Хабаровск (Россия) — Эффективное формирование и исполнение бюджета — 168


Сущность предложения

Согласно Бюджетному посланию Президента Российской Федерации от 29.06.2011г. одной из задач бюджетной политики на 2012-2014 годы является повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг. Таким образом, на сегодняшний день одна из самых актуальных тем в сфере государственных (муниципальных) финансов является реформирование бюджетного процесса, который предполагает эффективное и рациональное использование бюджетных средств не только при разработке стратегических программ, но и при их реализации участниками бюджетного процесса. Организация рационального и эффективного расходования бюджетных ресурсов существенно влияет на достижение оптимальных параметров функционирования экономики города и решение приоритетных задач.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

Мероприятия по повышению эффективности расходов бюджета городского округа «Город Хабаровск» проводятся с 2007 года и включают в себя:
— задания по мобилизации доходов и экономии расходов бюджета города;
— выполнение мероприятий по оптимизации управленческих расходов;
— реструктуризация сети муниципальных учреждений социальной сферы;
— разработка, утверждение городских стандартов качества бюджетных услуг и оценка их выполнения;
— ежегодное утверждение среднесрочного финансового плана;
— использование программно-целевых методов при планировании и исполнении бюджета;
— формирование муниципальных заданий для муниципальных учреждений и мониторинг их выполнения;
— разработка нормативов затрат на выполнение муниципальных услуг;
— создание правовой базы, необходимой для проведения мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов;
— создание системы оценки качества финансового менеджмента и мониторинг результатов его оценки;
— автоматизация процессов формирования и исполнения бюджета и муниципальных заданий на оказание услуг;
— развитие отдельных модулей интеграционной информационной системы управления муниципальными финансами.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Сумма контракта:
— по разработке и внедрению программного комплекса «Развитие автоматизированной системы планирования и анализа исполнения бюджета г.Хабаровска» на базе программного комплекса «САПФИР» составила 2450 тыс.руб.
— «Бюджетная стратегия» 1040 т.р.
Источник — бюджет города.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Степень удовлетворенности потребителей услуг (жителей города) качеством предоставляемых услуг свыше 70%.

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

— ежегодная экономия бюджетных средств до 5% от объема расходов бюджета города, в т.ч. за счет совершенствования системы размещения муниципального заказа за 2009-2010 гг. получена экономии в отраслях «Здравоохранение», «Культура», «Образование», и «Физическая культура и спорт»;
— 100% выполнение заданий по оптимизации управленческих расходов;
— рост удовлетворенности потребителей услуг (жителей города) качеством предоставляемых услуг;
— смещение акцентов от управления бюджетными затратами к управлению результатами;
— снижение расходов, связанных с оптимизацией сети муниципальных учреждений и оказанием муниципальных услуг в отраслях «Образование» и «Здравоохранение»;
— разработаны более 100 правовых актов, касающихся муниципальных финансов и связанных с проводимыми мероприятиями по повышению эффективности бюджетных расходов;
— рейтинг оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств по группам ГРБС показал достаточно высокий результат, 50% ГРБС достигли максимальной, результаты размещены на официальном сайте городского округа «Город Хабаровск» в сети Интернет: www.khabarovskadm.ru;
— в Стратегический план устойчивого развития города до 2020 года подготовлен аналитический материал «Бюджетная политика и бюджетное планирование в городе Хабаровске», в рамках муниципального контракта с ИРОФ (г.Москва) № 7 от 7 июня 2010 г.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

В целях дальнейшей работы по повышению эффективности бюджетных расходов принято постановление администрации города Хабаровска от 31.10.2011 № 3577 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Повышение эффективности расходов бюджета города Хабаровска на 2012-2014 годы», основными мероприятиями которой являются:
— внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления;
— применение в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования трехлетнего бюджета городского округа;
— переход к утверждению «программного» бюджета городского округа «Город Хабаровск»;
— развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг, в том числе путем реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ;
— по состоянию на 1.11.2011 года в городе функционирует 100 автономных (36% от общего количества), 159 бюджетных и 19 казенных учреждений;
— реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего финансового контроля;
— совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;
— создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.

 

Отрасль применения практики (технологии)

Реструктуризация бюджетной сети:
В 2008 году автономными стали 4 учреждения – 2 в отрасли «Образование», по одному «Физкультура и спорт» и Культура».
В течение 2009 года еще 12 бюджетных учреждений стали автономными, в том числе: 8 учреждений «Образования», 1 — «Здравоохранение»; 1- «Транспортное обслуживание»; 1- «Средства массовой информации»; и 1 — «Жилищно-коммунальное обслуживание».
В 2010 году создано 24 автономных учреждения в отраслях:
— «Образование» — 17;
— «Культура» – 3;
— «Физическая культура и спорт» – 3;
— «Департамент муниципальной собственности» – 1 (студия телевидения).
На 1 января 2011 года в городе функционировало 40 автономных учреждений.

 

Дата внедрения практики (технологии)

2007 год.

 

Отзывы, награды

Всероссийский конкурс журнала «Бюджет» «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», проводимый совместно с Сообществом финансистов России:
2008 г. — город стал победителем в номинации «За высокое качество исполнения бюджета».
2009 г. — Диплом III степени.
2010 г. — город получил диплом в номинации «За лучшее нормативно-правовое обеспечение бюджетного процесса».
2011 г. — победитель в номинации «За высокое качество управления бюджетными доходами и муниципальной собственностью» и спец. номинации «За эффективное управление бюджетным процессом с помощью автоматизированных информационных систем». Руководитель финансового департамента администрации города В.Е. Соколов дважды удостаивался Почетной грамоты.
III международный смотр-конкурс «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС»: город Хабаровск особо отмечен в работе по проведению эффективного внедрение и использования программно-целевого метода планирования.

 


  

Документы практики:

 


 

Контакты:

Администрация города Хабаровска

Тел.: (421-2)30-65-09
Факс: (421-2)31-53-46
e-mail: root@mayor.kht.ru

Сайт Администрации: http://khabarovskadm.ru/