Уфа (Россия) — Организация безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья — 34

 

Сущность предложения

В целях удовлетворения запросов населения в предоставлении образовательных услуг в городе проводится работа по организации безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. В Программе развития системы образования городского округа город Уфа до 2015г. как задача определена позиция создания равных возможностей для всех категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, в получении качественного образования.

Организационно-технологическое решение вопроса

На базе муниципальных общеобразовательных учреждений созданы и работают коррекционные классы — форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в образовательных учреждениях городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в том числе специальных коррекционных школах и классах, обучаются 2089 детей с ограниченными возможно¬стями здоровья.
В рамках реализации Федеральной программы «Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015 годы» на базе двенадцати школ города Уфы (МБОУ СОШ № 7 и МБОУ СОШ № 87 МБОУ СОШ № 132, МБОУ СОШ № 126, МБОУ СОШ № 25, МБОУ СОШ № 8, МБОУ СОШ № 4, МБОУ СОШ № 89, МБОУ СОШ № 54, МБОУ СОШ № 127, МБОУ Лицей № 68, МБОУ СОШ № 131), реализующих образовательные программы общего образования, созданы условия универсальной среды для обучения, в том числе и детей-инвалидов. Данная программа работает на условиях софинансирования с муниципалитетом. В 2012-2013 учебном году в Федеральную программу «Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015 годы» вошли еще 14 школ городского округа город Уфа РБ.
Управлением образования с 2009 года ведется работа по реализации проекта «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по программам общего образования с применением дистанционных образовательных технологий.
С целью обеспечения максимального доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями к образовательным и информационным ресурсам в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, Законом Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 (ред. от 25.12.2008г.) «Об образовании», Приоритетным национальным проектом «Образование», решением Совета городского округа город Уфа в феврале 2009 года утверждена городская целевая программа «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по программам общего образования с применением дистанционных образовательных технологий на 2009 — 2014 годы». В рамках реализации постановления главы Администрации № 1226 от 20 марта 2009 г был создан городской центр дистанционного обучения как структурное подразделение МБОУ СОШ № 54 Орджоникидзевского района.
Для успешного функционирования центра были вовлечены 38 учителей-предметников, инженер-программист, педагог-психолог, социальный педагог. Дистанционное образование получили в 2009 году — 20 учащихся (9-11 классы); 2010 году — 26 учащихся (5-11 классов); 2011 году — 36 учащихся (1-11 классов). В 2012 году в Центре обучается 37 учащихся 3-11 классов.
В образовательном процессе используется учебный контент (дистанционные программы) Центра образования «Технологии обучения» города Москвы. Программа обучения детей с ограниченными возможностями предусматривают индивидуальную работу с каждым ребенком по индивидуальной траектории образования, что дает положительный результат: у больных детей появляется мотив на успешную учебу. В 2011 году 11 выпускников Центра дистанционного обучения получили первыми аттестат о среднем общем образовании, из них 6 чел. сдали Единый государственный экзамен на общих основаниях, 5 учащихся в щадящем режиме. 7 учащихся поступили в ВУЗ, 2 – в ССУЗ; 2 учащихся – трудоустроены.
Перспективный опыт по организации дистанционного обучения детей-инвалидов города Уфы был обобщен на Международной научно-практической конференции по вопросам теории и практики непрерывного образования людей с ограниченными возможностями здоровья, состоявшейся в октябре 2010 года в Восточной экономико-юридической гуманитарной академии. В 2012г.руководитель и преподаватели ЦДО приняли участие в Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья».
Городская целевая программа «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по программам общего образования с применением дистанционных образовательных технологий 2009-2011г.» получила номинацию в IV Международном смотре-конкурсе городских практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС».
Мероприятия программы реализуются за счет средств бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, так же привлекаются средства спонсоров: компанией ОАО АНК «Башнефть», Благотворительный фонд имени Ильмиры Харисовой, УМЦ «ЭДВИС».

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Главой Администрации ГО город Уфа РБ выделено из бюджета городского округа город Уфа средств в размере 14 350 274 руб. на софинансирование федеральной субсидии, предназначенной для создания 12 соответствующих базовых образовательных учреждений в г. Уфа для организации инклюзивного образования.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

В настоящее время родители детей с особенностями развития не хотят отдавать своих детей в обычную школу, опасаясь насмешек, конфликтов с одноклассниками и учителями, непонимания особых потребностей их детей и, соответственно, неадекватной реакции на особые потребности, неприспособленности помещений и учебного процесса к особым потребностям их детей и т.д. Родители «обычных» детей опасаются, что ребенок с особенностями развития (особенно с тяжелыми нарушениями) будет мешать, отвлекать учителя и детей, что снизит уровень знаний всего класса. Развитие системы инклюзивного образования «является одним из решающих шагов в содействии изменению дискриминационных воззрений, в создании благоприятной атмосферы в общинах и в развитии инклюзивного общества». Сама система инклюзивного образования является эффективным механизмом развития инклюзивного общества, т.е. развивая систему инклюзивного образования, тем самым мы способствуем развитию инклюзивного общества – общества для всех/общества для каждого.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

В систему образования привлечены на софинансирование более 14 000000 рублей.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

В городе более 3000 детей-инвалидов школьного возраста. В результате реализации данной программы дети данной категории получают образование не только в рамках надомного обучения:
— посещают массовую школу (709 обучающихся);
— обучаются дистанционно и др.
Планируется организация деятельности по 100% обеспечению доступности для детей-инвалидов образовательных учреждений. Городской округа город Уфа Республики Башкортостан принимает участие в Федеральном проекте по развитию новых образовательных моделей и форм организации общего образования. Опыт работы города представлен на городской конференции «Образование. Наука. Карьера».

Отрасль применения практики (технологии)

Общеобразовательные учреждения любого типа и вида.

Дата внедрения практики (технологии)

Сентябрь 2011 года.


 

Документы практики:




Контакты:

Администрация городского округа город Уфа. Управление образования

Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. С.Перовской,75
Отдел воспитания и дополнительного образования детей
Телефон: +7 (347) 255-02-39
Гузель Сабитовна Исламгалиева – заместитель начальника Управления
Телефон: +7 (347) 255 00 29
Зиля Гузаировна Абдуллина – ведущий инспектор отдела воспитания, дополнительного образования и организации отдыха детей
Телефон: +7 (347) 255 02 39