Ярославль (Россия) — Создание технологий работы здоровьесберегающей образовательной среды — 2


Сущность предложения

Создание технологий работы по сохранению здоровья обучающихся через создание здоровьесберегающей образовательной среды.
Актуальность практики обозначается необходимостью работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся как стратегической задачи образования, заявленной Президентом РФ.
Ребенок проводит в образовательном учреждении большую часть времени. С нашей точки зрения, для сохранения и укрепления здоровья в образовании больше возможностей, чем в медицине. Мы делаем акцент на психолого-педагогический и социальный аспект здоровьесбережения (мотивация здорового образа жизни).
Проект направлен на выработку и совершенствование тактики и стратегии действий образовательных организаций по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности участников образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей). В рамках проекта осуществлена проектная работа образовательных учреждений по актуальным проблемам здорового образа жизни, методическое сопровождение деятельности по ЗОЖ, а также диссеминация опыта работы.
Описание профессиональных проблем, которые решены в результате проекта:
проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения (решение: повышение значимости здорового образа жизни)
проблема зависимого поведения обучающихся (употребление ПАВ)
проблема необходимости приращения у педагогов умений и способностей, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья участников образовательных отношений (решение: изучение современных эффективных форм и методов работы по данному вопросу, направленное на формирование компетентностей взрослых, содействующих развитию у детей мотивации самосохраняющего поведения)
Проблема необходимости создания безопасной образовательной среды в ОО
Ключевые понятия: педагогика и психология здоровья; безопасная среда; мотивация здорового образа жизни участников образовательных отношений; приращение здоровьесберегающей компетентности; здоровый образ жизни; здоровьесозидающая образовательная среда; здоровьесберегающие технологии.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

Направления работы проекта
1. Экспериментально-проектное.
Реализация проектов по следующим направлениям:
1) Сопровождение программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в МСО; программы по формированию культуры здорового питания обучающихся;
2) Разработка и апробация технологий сопровождения обучающихся в условиях цифровой электромагнитной среды; профилактика употребления ПАВ;
3) Апробация форм и методов работы, снижающих эффект от учебных, информационных и эмоциональных перегрузок обучающихся;
4) Проведение мероприятий с участниками образовательных отношений, направленных на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, осознанного ценностного отношения к собственному здоровью;
5) Привлечение к пропаганде здорового образа жизни и участию в мероприятиях здоровье сберегающей направленности школьников-волонтеров.

2. Мониторинг здоровья
• Анализ состояния физического здоровья школьников;
• Анализ компонентов психологического и социального здоровья в школах (методики изучения агрессивности, тревожности, ценностного отношения к здоровью);
• Изучение мнений учащихся, педагогов и родителей по вопросам ЗОЖ.

3. Методическое сопровождение. Накопление, трансляция и мультипликация форм и методов оптимального управления процессом мотивации здорового образа жизни в школе. Методическое обеспечение процесса формирования ценностного отношения к здоровью
• Подготовка методических пособий, видеороликов, памяток, конспектов для образовательных учреждений по вопросам сохранения и укрепления здоровому образу жизни, страниц здоровья на сайтах образовательных учреждений.
• Подготовка пособий для классных руководителей образовательных учреждений (конкретные технологии проведения классных часов, индивидуальный маршрут здоровья, программы здоровья в школе и т.д.).
• Подготовка рекомендаций и программ работы с конкретными проблемами здоровья в общеобразовательных школах (подходы к формированию ценностного отношения к здоровью, рациональное питание, и т.д.).
4. Практическое. Трансляция опыта, проведение мероприятий с участниками образовательного процесса, направленных на формирование осознанного ценностного отношения к собственному здоровью и укрепление здоровья школьников
• Проведение курсов повышения квалификации по вопросам сохранения и укрепления здоровья; проведение установочных, целеполагающих, а также тематических обучающих семинаров для завучей общеобразовательных учреждений, направленных на формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности .
• Проведение обучающих тематических семинаров, тренингов и лекционных занятий для педагогов.
• Проведение конкурсов здоровьесберегающей направленности.
• Проведение конференций здоровьесберегающей направленности.

Критерии и показатели оценки эффективности и результативности проекта:
• Показатели мониторинга по тематике проектов;
• Уровень внедрения ЗОЖ технологий в воспитательный и образовательный процесс;
• Ценностное отношение к здоровью со стороны обучающихся;
• Рост физической и санитарно-гигиенической культуры обучающихся;
• Устойчивый интерес и потребность к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни;
• Устойчивые навыки обеспечения безопасной жизнедеятельности как важного условия самореализации личности;
• Умение обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Программа развития учреждения

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

• Популярность ведения здорового образа жизни среди обучающихся;
• Активное участие родителей и педагогов в деятельности по здоровьесбережению;
• Распространение здоровьесберегающего опыта в муниципальной системе образования и г. Ярославля и Ярославской области
Изменение социальных показателей (качественный анализ)
1. Создана модель школы, содействующей сохранению и укреплению здоровья;
2. Отработаны подходы к составлению программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в МСО; программы по формированию культуры здорового питания обучающихся;
3. Сформирован методический инструментарий мероприятий, содействующих формированию мотивации ЗОЖ у школьников;
4. Транслирован опыт здоровья сбережения в МСО;
5. Апробированы конкретные технологии ЗОЖ для обучающихся.

Эффективность работы по ЗОЖ с обучающимися
1. Намерены вести ЗОЖ 74 % школьников;
2. Стали больше уделять внимание здоровью 41% школьников;
3. 95% старшеклассников в школах МРЦ не курят;
4. 98% получают удовольствие от участия в мероприятиях по ЗОЖ;
5. На 11% улучшаются показатели иммунитета школьников, участвующих в эксперименте;
6. На 33% улучшаются показатели психоэмоционального благополучия (снижается напряжение);
7. Активно-позитивное отношение педагогов к здоровью в школах МРЦ (заинтересованность и пропаганда ЗОЖ в школе, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс) составляет 98% (в других школа х -63%).

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии).

Перспективный экономический эффект от воспитания у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Проект осуществляется с 2010 г. по настоящее время в муниципальной системе образования города Ярославля. Работа осуществляется на нескольких уровнях:
1. Муниципальный ресурсный центр, объединяющий 23 образовательные организации (МОУ Городской центр психолого-медико-социального сопровождения, МОУ СОШ №№ СОШ №№ 1, 2, 3, 5, 6, 10, 12, 42, 43, 72, 75, 76, 80, 83, 84, лицей № 86, ОСОШ № 97, гимназия № 3, МДОУ № 81, 99, 225, Городской центр развития образования, Департамент образования мэрии города Ярославля)
В рамках МРЦ отрабатываются пилотные проекты здоровье сберегающей направленности.
2. Образовательные организации муниципальной системы образования (93 школы, 194 детских сада, 33 учреждения дополнительного образования).
Реализуются здоровьесберегающие технологии

 

Отрасль применения практики (технологии)

Образование

Муниципальная система образования города Ярославля

303 образовательные организации

 

Дата внедрения практики (технологии)

Проект реализуется с 2010 года по настоящее время
2010-2011 гг. – выработка идеи проекта, проведение пилотного исследования; наработка диагностического инструментария по проектам: создание идейного содержания работы;
2012-2014 гг. – отработка проектов, создание технологии решения проблем; проведение мероприятий ЗОЖ по тематике проектов, диссеминация опыта, выработка продукта;
2015-2016 гг. – проведение итоговой диагностики, диссеминация опыта, отработка продукта.

 

География использования практики (технологии).

Россия, Ярославская область, г. Ярославль

 

Отзывы, награды

• Диплом I степени в региональном конкурсе на лучшую организацию здоровьесберегающего пространства в образовательной среде (октябрь 2011 г.)
• Диплом II степени регионального конкурса учебно-методических пособий Ярославской области на тему «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» (ноябрь 2012 г.)
• Диплом I степени в номинации «Лучший проект» в рамках межрегиональной выставки-конкурса «Психологические ресурсы образования 2013» (Ярославль, декабрь 2013 г.)
• Сертификат XIII Международной ярмарки социально-педагогических инноваций (декабрь 2014 г.)

 

Дополнительные материалы

Приложение к проекту
1. Пакеты материалов здоровье сберегающей направленности
2. Публикации по тематике и рабочие программы
3. Ссылка на сайт


 

Документы практики:

 


Контакты:

Управление образования мэрии Ярославля