Воронеж (Россия) — «Календарь ЮНЕСКО» (интеграция основного и дополнительного образования школьников для реализации воспитательных задач ФГОС второго поколения на основе инновационной системы внешкольных мероприятий) — 37


Сущность предложения

Нравственное и духовное развитие школьника занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Это обусловлено необходимостью воспитания подрастающего поколения в поликультурном обществе.
Цель практики: развитие духовной культуры школьников как части общей культуры гармонично развитой личности средствами инновационной системы внешкольных мероприятий.
Задачи:
1. Анализ адекватности существующего содержания и форм воспитательной работы в учреждениях образования потребностям и вызовам новой культуросообразной парадигмы образования, выявление путей их модернизации.
2. Создание и внедрение в образовательный процесс новых элементов содержания воспитательной работы «Календарь ЮНЕСКО».
3. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений – участников практики.
4. Повышение квалификации педагогических кадров на основе применения современных образовательных технологий.
Актуальность практики. Каждый человек находится под влиянием многих культур и формирование духовно-нравственных ценностей происходит в ситуации постоянного поиска, обмена, выбора. Человек с поликультурным поведением лучше понимает представителей иных культурных образований, толерантен в отношении с людьми в разных жизненных ситуациях, легко адаптируется в обществе.
Духовная культура может быть представлена преимущественно только посредством языка, определяющего мысли и сознание. Поэтому один из эффективных путей формирования духовной культуры состоит во включении специальных воспитательных элементов в дисциплины гуманитарного цикла, в частности в процесс изучения иностранного языка.
Сегодня общество рассматривает школу как открытую воспитательную систему, имеющую «вертикальные» и «горизонтальные» связи с окружающим сообществом. Настоящая практика ставит своей целью сложение потенциалов основного и дополнительного образования как одну из эффективных стратегий взаимодействия системы среднего образования для формирования духовной культуры школьников.
Теоретической основой практики служит диалог культур — деятельность, предметом которой являются факты культуры; продуктом — интерпретация фактов культуры; целью — достижение взаимопонимания; средством — иноязычное образование. Диалог культур помогает лучше понять родную культуру, культуру другого народа, способствует формированию культуры межнационального общения. С помощью диалогового воспитания представляется возможным создать наиболее благоприятные условия для реализации индивидуального стиля поведения школьника, его личностного роста.
Практическим воплощением интеграции служит «Календарь ЮНЕСКО» — инновационная система внешкольных воспитательных мероприятий, содержательной основой которой являются международные дни, памятные даты, тематические годы ЮНЕСКО.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

Реализация практики осуществлялась в соответствии с поставленными задачами в 4 этапа.
1 этап:
— анализ нормативной базы (Меморандум ООН по вопросам образования, науки и культуры от 25.07.1993 «О взаимодействии Российской Федерации и ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)»; Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии от 2.11.2001; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009; Концепция социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области на 2012-2015 гг., Программы развития НОУ «Интерлингва» и образовательных учреждений);
— анализ адекватности существующего содержания и форм воспитательной работы в учреждениях образования потребностям и вызовам новой культуросообразной парадигмы образования, выявление путей их модернизации (анкетирование учителей, учащихся, родителей, психолого-педагогическая диагностика).
2 этап:
— разработка и внедрение в воспитательный процесс системы внешкольных мероприятий «Календарь ЮНЕСКО» по четырем направлениям деятельности:
1) расширение знаний о мире и роль Объединенных Наций — охрана окружающей среды развитие человека;
2) образование для устойчивого развития;
3) мир и права человека;
4) межкультурное образование (доп. таблица 1).
— разработка образовательного ресурса «My City is My Pride», посвященного культурным достопримечательностям и известным персоналиям г. Воронежа (на английском языке). Учебное пособие «Мой город — моя гордость» лингвокраеведческой направленности предназначено для обучения школьников 6-11 классов умениям рассказать иностранцу о своем городе, умению провести экскурсию, умению перевести на английский язык туристическую информацию.
3 этап: организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений в форме Областной инновационной площадки «Интеграция основного и дополнительного образования школьников на основе диалога культур» (Приказ ректора ГБОУДПО(ПК) ВОИПКиПРО № 01-03/478 от 10.10.2012).
4 этап:
— повышение квалификации педагогических кадров в ходе постоянно действующего семинара «Современные воспитательные технологии и опыт международных молодежных проектов» под руководством д.п.н., проф. А.М. Фактора и д.п.н., проф. А.В. Енина (2011-2012 гг);
— Варвара Прокофьева, Елена Никитина, педагоги НОУ «Интерлингва» — участие в семинаре по проблемам прав человека в Cambridge University, 2010.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Источниками финансирования воспитательной деятельности являются собственные средства НОУ «Интерлингва», спонсорские взносы юридических лиц. Работа педагогов осуществляется на безвозмездной основе.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Взаимодействие учреждений основного и дополнительного образования школьников по реализации международных образовательных проектов способствует созданию единого инновационного образовательного пространства, интегрируемого в европейское образовательное пространство, и облегчает сотрудничество учащихся, учителей и родителей по обеспечению качества образования, как важного фактора и резерва развития в его базовых аспектах – содержательном, управленческом, коммуникативном, психологическом, социокультурном.
Вовлеченность образовательных учреждений:
2011 — 12 школ;
2012 — 21 школа (увеличение в 1,7 раза).
Вовлеченность школьников:
2011 — 125 человек;
2012 — более 300 человек (увеличесние в 2,4 раза).
Вовлеченность учителей:
2011 — 16 человек;
2012 — 35 человек (увеличесние в 2,2 раза).

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Учреждения основного образования школьников (доп. таблица 2).
Учреждения дополнительного образования:
НОУ «Интерлингва» (г. Воронеж), НУДО «Центр Интерлингва» (г. Лиски, г. Павловск, г. Нововоронеж).
Реализация практики возможна в образовательных учреждениях всех субъектов Российской Федерации.

 

Отрасль применения практики (технологии)

Образование.

 

Дата внедрения практики (технологии)

2010-2012 гг.

 

Отзывы, награды

Победитель общественной премии «Золотой Лев» 2012 в номинации образовательный ресурс, диплом.
Выставка «Образование – шаг в будущее» 2010, золотая медаль.
Выставка «Образование – шаг в будущее» 2011, золотая медаль.
Лауреат международного фестиваля «зеленый Оазис» (Израиль) 2012, диплом.
Грамота Управления культуры администрации городского округа г. Воронеж, 2012.
Диплом за лучший проект V Международной конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО, 2012.
Почетная грамота Управления культуры администрации городского округа г. Воронеж, 2011.
Благодарность Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, 2012.
Благодарственное письмо Управления культуры администрации городского округа г. Воронеж, 2012.
Благодарственное письмо Управления культуры администрации городского округа г. Воронеж, 2011.
Благодарственное письмо администрации городского округа г.Воронеж, 2011.
Благодарственная грамота за работу по нравственному и эстетическому воспитанию детей и юношества ВРО Партии «Единая Россия», 2010.
Благодарственные письма учреждений образования и культуры.
Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.

 


  

Документы практики: