Хабаровск (Россия) — Организация оказания на территории города первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях — 147


Сущность предложения

Создание службы раннего вмешательства в муниципальных учреждениях здравоохранения г.Хабаровска.
Необходимость создания службы раннего вмешательства в муниципальных учреждениях здравоохранения г.Хабаровска была обусловлена рядом серьезных проблем, существующих в системе охраны здоровья детей города:
• ухудшением показателей здоровья по основным классам болезней, которые формируют хронические заболевания, в том числе болезней нервной системы и органов чувств, врожденных аномалий, психических расстройств;
• высоким уровнем детской инвалидности, составляющей 1,8% от детского населения в целом;
• несвоевременностью выявления отклонений в развитии детей (только у 4% детей в возрасте от 0 до 4 лет выявляются отклонения в развитии, тогда как в возрасте 10-14 лет данные нарушения являются причиной инвалидности уже у 28% детей);
• отсутствием в системе первичного звена здравоохранения современных методик по диагностике отклонений в развитии детей и рекомендаций по их абилитации;
• ростом числа детей-сирот, в том числе с отклонениями в раз-витии и детей из социально-неблагополучных семей, что является острой социальной проблемой, решить которую без совместного участия специалистов различного профиля (медиков, психологов, педагогов, социальных работников) не представляется возможным.
Служба ранней помощи — это структура, предназначенная для оказания помощи детям с особыми потребностями в возрасте от рождения до 3 лет и их семьям, с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе.
Целью Раннего вмешательства является профилактика социального сиротства, оказание помощи детям раннего возраста для нормализации жизни детей, содействия их оптимальному развитию и адаптации в обществе, а также помощи всем лицам, воспитывающим ребенка с нарушениями функций жизнедеятельности.
Функции службы ранней помощи:
1. Выявление детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально – эмоциональном развитии, с подозрением на нарушение слуха, зрения, детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений.
2. Организация и проведение диагностики нарушения функций ребенка, семейной ситуации (включая первичную оценку риска нарушений прав ребенка в семье и безопасности нахождения ребенка в семье).
3. Планирование и осуществление деятельности реабилитационной работы с семьей и ребенком (включая разработку планов обеспечения безопасности ребенка, планов по защите прав ребенка индивидуальных программ реабилитации семьи и ребенка, патроната семьи и ребенка).
4. Информационная и социально – психологическая поддержка семьи.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

Первый этап – планирование, на котором просчитана потреб-ность в этом виде помощи детям по г.Хабаровску (в первич-ном обследовании нуждалось 2,3 тыс. детей в год -37% от общего числа новорожденных), а уже в специальной меди-цинской помощи – около 600 из них (9,7% от числа новорож-денных). Выделены категории пациентов; разработаны стандарты: стандарт оказания помощи по каждой категории; стандарт оснащения; стандарт обеспеченности площадями; Произведен расчет базовых показателей: объемы посещений, норматив нагрузки на персонал, штатная численность, фонд оплаты труда, стоимость содержания, стоимость медицинской услуги, объемы финансирования, оптимальная численность закрепленного населения, определение оптимального числа отделений ранней помощи, определение районов обслуживания за каждым отделением.
После всех расчетов была предложена оптимальная (с точки зрения «затраты-результат») структура системы ранней по-мощи для города Хабаровска, которая включает в себя 3 отде-ления ранней помощи, размещенные в трех детских поликли-никах города (детские поликлиники № 1 и 3, и детская боль-ница № 9). Отделению на базе больницы № 9 присвоены функции методического центра.
Второй этап – подготовительный, включил следующие мероприятия:
— подготовка и издание нормативных документов (внесение в городскую программу по материнству и детству мероприятий по созданию службы ранней помощи и утверждение про-граммы на городской Думе, распоряжение мэра о выделении штатов для домов ребенка, согласование с МЗ Хабаровского края введения новой услуги, приказ управления здравоохранения о создании службы, нормирующий все вопросы ее функционирования);
— подготовка и издание методических документов – стандартные операции и процедуры (СОПы) по технологии ранней помощи;
— подготовка к ремонтным работам (составление дефектных ведомостей и смет) и проведение ремонтных работ;
— обучение персонала (подготовка грантовых проектов, участие в конкурсе проектов, учеба по гранту).
На ремонт помещений и оснащение отделений из бюджета города в 2005 г. было выделено 1,3 млн. рублей, в 2006 г. – 6,8 млн. рублей. Дополнительно за счет привлечения спонсорских средств (244 тыс. руб.) приобретены компьютеры, оборудование, методический и игровой материал.
Постановлением мэра города в 2006 г. дополнительно в дома ребенка было введено 16 ставок специалистов для отделений ранней помощи.
Третий этап — с октября 2006 году открыты отделения абилитации и организационно — методической Центр раннего вмешательства во всех выбранных учреждениях здравоохранения (ДБ №9, ГП №1, ГКП №3, Дом ребенка №1 и №2), а в 2007 году вышли на расчетные объемы помощи и обеспечили полную удовлетворенность населения в этом виде помощи.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Суммарный объем финансовых средств, затраченных на достижение цели из городского бюджета – 8 100 тыс. руб.
Спонсорские средства 244,0 тыс. руб.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

1. За период работы Службы ранней помощи ни один ребенок – инвалид (438 человек) не передан на попечение государства.
2. Все семьи, имеющие детей с тяжелыми нарушениями в развитии и находящихся на стадии развода на момент обращения в службу ранней помощи, сохранены.
3. Применение в технологии службы ранней помощи сочетания абилитационных техник и медикаментозного лечения дает стойкие положительные результаты в развитии детей и улучшение состоянии здоровья их в 85,5% случаев.
4. Использование комплексных технологий в реабилитации перинатальных поражений у детей раннего возраста позволяет улучшить качество жизни детей инвалидов, компенсировать нарушения и достичь положительной динамики в 91%.
5. В 48 % случаях отклонения в развитии и состоянии здоровья впервые выявляются в службе ранней помощи.
6. Из 1583 детей с нарушениями в развитии, наблюдавшихся в службе ранней помощи домов ребенка усыновлено 30% (486 детей).

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Экономический результат (непонесенные затраты) с точки зрения профилактики социального сиротства составляет более 200 млн. рублей в год. Дети, возвращенные в семью + дети-инвалиды, оставшиеся в семьях (486+438=924) * 220 тыс. рублей = 203 280 тыс. рублей.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

За период реализации практики в период 2006-2011 г.г. в службу ранней помощи обратилось 10597 детей, в том числе 513 детей-инвалидов.
Кроме этого в службе ранней помощи проведено 140 мероприятий по профилактике социального сиротства среди детей с нарушениями в развитии: выступления в коллективах; вы-пуск профильных буклетов; работа со СМИ; методические рекомендации и т. п.
Проведено обучение технологии ранней помощи специалистов детской больницы п.Эльбан.br />
География ее использования — г. Хабаровск, Хабаровский край, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Голландия, Швеция

 

Отрасль применения практики (технологии)

Здравоохранение.

 

Дата внедрения практики (технологии)

2006 год.

 

Отзывы, награды

Дипломант всероссийского конкурса «Лучший региональный опыт по профилактики социального сиротства» Министерст-ва образования и науки РФ и Национального фонда защиты детей от жестокого обращения (2009 год).

 


  

Документы практики:

 


 

Контакты:

Администрация города Хабаровска. Управление здравоохранения

 

Топоровская Елена Львовна

Заместитель начальника управления по информационным технологиям города Хабаровска

 

Адрес: 680000, г. Хабаровск,

Топографический переулок, дом 9

Телефон: (4212) 42-08-52

Факс: (4212) 31-15-09

Эл. почта: gorzdrav@mayor.kht.ru

Адрес сайта: health.khabarovskadm.ru