 году осуществлялось за счет денежных средств в сумме 852 тыс. рублей, выделенных для этой цели в рамках долгосрочной муниципальной целевой программы «Профилактика правонарушений на территории городского округа город Воронеж на 2011-2013 годы».

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

— В результате организации работы спортивных дворовых площадок максимальное количество детей и подростков вовлекаются в активную деятельность: всеми формами отдыха и занятости в течение трех летних месяцев 2013 года на дворовых площадках по месту жительства в различных микрорайонах города Воронежа содержательно и позитивно были заняты более 25 тысяч школьников, в том числе детей группы «риска», не охваченных другими формами организованного отдыха во внеучебное время (ежедневно посещали дворовую площадку от 15 до 30 человек в зависимости от ее места расположения);
— В каждом дворе формируется молодежный актив, который сможет в дальнейшем взять на себя функции организатора деятельности на площадке;
-создается благоприятный микроклимат во дворах;
— организуются тематические и профилактические мероприятия во дворах;
— Распространяются востребованные детьми и подростками, молодежью интересные малозатратные формы работы на дворовых площадках, повышается интерес школьников к дворовым играм, спортивным мероприятиям с учетом особенностей молодежной субкультуры;
— Занятость школьников на дворовых площадках способствует обучению их рациональному использованию своего свободного времени;
— Выявляются дети и подростки, увлекающиеся различными позитивными молодежными течениями, осуществляется содействие развитию их интересов;
— складывается система проведения районных (междворовых) мероприятий (междворовые турниры, соревнования, спартакиады).

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

В рамках муниципальной долгосрочной целевой программы «Профилактика правонарушений на территории городского округа город Воронеж на 2011-2013 годы»» в 2013 году выделены денежные средства в сумме 852 тыс. рублей на приобретение спортивного инвентаря для организации работы на дворовых территориях.
В соответствии с приказом управления образования городского округа город Воронеж от 28.03.2013 года № 838/01-04 «О распределении денежных средств, предусмотренных муниципальной целевой программой «Профилактика правонарушений на территории городского округа город Воронеж на 2011-2013 годы» в 2013 году» утверждено распределение финансовых средств, выделенных из бюджета городского округа город Воронеж, на реализацию данной программы муниципальными бюджетными образовательными учреждениями.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Практика, внедренная управлением образования городского округа город Воронеж в 2011 -2013 годах, может быть реализована в Воронежской области и в любом регионе РФ.
Исполнители:
МБОУ ДОД, МБОУ СОШ управления образования, управы городского округа город Воронеж.

Отрасль применения практики (технологии)

Учреждения дополнительного образования города Воронежа, отделы культуры, спорта и молодежной политики управ районов, спортивные дворовые площадки на территориях районов городского округа город Воронеж.

Дата внедрения практики (технологии)

С марта 2011 года.

Отзывы, награды

В 2012 -2013 учебном году за организацию работы с учащимися на дворовых площадках по месту жительства на территориях районов города Воронежа награждены:
— директор МБОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества Фалькович Т.А – Почетной грамотой управы Ленинского района городского округа города Воронеж;
— МБОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества «Крылатый» — грамотой управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж;
— МБОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества «Спутник» — грамотой управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж;
— МБОУ ДОД Дом детского творчества – грамотой управы Советского района городского округа город Воронеж.


 

Документы практики: