Уфа (Россия) — Организация социальной медико-педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации — 29

 

Сущность предложения

Основной принцип социально-педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации в условиях МБУ «РЦ» — скоординированная командная работа специалистов всего Центра, включающей и медицинских, и педагогических специалистов: педиатра, невролога, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, логопедов, инструкторов по лечебной физкультуре, социальных педагогов, социальных работников, инструкторов по труду, воспитателей и др. Основные задачи Центра:
1. Определение исходного уровня здоровья и психики ребенка, прогнозирование восстановления нарушенных функций.
2. Оказание помощи семьям, воспитывающих детей после кохлеарной имплантации, в их социальной реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
3. Социально — реабилитационная работа с родителями, имеющих детей после кохлеарной имплантации.
Интеграция детей после кохлеарной имплантации в дошкольные и школьные общеобразовательные школы.
4. Организация консультативной психолого-педагогической, медико-социальной, дефектологической помощи детям после кохлеарной имплантации, интегрированным в общеобразовательные учебные заведения.
5. Организация курсов повышения квалификации специалистов, работающих с детьми после кохлеарной имплантации.

Организационно-технологическое решение вопроса

Социальная медико-педагогическая реабилитация в Центре осуществляется по следующим направлениям:
— ранняя диагностика,
— медико-социальная помощь,
— консультативная и коррекционная помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, логопеда, социального педагога;
— организация совместной работы учителя-дефектолога, ребенка и его родителей;
Дооперационная и послеоперационная реабилитация детей с кохлеарным имплантом;
— консультативная помощь родителям по вопросам воспитания и реабилитации.
Современные диагностические технологии и методики, специально оборудованные кабинеты (кабинет логопеда и социального педагога с игровыми зонами по социально- бытовой адаптации, сенсорная комната, игровая комната) позволяют оказать эффективную помощь ребенку с кохлеарным имплантом. Каждый специалист учитывает индивидуальные особенности ребенка, его компенсаторные возможности, возрастные особенности, семейные взаимоотношения. Родители являются полноправными участниками процесса реабилитации.
Послеоперационная слухоречевая реабилитация — самый длительный и трудоемкий этап кохлеарной имплантации. Совместные усилия медико-педагогического коллектива и родителей приносят положительный результат.
В реабилитации детей данной категории применяются различные методы и технологии в специально оборудованных помещениях:
— в комнате социально-бытовой ориентации;
— в сенсорной комнате;
— в игровой комнате.
В Центре для детей с кохлеарным имплантом проводятся занятия в кабинете социального педагога. Все пространство разбито на несколько игровых зон. Играя совместно с социальным педагогом, дети учатся адекватно вести себя в различных бытовых ситуациях. Благодаря таким занятиям, дети становятся более самостоятельными, способными обслуживать себя, приобретают навыки общения. Совместная деятельность способствует обогащению словарного запаса и развитию связной речи.
Для того, чтобы ребенок с кохлеарным имплантом смог понимать речь, недостаточно его научить обнаруживать, различать, опознавать и распозновать речевые сигналы. Ребенок должен овладеть языковой системой, т.е. овладеть значением множества слов, их звуковым составом, правилами изменения и соединения слов в предложении и использования языковых средств для общения. Цель занятий с логопедом — овладение значением слов и накопление импрессивного словаря. После включения речевого процессора эта работа продолжается с активным вовлечением слухового анализатора. В накоплении словаря ведущая роль принадлежит родителям и в самом начале важно им объяснить значение этой работы для развития понимания речи.
Развитие речи детей с кохлеарным имплантом напрямую зависит от его психофизического уровня развития. Поэтому с ними важны занятия по развитию невербальных функций:
— двигательной активности (крупная и мелкая моторика, предметная деятельность);
— восприятие окружающего мира (представления о свойствах и функциях предметов и их частей, представления о явлениях, пространственных и временных отношениях предметов и явлений);
— внимания (зрительного, слухового, непроизвольного, произвольного, развитие таких свойств внимания как объем, устойчивость, распределенность, переключаемость);
— воображения;
— мышления;
— эмоционально-волевой сферы.
Также для детей была оборудована сенсорная комната — это комплекс, который состоит из множества стимуляторов. К ним относятся проекторы специальных эффектов, световые трубки, фиброволокна, мерцающий бассейн, специальная музыка, пуфики с наполнителями из гранул и т.д.
Занятия в сенсорной комнате с детьми с кохлеарным имплантом были направлены для развития умений самостоятельно влиять на окружающую среду с целью получения приятных ощущений от света, звука, движения, прикосновений и вкусовых раздражителей.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Бюджет городского округа и внебюджет.10 млн. руб.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Социально — педагогическая реабилитация в РЦ детей с кохлеарным имплантом позволяет наблюдать следующие результаты:
Улучшение слухового восприятия.
Улучшение собственной разговорной речи.
Обогащение активного и пассивного словаря.
Социальная интеграция ребенка в общество.
Раскрытие творческого потенциала детей с кохлеарным имплантом.
Обеспечение равных возможностей среди других детей.
Улучшение эмоционального фона.
Формирование навыков общения.
Самоутверждение в обществе.
Формирование нравственности, духовного богатства личности, физического здоровья.
Формирования умения доводить начатое дело до конца, преодоление трудностей, сдерживание своих желаний и умение считаться с интересами других детей в РЦ.
Стремление к самосовершенствованию.
Вовлечение в широкие социальные контакты.
Снижение тревожности и напряженности.
Снижение агрессивности.
Снижение страхов.
Повышение самооценки.
Повышение самостоятельности.
Предопределение в профессиональной ориентации.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Социальная адаптация человека в общество.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Во всех учреждениях имеющих возможность предоставлять данный вид практики.

Отрасль применения практики (технологии)

Социальное обслуживание населения.

Дата внедрения практики (технологии)

Март 2007 года.

Отзывы, награды

— Почетная грамота Правительства Республики Башкортостан (2004г.).
— Деловая общественная городская премия Общественного Фонда Развития города «ДоСтояние стоЛицы» в номинации «За особое доверие» (2008, 2009гг.).
— Диплом Министерства труда и социальной защиты населения РБ в конкурсе «Лучший социальный работник» в номинации «Лучший директор учреждения социального обслуживания» (2012г.).
— Почетная грамота Министерства труда и социальной защиты населения за активное участие в подготовке и проведении II Открытого республиканского конкурса творчества детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Созвездие талантов» (2011г.).
— Почетная грамота РОО СМ «Материнское сердце» РБ за содействие в подготовке и проведении I открытого смотра-конкурса «Созвездие талантов» (2010г.).
— Благодарственное письмо Администрации Президента РБ за организацию и проведение акции ОАО «Первый канал» «Стань первым» (2011г.).
— Благодарственное письмо РОО «Содействие» за помощь, поддержку и активное участие в Благотворительном проекте «Неделя Добра».
— Благодарственное письмо Комитета Государственного собрания – Курултая РБ по образованию, науке, культуре, спорту и делам молодежи за значительный вклад в реабилитацию и социальную адаптацию в обществе детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (2010г.).
Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.

Дополнительная информация


 

Документы практики:




Контакты:

Город Уфа. МБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»

г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 73/1
Телефон: +7 (347) 273-09-34,
Телефон/факс приемная: +7 (347) 273-16-78
http://www.rcufa.ru