Воронеж (Россия) — Использование инструмента гчп в реализации социальных проектов города — 23

 

Сущность предложения

Сущность практики.
Цель:
Строительство в городе социальной инфраструктуры – сети дошкольных образовательных учреждений для решения проблемы дефицита мест в детских садах.
В настоящее время дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях характерен для большинства регионов Российской Федерации, в том числе и для городского округа город Воронеж. Воронеж – город – миллионник, где отмечен рост рождаемости, миграционных процессов. В городском округе активно ведётся строительство новых жилых массивов. В период с 2008 по 2012 год, как правило, ввод новых жилых комплектов осуществлялся без объектов социальной инфраструктуры. Повышение рождаемости и приток населения из других регионов привели к росту детского населения дошкольного возраста и созданию дефицита мест в детских садах. В микрорайонах плотной застройки решение проблемы очерёдности по устройству в муниципальные дошкольные образовательные учреждения (далее – МДОУ) возможно посредством возврата ранее перепрофилированных детских садов к первоначальному использованию, но новые жилые массивы являются особо проблемными микрорайонами. Для решения вопроса потребуется строительство за 1 – 2 года более 10 новых объектов, что проблематично. Кроме того, потребуется также решение вопроса сопутствующего строительства при возведении новых кварталов во избежание появления новых проблемных микрорайонов. В городском округе город Воронеж данная проблема решается через муниципально – частное партнёрство, как новый механизм взаимодействия органов местного самоуправления и бизнеса для решения острых социальных вопросов.

Задача:
Строительство 12 новых объектов в микрорайонах повышенной востребованности в дошкольном образовании за счет инвесторов в период 2013 – 2016 годов с последующим выкупом в муниципальную собственность.

Организационно-технологическое решение вопроса

Этапы решения вопроса:
1. Разработка и утверждение нормативным актом местного самоуправления муниципальной программы, одним из мероприятий которой выступает строительство новых объектов дошкольного образования через муниципально – частное партнёрство (муниципальная программа городского округа город Воронеж «Развитие образования» на 2014 – 2020 годы, утверждена постановлением администрации городского округа город Воронеж от 23.12.2013 № 250).
2. Разработка механизма реализации мероприятия с учётом действующего законодательства.
3. Строительство новых детских садов.
4. Выкуп объектов в муниципальную собственность и ввод новых детских садов в эксплуатацию.
Выкуп объектов в муниципальную собственность (2014 год – 7 объектов, 2015 год – 3 объекта, 2016 год – 2 объекта).

Механизм.
Мероприятие «Строительство детских садов за счет строительных организаций с последующим их приобретением в муниципальную собственность»:
1) разработка строительной организацией за счет собственных и (или) привлеченных средств проектно-сметной документации на строительство зданий и сооружений, предназначенных для размещения дошкольных образовательных учреждений;
2) строительство на земельном участке, принадлежащем строительной организации на праве собственности или предоставленном в аренду (срок строительства – не более двух лет), за счет собственных и (или) привлеченных средств строительной организацией зданий и сооружений, предназначенных для размещения дошкольных образовательных учреждений;
3) ввод в эксплуатацию построенных зданий и сооружений, предназначенных для размещения дошкольных образовательных учреждений, и регистрация права собственности на объекты недвижимости;
4) согласование с Воронежской городской Думой приобретения у строительной организации зданий и сооружений, предназначенных для размещения дошкольных образовательных учреждений, а также технологически связанного с ними движимого имущества (далее – Объект);
5) подготовка и заключение муниципального контракта на приобретение для муниципальных нужд детского сада (далее – Контракт) с единственным поставщиком в соответствии с п. 31 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по цене, определенной на основании методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567, в том числе определение экспертов (экспертной организации) и заключение с ними контракта для проведения экспертизы построенного Объекта;
6) оформление в муниципальную собственность Объекта (государственная регистрация перехода права собственности в Управлении Реестра по Воронежской области). Расходы по регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество и по оформлению прав на земельный участок делятся между сторонами поровну. Расходы по государственной регистрации не включаются в цену Контракта.
7) передача Объекта в оперативное управление муниципальному дошкольному образовательному учреждению (по согласованию с Воронежской городской Думой);
8) приобретение (в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») не учтенного проектно– сметной документацией инвентаря, игрушек, игрового и прочего оборудования для комплектования дошкольного образовательного учреждения «под ключ»;
9) устранение выявленных недостатков в процессе эксплуатации Объекта в пределах гарантийного срока строительной организацией за счет собственных средств. Гарантийный срок – 5 лет со дня, следующего за днем подписания акта приема – передачи Объекта.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Источниками финансирования являются собственные средства инвесторов (строительных организаций) на период строительства новых детских садов. Выкуп объектов – средства разных бюджетов уровней. В 2014 году на выкуп 7 новых детских садов направлено 850 млн.руб. в том числе:
— 500 млн.руб. за счет средств субсидии из федерального бюджета на модернизацию муниципальной системы образования;
— 350 млн.руб. из средств бюджета городского округа город Воронеж.
Выкуп в текущем году за счет средств субсидии из федерального бюджета на модернизацию муниципальной системы образования (4 объекта на 720 мест):
— детский сад на 220 мест по ул. Ростовской, 58, (ООО «Воронежбытстрой»);
— детский сад на 140 мест по ул. Сельской, 2с, (ЗАО «ВМУ-2»);
— детский сад на 220 мест по ул. Шишкова, 140б, (ООО «Выбор»);
— детский сад на 140 мест по ул. Хользунова, 38а, (ООО УК «Литис»).

Выкуп за счет средств муниципального бюджета (3 объекта на 300 мест):

— детский сад на 60 мест по ул.Ольминского,28 (ООО «Партнер»);
— детский сад на 160 мест по ул. Острогожская, 168 (ООО «Карат»);
— детский сад на 80 мест по ул. 45 Стр.Дивизии, 226 а (ООО «ИНСТЕП»).

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Социальный эффект реализации практики:
— развитие сети социально значимых объектов – новых детских садов на 1 830 дополнительных мест для детей дошкольного возраста;
— повышение степени охвата детей от 3 лет до 7 лет дошкольным образованием в г.Воронеже с 88,2% на начало 2013 года до 100% на начало 2015 года;
— ликвидация очередности по устройству детей 3 – 7 лет к началу 2015 года (на начало 2013 года очередность составляла 2 371 чел.);
— создание порядка 760 постоянных рабочих мест за счет введения в эксплуатацию новых детских садов;
— оказание социальной поддержки семьям (устройство детей в детский сад позволит обеспечить социальную активность женщины – матери);
— создание благоприятной среды проживания для горожан, повышение качества жизни.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Экономический эффект:
— новая форма взаимодействия власти и бизнеса, социальная ориентировка бизнеса и участие в значимых для города проектах, поддержка бизнеса и снижение рисков инвестирования (гарантия выкупа объекта);
— за счёт сопутствующего строительства новых детских садов в новых жилых микрорайонах повышение привлекательности жилых массивов в связи с наличием социальной инфраструктуры.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Практика реализуется с 2013 года. В 2014 году построены и осуществляется выкуп следующих объектов:
1. детский сад № 74 на 220 мест по ул. Ростовской, 58, (инвестор — ООО «Воронежбытстрой»), — объект введён в эксплуатацию;
2. детский сад № 177 на 140 мест по ул. Сельской, 2с, (инвестор — ЗАО «ВМУ-2»), введён в эксплуатацию;
3. детский сад № 197 на 220 мест по ул. Шишкова, 140б, (инвестор — ООО «Выбор»), введён в эксплуатацию;
4. детский сад № 157 на 140 мест по ул. Хользунова, 38а, (инвестор — ООО УК «Литис»), введён в эксплуатацию;

5. детский сад № 13 на 60 мест по ул.Ольминского,28 (инвестор — ООО «Партнер»), завершаются работы;
6. детский сад № 170 на 160 мест по ул. Острогожская, 168 (инвестор — ООО «Карат»), готовится к вводу в строй;
7. детский сад № 187 на 80 мест по ул. 45 Стр.Дивизии, 226 а (инвестор — ООО «ИНСТЕП»), идёт строительство.

Отрасль применения практики (технологии)

Социальная сфера – обеспечение города социальной инфраструктурой, сетью новых современных дошкольных образовательных учреждений.

Дата внедрения практики (технологии)

29.03. 2013 года, продолжение – 2014, 2015 и 2016 годы.

Отзывы, награды

Награды – в 2013 году диплом VI Международного конкурса городских практик «Город, где хочется жить» — 2013


 

Документы практики: