Барнаул (Россия) — Обеспечение доступности дошкольного образования посредством вариативных форм предоставления услуг — 32

 

Сущность предложения

С целью реализации приоритетных направлений современной образовательной политики по обеспечению государственных гарантий для реализации равных возможностей получения полноценного образования детям дошкольного возраста его эффективности и качества в городе Барнауле организована деятельность по развитию вариативных форм предоставления данных услуг.
Очевидно, традиционная сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений не в полной мере обеспечивает население услугами образования, присмотра и ухода за детьми – дошкольниками.

В соответствии постановлением администрации города от 09.02.2010 №476 «Об утверждении долгосрочной целевой Программы «Развитие образования г. Барнаула на 2010-2012 годы», с планом расширения сети дошкольного образования в городе Барнауле, наряду со строительством новых детских садов и реконструкции зданий организованы вариативные формы предоставления услуг детям дошкольного возраста.

Организационно-технологическое решение вопроса

Максимальное удовлетворение потребностей населения в доступном и качественном дошкольном образовании при оптимальном использовании выделяемых и привлекаемых ресурсов в городе Барнауле широко используются вариативные формы дошкольного образования:
— группы кратковременного пребывания в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования;
— посещение неорганизованными детьми групп полного дня на условиях кратковременного пребывания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях;
— сеть частных организаций, оказывающих услуги для детей дошкольного возраста.
Группы кратковременного пребывания в общеобразовательных школах организованы для детей 5-7 лет для осуществления предшкольной подготовки детям, не посещающим детские сады. В общеобразовательных учреждениях открыто 52 группы кратковременного пребывания для 940 детей. Наряду с группами кратковременного пребывания имеется опыт организации групп полного дня в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя образовательная школа №37». В учреждениях дополнительного образования 580 детей посещают 24группы.

Посещение неорганизованными детьми групп функционирующих в режиме полного дня на условиях кратковременного пребывания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, позволила обеспечить местами 1000 детей.
Данная форма предполагает посещение детского сада в течение 4-х часов, получая образовательные услуги во время специально организованной образовательной деятельности или совместной деятельности с педагогом, приобретая навыки социального общения со сверстниками.

Активно развиваются дошкольные группы и группы присмотра и ухода, организованные индивидуальными предпринимателями и частными организациями, оказывающими услуги для детей дошкольного возраста. Большинство индивидуальных предпринимателей (40) оказывают образовательные услуги в сфере дошкольного образования и развитие детей дошкольного возраста в режиме кратковременного пребывания (детские игровые клубы, центры игрового развития, группы подготовки детей к школе). Девять организаций оказывает комплексные услуги по присмотру и уходу за детьми на условиях полного дня. Всего данными услугами охвачено 1500 детей.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Финансовое обеспечение по созданию и развитию вышеуказанных форм предоставления услуг дошкольного образования осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета.
На эти цели бюджет города выделяет (в расчете на одного ребенка в месяц) в группе полного дня на условиях кратковременного пребывания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях – 2500 рублей.
Финансовое обеспечение групп кратковременного пребывания в общеобразовательных школах осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации (в расчете на одного ребенка в месяц) – 5161,20 рублей.

Частные организации создают места за счет собственных средств, а также за счет грантовой поддержки Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Барнаула»
Поддержка администрации города частных организаций, предоставляющих услуги детям дошкольного возраста, осуществляется в виде безвозмездной аренды муниципальных помещений, муниципальной преференции по снижению арендной платы.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Данные формы услуг обеспечивают охват детей дошкольным образованием, положительно влияют на качество предоставляемых услуг. Осуществляется психолого–педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.
Данные меры обеспечивают возможность родителям полноценно трудиться.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

По уровню затрат вариативные формы – малозатратны.
Экономический эффект состоит в снижении уровня затрат бюджетных средств. На основании постановления администрации города Барнаула от 24.05.2011 № 1596 «Об установлении норматива затрат на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждениях города» установлен норматив затрат за содержание одного ребенка в месяц в группах с 12-ти часовым пребыванием МДОУ, МАДОУ составляет – 7503 рубля.
Содержание кратковременного пребывания детей в группах полного дня в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях составляет – 2500 рублей.
Затраты на содержание детей в группах кратковременного пребывания в общеобразовательных учреждениях составляют — 5161,20 рублей из бюджета субъекта Российской Федерации.
Содержание детей в негосударственных учреждениях обеспечивается за счет учредителя (ИП, частной организации), без затрат местного бюджета.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Вариативные формы предоставления услуг дошкольного образования реализуются в городе Барнауле Алтайского края.
Возможность распространения данных форм может быть реализована в муниципальных образованиях, имеющих дефицит в обеспечении местами в дошкольных учреждениях.

Отрасль применения практики (технологии)

Образование. Дошкольное образование.

Дата внедрения практики (технологии)

Начало открытия групп кратковременного пребывания в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования – 2007 год.
Начало посещения неорганизованными детьми групп полного дня на условиях кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях – сентябрь 2011года.
Развитие частных организаций, индивидуальных предпринимателей оказывающих услуги для детей дошкольного возраста – 2009 год.

Отзывы, награды

Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.


 

Документы практики: