Хабаровск (Россия) — Разработка и реализация новых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений бюджетной сферы — 20


Сущность предложения

Постановление администрации города Хабаровска от 01.06.2009 № 1840 «О новых системах оплаты труда работников муниципальных учреждений городского округа «Город Хабаровск» было разработано в целях реформирования системы оплаты труда в соответствии с ст.16, ст.53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа «Город Хабаровск». В соответствии с данным постановлением с 4 августа 2009 года для работников муниципальных учреждений, финансируемых за счет собственных доходов городского округа «Город Хабаровск», оплата труда которых осуществлялась на основе ЕТС, были введены новые системы оплаты труда (далее НСОТ).
Многолетняя практика применения ЕТС как основы оплаты труда работников бюджетной сферы показала, что ожидаемого результата от ее введения достигнуть не удалось. В связи с этим, используемый подход был признан неэффективным, как не соответствующий рыночному принципу регулирования заработной платы. Недостатком данной системы являлось отсутствие связи между размером оплаты труда работника и качеством, результативностью и эффективностью его работы. Использование ЕТС не мотивировало работника к достижению высоких результатов труда, в связи с чем назрела необходимость перехода на иную систему оплаты труда.
Поэтому последовал новый этап реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы, предполагающий переход к отраслевым системам оплаты труда. Введение НСОТ было нацелено на формирование эффективной системы оплаты труда работников муниципальных учреждений.
НСОТ в отраслях бюджетной сферы учитывает специфику труда каждой отрасли, качественные и количественные характеристики труда работников, что позитивно отразилось на мотивации труда работников и качестве услуг, предоставляемых социальной сферой.
Основным принципом НСОТ является разделение заработной платы работника на две части: базовую (гарантированную) часть, которая выплачивается работнику за исполнение должностных обязанностей, и стимулирующую часть, размер которой зависит от того, насколько качественно, эффективно и результативно сотрудник выполнял свои должностные обязанности. Размер стимулирующих выплат не ограничен. Структура фонда оплаты труда (далее – ФОТ) включает в себя три следующих элемента: оклад (должностной оклад) или ставку заработной платы; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.

 

Организационное и технологическое решение вопроса

В городском округе «Город Хабаровск» с 2009 года велась активная работа по введению новой системы оплаты труда. В целях оказания методической помощи структурным подразделениям администрации и муниципальным учреждениям г. Хабаровска, было принято постановление Мэра города от 10.02.2009 № 423 «Об утверждении методических рекомендаций по введению в муниципальных бюджетных учреждениях г.Хабаровска новых систем оплаты труда».
Кроме того, были приняты постановления Мэра города Хабаровска от 12.03.2009 № 756 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в муниципальных бюджетных учреждениях г. Хабаровска» и № 757 «Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в муниципальных бюджетных учреждениях г. Хабаровска».
Также администрацией города было разработано постановление от 01.06.2009 № 1840 «О новых системах оплаты труда работников муниципальных учреждений городского округа «Город Хабаровск», в соответствии с которым были приняты следующие нормативные акты:
— постановление администрации города Хабаровска от 09.07.2009 № 2378
«О введении в муниципальных образовательных учреждениях, финансирование оплаты труда работников которых осуществляется за счет собственных доходов городского округа «Город Хабаровск» и краевой субвенции на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, новой системы оплаты труда»;
— постановление администрации города Хабаровска от 13.08.2009 № 2877
«О введении в муниципальных учреждениях культуры, финансирование оплаты труда работников которых осуществляется за счет собственных доходов городского округа «Город Хабаровск», новой системы оплаты труда»;
— постановление администрации города Хабаровска от 20.07.2009 № 2501 «Об утверждении положения о новой системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных управлению по физической культуре и спорту администрации города Хабаровска, финансирование оплаты труда которых осуществляется за счет собственных доходов городского округа «Город Хабаровск»;
— постановление администрации города Хабаровска от 15.07.2009 № 2473 «О введении новой системы оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных управлению социальной работы с населением администрации города Хабаровска, финансируемых за счет собственных доходов городского округа «Город Хабаровск».
В целях реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы», от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р, Регионального плана поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях Хабаровского края на 2013 — 2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Хабаровского края от 30.04.2013 № 290-рп, принято постановление администрации города от 07.11.2013 № 4756 «Об утверждении плана поэтапного совершенствования системы оплаты труда в муниципальных учреждениях городского округа «Город Хабаровск» на 2013 — 2018 годы».
Данное постановление в том числе предусматривает анализ деятельности муниципальных учреждений на предмет их эффективности и возможности привлечения средств на повышение оплаты труда путем реорганизации неэффективных учреждений, в том числе за счет:
— укрупнения учреждений путем их реорганизации с сохранением объемов муниципального задания;
— сокращения доли персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании муниципальных услуг (неэффективных расходов), путем перевода отдельных функций на аутсорсинг;
— установления предельной численности административно-управленческого, административно-хозяйственного и иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании муниципальных услуг, в структуре штатной численности учреждений;
— проведение работы по оптимизации штатной численности с учетом внедрения типовых норм труда и сокращения расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли на оплату труда в фонде оплаты труда учреждений не более 40 процентов.
Высвобождаемые средства направляются на повышение оплаты труда в части стимулирующих выплат, на принятие новых дополнительных мер социальной поддержки, предоставляемых социально незащищенным категориям граждан, а также на погашение дефицита бюджета городского округа «Город Хабаровск».
Кроме того, данным постановлением установлено проведение мероприятий по организации заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками муниципальных учреждений в связи с внедрением «эффективного контракта».
Также, в целях реализации указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012, в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р и Правительства Хабаровского края от 08.02.2013 № 52-рп «Об утверждении планов мероприятий («дорожных карт») повышения эффективности и качества услуг учреждений социальной сферы Хабаровского края», распоряжением администрации города Хабаровска от 12.04.2013 № 171-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг муниципальной системы образования г.Хабаровска на 2013 — 2020 годы», распоряжением администрации города Хабаровска от 09.04.2013 № 170-р — План мероприятий («дорожная карта») повышение эффективности и качества услуг культуры в городском округе «Город Хабаровск» на 2014 — 2018 годы», распоряжением администрации города Хабаровска от 15.04.2013 № 173-р — План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере физической культуры в городе Хабаровске».
В целях контроля за реализацией указов Президента Российской Федерации финансовым департаментом совместно с отраслями социально-культурной сферы разработаны формы отчетности по всем источникам финансирования оплаты труда и по всем категориям работников, в соответствии с которыми с 2012 года ведется ежемесячный мониторинг численности и оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы, а также анализ использования фонда оплаты труда учреждений по видам выплат.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

На оплату труда работников муниципальных учреждений социальной сферы за период с 2009 по 2016 год из бюджета городского округа «Город Хабаровск» направлено 31 520, 2 млн рублей, в том числе за счет ассигнований краевого бюджета – 17 516,2 млн рублей, за счет ассигнований бюджета города – 14 004 млн рублей.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

НСОТ в отраслях бюджетной сферы учитывает специфику труда каждой отрасли, качественные и количественные характеристики труда работников, что позитивно отразилось на мотивации труда работников и качестве услуг, предоставляемых социальной сферой. Введение НСОТ произведено с целью повышения заработной платы, стимулирования качества труда и профессионального роста работников. Стимулирующие выплаты в учреждениях, направленные на усиление мотивации работников к высокой результативности и качеству труда, установлены на основании показателей и критериев, утвержденных в локальных нормативных актах учреждений — Положениях об оплате труда.
Выплаты за профессиональное мастерство, классность, за применение в работе достижений науки и передовых методов труда, за наличие ученой степени, звания «заслуженный», «народный» стимулируют работников и способствуют их профессиональному развитию, происходит закрепление кадров в учреждениях, вследствие чего уменьшается отток кадров.

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Во исполнение постановления администрации города от 07.11.2013 № 4756 «Об утверждении плана поэтапного совершенствования системы оплаты труда в муниципальных учреждениях городского округа «Город Хабаровск» на 2013 — 2018 годы», в целях оптимизации неэффективных расходов за период с 2009 по 2016 год в г.Хабаровске была проведена реорганизация 12 образовательных учреждений путем укрупнения учреждений и оптимизации штатной численности, а именно:
В 2009 году реорганизованы путем слияния МОУ СОШ № 8 и МОУ НОШ № 4, на их базе создано СОШ «Успех», экономический эффект составил 4758,1 тыс.рублей, в том числе за счет краевого бюджета – 2 282,8 тыс.рублей, за счет местного бюджета – 2 475,3 тыс.рублей.
В 2010 году была проведена реорганизация МОУ СОШ № 61 путем передачи второго здания МОУ НОШ «Открытие», экономический эффект за счет краевого бюджета составил 210 тыс.рублей.
В 2011 году была проведена реорганизация МОУ ООШ № 86 путем присоединения к МОУ СОШ № 46, а также изменение типа МОУ СОШ № 14 на НШДС, экономический эффект за счет краевого бюджета составил 1 943 тыс.рублей.
В 2013 году в НШДС «Верботон» было произведено изменение типа на МАДОУ «Верботон», экономический эффект за счет краевого бюджета составил 1 384,3 тыс.рублей.
В 2014 году была проведена реорганизация МБОУ СОШ № 57 путем присоединения к МАОУ «Лицей «Ступени», а также закрытие МОУ ООШ № 40, экономический эффект за счет краевого бюджета составил 1 459 тыс.рублей.
В 2015 году была проведена реорганизация путем соединения МБОУ СОШ № 74 и МБОУ СОШ № 83, МБОУ СОШ № 53 и МБОУ СОШ № 49, МАОУ СОШ № 36 и МАОУ «Гимназия № 3», экономический эффект за счет краевого бюджета составил 3 477,2 тыс.рублей.
В 2016 году была проведена реорганизация путем присоединения МАОУ СОШ № 55 к МАОУ «Гимназия № 3», экономический эффект за счет краевого бюджета составил 99 тыс.рублей.
Общий экономический эффект от проведенных за данный период мероприятий составил 13 330,6 тыс.рублей, в том числе за счет краевого бюджета – 10 855,3 тыс.рублей, за счет местного бюджета – 2 475,3 тыс.рублей. Данные средства были направлены на увеличение фонда стимулирующих выплат и увеличение средней заработной платы педагогических работников.
Кроме того, с 2009 года велась работа по сокращению доли персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании муниципальных услуг, что позволило перенаправить высвобождаемые средства на стимулирование основного персонала.
Общий рост средней заработной платы педагогических работников после введения НСОТ за период с 2009 года по 2016 год составил по г.Хабаровску 218%.
В 2016 году с целью оптимизации штатной численности по муниципальным бюджетным учреждениям, подведомственным управлению социальной работы с населением проведена реорганизация путем присоединения МБУ «Центр социальной работы с населением «Содружество» с МБУ «Дом ветеранов имени Леонида Ульяновича Соболенко», МБУ «Центр социальной работы с населением «Доверие» с МБУ «Дом ветеранов Индустриального района», МБУ «Центр социальной работы с населением «Диалог» с МБУ «Дом ветеранов Краснофлотского района» и МБУ «Центр по работе с населением Кировского района», МБУ «Центр по работе с населением Железнодорожного района» с МБУ «Дом ветеранов имени Героя Советского Союза Н.М.Никитенко», создания МБУ «Центр работы с населением «Единство». В результате 10 муниципальных бюджетных учреждений (6 Центров, 4 Дома ветеранов) реорганизованы в 5 Центров работы с населением. Штатная численность муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных управлению социальной работы с населением уменьшилась с 300,3 до 267,7 штатных единиц. Экономия от проведенной реорганизации составила 8,5 млн рублей и направлена на принятие новых дополнительных мер социальной поддержки, предоставляемых социально незащищенным категориям граждан, а также на погашение дефицита бюджета городского округа «Город Хабаровск».

 

Реализация практики (технологии) возможности его распространения

В городском округе «Город Хабаровск» новые системы оплаты труда были введены для работников муниципальных учреждений, оплата труда которых осуществлялась на основе ЕТС, в соответствии с постановлением администрации города Хабаровска от 01.06.2009 № 1840 «О новых системах оплаты труда работников муниципальных учреждений городского округа «Город Хабаровск» с 4 августа 2009 года.

 

Отрасль применения практики (технологии)

Практический опыт применения новых систем оплаты труда в городском округе «Город Хабаровск» показал, что данную практику возможно применять не только в учреждениях социально-культурной сферы, но и в учреждениях любой сферы деятельности. При этом, показатели должны быть доработаны и конкретизированы с учетом особенностей данной сферы.

 

Дата внедрения практики (технологии)

2009-2020 годы

 

География использования практики (технологии)

Городской округ «Город Хабаровск»

 

Отзывы, награды

 

 


  

Документы практики:

 


 

Контакты:

Администрация города Хабаровска. Департамент муниципальной собственности

Чукавин Вячеслав Александрович — начальник отдела имущества муниципальных предприятий и муниципальных учреждений департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска:
+7 (4212)41-97-71

 

Администрация города Хабаровска

Тел.: (421-2)30-65-09
Факс: (421-2)31-53-46
e-mail: root@mayor.kht.ru

Сайт Администрации: http://khabarovskadm.ru/