Ярославль (Россия) — Информационно-аналитическое обеспечение процесса выработки управленческих решений, направленных на повышение эффективности образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ярославля — 40


Сущность предложения

Для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности образовательного процесса, как в конкретном учреждении, так и в муниципальной системе в целом, необходима организация каналов обратной связи для получения достоверной и актуальной информации о текущем состоянии объекта управления – образовательного процесса, по наиболее сущностным его аспектам.

Автоматизированная система информационного обеспечения управления (АСИОУ) разработана по заказу Управления образования мэрии города Ярославля как инструмент мониторинга и анализа состояния образовательного процесса.

База данных АСИОУ содержит систематизированную, определенным образом организованную совокупность сведений, касающихся организации, обеспечения и результативности образовательного процесса.

Под образовательным процессом понимается система педагогической деятельности, осуществляемая посредством специальным образом организованного социального взаимодействия педагогов и учащихся, а его результат определяется изменениями в показателях педагогического и психологического статуса учащихся и воспитанников.

Под организацией образовательного процесса понимается совокупность конкретных организационных форм его осуществления в каждой точке образовательного пространства территориально-распределенной сети образовательных учреждений муниципальной системы образования.

Под обеспечением образовательного процесса понимается кадровое, методическое, дидактическое, психологическое и материально-техническое обеспечение.

Сведения об организации, обеспечении и результативности образовательного процесса представляются в базе данных в виде характеристик (показателей), состав которых определяется потребностями пользователей базы данных.

В АСИОУ используются как табличные, так и графические способы представления результатов обработки данных, позволяющие обеспечить быстрое восприятие информации лицом, принимающим решения.

В АСИОУ имеется блок статистической обработки данных, в том числе с использованием корреляционного анализа и построения структурограмм (коррелограмм) по вычисленным матрицам интеркорреляций. Это позволяет выявлять параметры порядка системы, целенаправленное воздействие на которые переводит систему в систему заданное состояние с минимальными затратами.

Разработка начата в 1995 году. Ввод в эксплуатацию первой рабочей версии программной системы АСИОУ 1.0 for DOS – 18.05.1998г. Ввод в эксплуатацию текущей версии АСИОУ 5.1 for Windows – 1.09.2009.

 

Масштаб мероприятия

В настоящее время актуальна проблема низкой эффективности образовательного процесса. Решение этой проблемы зависит не только от улучшения материально-технического и финансового обеспечения школ в целом, но и от качества управленческих решений на местах, направленных на повышение эффективности образовательного процесса. Автоматизированная система информационного обеспечения управления образовательным процессом (АСИОУ) предназначена для совершенствования аналитической составляющей управленческой деятельности. Помимо этого, АСИОУ решает проблему составления большинства отчетов по показателям, относящимся к деятельности учреждения, как для внутренних нужд самого учреждения, так и для предоставления в вышестоящие организации по запросу.

 

Организационное решение вопроса

  • Организация в МОУ ДПО «Городской центр развития образования» функционального подразделения для осуществления разработок, объединяющего отдел информатизации, мониторинга и анализа и отдел социально-психологического сопровождения образовательной практики.
  • Организация экспериментальной площадки АПКиПРО РФ «Информационно-аналитическое сопровождение образовательного пространства» (2003–2007 годы)
  • Организация городской экспериментальной площадки «Построение личностно-ориентированной системы информационно-аналитического сопровождения ребенка в образовательном пространстве школы» (2004–2009 годы)
  • Организация муниципальной экспериментальной площадки «Оптимизация взаимодействия в системе «Ученик-Учитель» на основе учета социально-психологических характеристик участников образовательного процесса» (2009–2012 годы)
 

Технологическое решение вопроса

  • Разработка Управлением образования мэрии города Ярославля технического задания на создание АСИОУ (1995 год)
  • Утверждение муниципального компонента базы данных АСИОУ (поля, обязательные для заполнения в каждом общеобразовательном учреждении), ежегодная корректировка муниципального компонента издание (расширение) и издание соответствующих приказов об актуализации баз данных (с 2001 года).
  • Проведение исследований в рамках работы экспериментальных площадок по расширению информационной базы процесса принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности образовательного процесса (с 2003 года).
  • Развитие программного обеспечения АСИОУ в целях совершенствования информационного обеспечения управленческой деятельности согласно информационным запросам пользователей и полученным результатам работы экспериментальных площадок.
  • Методическое сопровождение эксплуатации АСИОУ в образовательных учреждениях.
 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации предложения

Разработка и сопровождение АСИОУ финансируются за счет муниципального бюджета.

 

Социальный результат

Ожидается повышение эффективности образовательного процесса за счет принятия управленческих решений, способствующих повышению мотивации учащихся к осуществлению учебной деятельности и повышению мотивации педагогов к осуществлению профессиональной деятельности.

 

Экономический (финансовый) результат

Экономический эффект от внедрения АСИОУ достигается в основном за счет экономии временных и трудовых ресурсов сотрудников образовательных учреждений и органов управления образованием, неизбежных при массовых сборах информации по сети образовательных учреждений.

 

Реализация предложения и возможности его распространения

Реализация в общеобразовательных учреждениях города Ярославля (108 ООУ), с 1998 года по настоящее время

Реализация в общеобразовательных учреждениях Ярославской области (499 ООУ), с 2006 года по настоящее время.

Другие регионы также проявляют интерес к АСИОУ, однако попытки реализации данной практики затруднены: во-первых, недооценкой степени необходимости соблюдения рекомендаций разработчиков АСИОУ по организационному обеспечению ее внедрения; во-вторых, отсутствием разработчиков необходимых кадровых и финансовых ресурсов для качественного сопровождения программного обеспечения в других регионах.

Внедрение в других регионах и городах: 69 общеобразовательных учреждений в других регионах России (г. Москва, Одинцовский муниципальный округ, Шурышкарский р-н Ямало-Ненецкого АО и др.). АСИОУ также установлена в ВУЗах г. Ярославля для использования в учебных целях (ЯрГУ, ЯГПУ, МПСИ, РГГУ, МСГИ) и в АПКиППРО РФ (г. Москва).

 


 

Документы практики:

 


Контакты:

Мэрия города Ярославля.

150000, г. Ярославль, ул. Андропова, д. 6
Телефон: +7 485-2 40-40-05
http://city.yar.ru
http://www.city-yar.ru/
E-mail: upd@city.yar.ru, mayor@cityhall.yar.ru, ud@city-yar.ru