Ярославль (Россия) — Программа «ЭКО-школы – Зеленый флаг» — 1

 

Сущность предложения

Международная программа «ЭКО-школы — Зеленый флаг» направлена на воспитание подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии решений, способствующих постепенному переходу страны на путь устойчивого развития.
Содержание программы — комплекс мероприятий, реализуемых образовательным учреждением, направленных на создание благоприятной экологической среды, успешность которых оценивается и подтверждается международными и национальными координаторами процесса сертификации «Зеленый флаг».
«Зеленый флаг» − это хорошо известный в Европе и за ее пределами престижный экологический символ, который присуждается образовательным учреждениям, успешно работающим по программе, за выдающийся вклад в улучшение качества окружающей среды и пропаганду устойчивого развития. Важной особенностью программы является то, что на решение о присуждении Зелёного флага влияет не количество школ, сдавших отчёты, а только успешная работа самой школы.
К флагу выдаётся сертификат установленного образца.

Организационно-технологическое решение вопроса

Методология программы основывается на семи шагах, разработанных на основе стандартов ISO 14001/EMAS.
1. Создание Экологического совета ОУ.
Совет организует и направляет деятельность ОУ. В состав Совета обязательно входят педагоги, непедагогический и технический персонал, родители, ученики и представители местной администрации. Кроме этого, в Совет могут, также, входить представители отделов образования, коммерческих фирм и других организаций. Совет собирается регулярно для обсуждения экологической деятельности ОУ.
2. Исследование экологической ситуации в школе и её ближайшем окружении.
Масштаб исследования определяет Совет. Исследование начинается с определения воздействия ОУ на окружающую среду и касается таких вопросов, как мусор, потребление воды и энергии, озеленение территории, каким транспортом добираются в школу дети и сотрудники.
3. Разработка плана действий.
Информация, полученная на 2 этапе, используется при составлении плана действий для решения одной или нескольких проблем, выбранных Советом. В плане формулируются цели работы и конкретные практические шаги по снижению вредного воздействия и улучшению состояния окружающей среды. Например, раздельный сбор некоторых видов отходов (бумага, пластиковые упаковки и т.п.) и направление их на переработку, применение безопасных для окружающей среды чистящих средств, своевременное выключение света и др. Важно, чтобы планы были реалистичными и выполнимыми в течение одного учебного года. Совет утверждает план, а разрабатывать его может и вся школа, и приглашенный эксперт – это не регламентируется.
4. Мониторинг и оценка выполнения плана.
Периодический контроль за соответствием деятельности ОУ по разработанному плану (мониторинг) и оценка промежуточных результатов позволяют отмечать продвижение к цели и, при необходимости, корректировать действия. Проводятся Экологическим советом ОУ, или, по решению Совета, привлечённым со стороны экспертом.
5. Включение экологической тематики в школьные курсы.
Различные аспекты таких тем, как мусор, вода, энергия изучаются дошкольниками на всех предметах. Все принимают участие в практических мероприятиях, например, по экономии воды и энергии, уменьшению объёмов мусора, его раздельному сбору и т.д. Таким образом, экологическое образование интегрируется в воспитательно-образовательную программу. Разрабатываются методические материалы по использованию экологической тематики на занятиях, во время свободной деятельности детей. Важно отметить, что не требуется включать выбранную тематику во все предметы сразу, а можно начинать с нескольких и постепенно расширять их список.
6. Предоставление информации и сотрудничество.
Школа устанавливает связи с другими организациями (другими образовательными учреждениями, библиотеками, общественными организациями, научно-исследовательскими институтами, коммерческими фирмами, местной администрацией и т.д), сотрудничает с ними, используя их опыт или привлекая их в качестве экспертов, а также проводит совместные мероприятия. Для освещения работы можно привлекать и средства массовой информации. В своей деятельности школа учитывает интересы района, города, села.
7. Формулировка и принятие Экологического кодекса.
Экологический кодекс разрабатывается в каждом ОУ. Он отражает стремление школы в целом и каждого его обитателя в отдельности улучшить состояние окружающей среды.
В ОУ должна быть информационная доска со всей информацией, кроме того, члены Экологического совета доводят информацию до своих учеников. В этой программе вообще мало указаний сверху и много инициативы снизу, поэтому она нам и нравится – есть простор для инноваций, творчества и истинно демократических (как это не банально звучит) подходов в организации всей деятельности.

Программа имеет 4 обязательные темы: «Вода», «Энергия», «Мусор», «Изменение климата». В большинстве стран-участников помимо этого образовательное учреждение может выбрать другие темы, если они считают их более актуальными для своего региона или населённого пункта. Наиболее популярными в России являются следующие темы: «Вода», «Мусор», «Энергия», «Природа и Биоразнообразие», «Школьный двор», «Здоровый образ жизни», «Изменение климата», «Культурное наследие», «Активная гражданская позиция», «Разумное потребление». С 2008 г. по решению, принятому на ежегодной встрече национальных координаторов, все темы, кроме приоритетных, должны согласовываться с международным координатором по каждой стране отдельно.

Количество Зеленых флагов, которые может получить образовательное учреждение, не ограничено, т.е. флаги присуждаются по одному в год, а участвовать можно хоть несколько десятилетий подряд. Каждый раз повторяются все 7 шагов. Экологический совет ежегодно переизбирается или, по крайней мере, вместо выпускников приходят младшие ребята (их родители), состав Совета может корректироваться самим учреждением или предыдущим составом до окончания его полномочий по ситуации. Каждый раз проводится исследование экологической ситуации, ведь на нее влияют не только внутренние факторы – работа ОУ по выбранной проблеме, но и внешние – ситуация на местах, в регионе, и даже в мире. Экологический кодекс тоже может дополняться или приниматься каждый год по новой теме отдельно. На самом деле, не обязательно каждый год брать новую тему. Можно расширять и углублять работу по одной и той же теме, например, включать ее в большее количество предметов, разнообразить мероприятия, расширять охват аудитории и т.д.

Программа «Эко-школы/Зелёный флаг» проводится в каждой стране национальной общественной организацией – членом Международной организации по экологическому образованию (FEE). Несмотря на это, в ряде стран, например, в Швеции, Шотландии, Ирландии участие школы в программе рассматривается как обязательное для успешного прохождения школой государственной аттестации.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Воспитательная составляющая не требует дополнительного финансирования.
Включение в муниципальную программу «Энергосбережение» в целях внедрения энергосберегающих технологий в части освещения.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Программа способствует воспитанию подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение её богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии решений, способствующих постепенному переходу региона (а в дальнейшем страны в целом) на путь устойчивого развития. Поэтому в официальном Меморандуме о взаимопонимании с UNEP (Экологической программой ООН), подписанном в 2003 г., программа «Эко-школы» названа глобальной моделью образования для устойчивого развития.
Вопросы экологии в последнее время особенно актуальны, они не сходят с повестки дня в общественных дискуссиях, а также в обсуждении в мэрии и в муниципалитете приоритетных для города направлений развития.
Мэрией города Ярославля реализуется муниципальная программа «Энергосбережение и энергоэффективность». Город готов предпринимать серьезные шаги в сфере природоохранной деятельности, готов вкладывать бюджетные средства в создание такой городской среды, которая будет энергоемкой, благоприятной и безопасной для его жителей.
Однако любое вложение средств, любые действия руководителей отрасли городского хозяйства по продвижению энергоэффективных технологий должны попасть на подготовленную почву. Поэтому с особым вниманием мы относимся к проектам, продвигающим экологическую культуру нашей молодежи, правила бережного отношения к окружающей среде. Экологическое воспитание, которое начинается с самого младшего возраста, поможет сформировать ответственных жителей города с неравнодушной гражданской позицией, и только так мы все вместе сможем сделать город чище и комфортнее для жизни.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии).

Перспективный экономический эффект от воспитания у подрастающего поколения культуры взаимодействия с окружающей средой и умения применять природоохранные технологии.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Практика реализуется с 2014 года в следующих образовательных учреждениях города Ярославля:
• МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 12
• МОУ СОШ № 11
• ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Новые участники проекта с 2015 года:
• МОУ Гимназия № 3
• МОУ СОШ № 27
• Государственное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей Ярославской области «Центр детей и юношества» (ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества»)
В будущем планируется привлечь в проект все общеобразовательные учреждения города.

Проект реализуется в разных странах мира и в городах России:
В настоящее время в программе участвует более 26 000 школ в 43 странах мира, более 5,5 миллионов детей, 400 тысяч педагогов. Более 5 000 школ награждены Зелёным флагом.
В настоящее время в России в программе участвуют более 250 образовательных учреждений (детские сады, центры дополнительного образования, школы и техникум) Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Петрозаводска, Калининграда, Братска, Кирова, Калининградской, Тверской, областей.

Отрасль применения практики (технологии)

Дошкольное, среднее, дополнительное, высшее, профессиональное образование.

Дата внедрения практики (технологии)

Практика реализуется с 2014 года

География использования практики (технологии).

Российская Федерация, Ярославская область, город Ярославль

Отзывы, награды

Дипломы участников проекта, зеленые флаги по итогам 2014-2015 годов:
МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 12 (г. Ярославль)
МОУ СОШ № 11 (г. Ярославль)
ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (г. Ярославль)

Дополнительные материалы

1. Ссылки на сайты образовательных учреждений с информацией о проекте:
http://mdou12.edu.yar.ru/news.html?page=2
http://www.76202s011.edusite.ru/
http://city-yaroslavl.ru/city/InternationalMunicipalCooperation/chpages/news.aspx?newsid=156&fromfilter=true
2. Презентация об участии в проекте МОУ СОШ № 11 (г. Ярославль)
3. Фотографии


 

Документы практики:


Контакты:

Управление образования мэрии Ярославля