Уфа (Россия) — Методическая разработка туристско-краеведческой направленности — 10

 

Сущность предложения

Проблемы экологи¬ческого воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — деятельность человека в природе, зачастую безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточи¬тельная, ведет к нарушению экологического равновесия.
Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой. В.А.Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» (Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1973).
Ребенок должен жить в радости, самостоятельно воспринимая и наблюдая мир, духовно обогащаясь и удовлетворяя радость познания.
Главные направления экологической работы в ДОУ — научить детей видеть и понимать красоту родной природы, передать определенные знания в области экологии воспитанникам, бережно относиться ко всему живому.
Одна из составных частей работы дошкольного учреждения — работа с родителями по экологичес¬кому воспитанию дошкольников. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспи¬тание человека экологически грамотного, человека физически здорового, человека с большой буквы.
Обеспечить «здоровую жизнь» своим детям, приучить их беречь и развивать свое физическое здоровье, а также бережно относиться к окружающему миру – одна из основных составляющих процесса развития и воспитания детей родителями.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Дошкольным учреждениям отводится большая роль в воспитании экологически грамотного и физически здорового ребенка, начиная с раннего возраста.
Современное общество с его условиями диктует такие правила, что родители в силу сложившихся экономических причин имеют большую занятость на работе. Поэтому важность организации и проведения семейного отдыха в выходные дни возрастает. Туристические походы – одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это – общение с природой, знакомство с культурно – историческими объектами города или местности, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей и воспитанников, дают возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
Основная цель — показать воспитателям и родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры (знаний, практических навыков, эстетических переживаний, эмоционального отно¬шения и практических поступков в поведении детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.)) через организацию планирования и проведения туристического похода; как сохранить и укрепить ресурсы своего организма, помочь создать для детей более благоприятную обстановку в семье, сформировать положительное отношение к природе.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
— повышение уровня взаимодействия ДОУ с родителями в экологически ориентированной деятельности;
— повышение уровня нравственно-экологической и культурно-исторической компетентности педагогов и родителей;
— сформировать интерес педагогов и родителей к туризму, как к средству активного совместного семейного отдыха;
— совершенствование знаний детей о культуре, истории и природе родного края;
— воспитывать любовь к природе родного края, восприятие ее красоты и многообразия;
— воспитывать чувство глубокой привязанности к родному краю, бережного отношения к природе.
Таким образом, задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

На основании проведенного туристического похода рекомендуем всю предстоящую работу разделить на 3 этапа: подготовительный, технологический, внедренческий.
1 этап – подготовительный, является самым длительным и сложным, потому что включает в себя мероприятия, направленные на организацию к подготовке туристического похода.
Так как экскурсия в выходной день немыслима без участия родителей воспитанников, то свою деятельность педагог первостепенно должен планировать с родителями.
Наиболее сложным вопросом является вопрос: «Готовы ли ваши родители к совместному путешествию по родному краю с другими детьми и их родителями?» Наши родители оказались отзывчивыми, заботящимися о воспитании экологической грамотности ребенка, активными помощниками воспитателей.
Мы использовали такие формы работы с родителями:
— анкетирование с целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования детей (приложение № 1);
— анкетирование «Растем здоровыми?» (приложение № 2);
— беседы, например: «Как и где вы любите проводить выходные дни с ребенком?»;
— консультации, стендовая информация «Природа родного края в развитии ребенка», «Как с пользой провести выходной с ребенком»;
— оформление фотоальбома «Любимые уголки родного края» (приложение № 3);
— помощь родителей в оснащении физкультурного уголка новыми спортивными снарядами: массажные дорожки, бадминтон, кегли, мячи и т.д. (приложение № 3);
— участие родителей в выпуске фото-стенгазеты «Мы в поход ходили!» (приложение №4);
— разработка схемы маршрута и плана похода (приложение № 5).
Прежде чем отправляться на экскурсию, тщательно разработайте с родителями маршрут и план похода. Так как нашим детям на время похода было по 3-4 года (лето 2013г.) 2 младшая группа, и многие даже никуда не выезжали из города, то мы с родителями решили первую нашу вылазку на природу провести не далеко (в черте города Уфа) и ненадолго. Продолжительность похода составила 3 часа. А ходили мы в Музей Леса по адресу: Лесной проезд, д.1 и в лесопарк им. Лесоводов Башкирии.

Маршрут и план экскурсии:
1. Встреча на площадке перед музеем на конечной остановке автотранспорта «Больница №21» (приложение № 6).
2. Экскурсия в Музей Леса (приложение № 6).
3. Возвращение в начальную точку маршрута, экипировка к туристическому походу.
4. Отправление в парк до Стеллы Лесоводов (приложение № 7).
5. От Стеллы вправо до указателя питомника (приложение № 7).
6. От указателя влево до питомника.
7. Посещение питомника (приложение № 8).
8. Активный отдых и реализация сценария похода.
9. Возвращение к начальной точке маршрута – конец маршрута.

Заранее обговорите с родителями, как ваши дети с родителями будут добираться до места встречи – начальной точки маршрута. Данный экскурсионный маршрут разработан с таким учетом, что добраться до объекта можно любым общественным и легковым автотранспортом.
Сценарий похода педагог разрабатывает самостоятельно, в соответствии с возрастными особенностями своих детей (умственными, физическими) (Приложение №18). Желательно в начале сценария проводить совместные эстафеты, конкурсы, организующие всех воспитанников и их родителей. А уж затем (по мере уставания и отвлеченности внимания у детей) им можно предложить индивидуальные игры, например: мальчикам предложить мяч, а девочкам – скакалки.
Обязательно, до начала похода (не менее недели), выясните погодные условия на день экскурсии, чтобы дождливая погода не испортила вам настроение.
Немаловажным является и финансовый вопрос. Обговариваете с родителями сумму:
-на приобретение призов для воспитанников;
-на билет в Музей и заказ экскурсии;
-на покупку необходимых продуктов.
Решаете с родителями, какой детский и взрослый столы вы будете делать во время привала, что приобретаете сообща, а что принесет каждый.
Советуем, для безопасного и успешного проведения вами похода, заранее пройти маршрут, наметить место привала, площадки для спортивного развлечения.

2 этап – технологический, включает в себя мероприятия, направленные на подготовку и приобретение необходимых материалов для проведения экскурсионного маршрута:
— заказать на определенное число и время экскурсовода в Музее Леса;
— подготовка аптечки «Первая помощь».
Несмотря на все предосторожности и внимательность, никто не застрахован от непредвиденных ситуаций, поэтому для безопасного отдыха на природе заблаговременно соберите аптечку. В нее должны входить:
— пластырь;
— перекись водорода;
— стерильный бинт;
— зеленка;
— средства защиты от насекомых.
Основная опасность, которая может ожидать любителей отдыха на природе – укусы кровососущих насекомых (комаров, мошек, клещей). Чтобы избежать таких неприятностей, каждый родитель заранее приобрел репеллент и взял его с собой в поход. Эффективное средство защиты обеспечил приятный и комфортный отдых, который не смог потревожить ни один комар. А т.к. в последнее время самыми опасными из насекомых, обитающих в наших лесах, считаются клещи, то мы смогли не только обезопасить свое здоровье, но и свою жизнь. Дома, после похода, родители в первую очередь осмотрели самих детей, одежду, расчесали волосы;

— подготовка одежды и обуви.
Позаботились о соответствующей одежде – одежда с длинными рукавами, на голове шапочка или капюшон. Особое внимание уделили обуви. Мы планировали много ходить, поэтому обувь должна быть лёгкой, иметь прочную подошву, обязательно быть устойчивой и, конечно же, не натирать. Это были кроссовки.

— подготовка спортивного инвентаря.
Спортивный инвентарь брали легкий, безопасный, не громоздкий. Это мячи, скакалки, канат, бадминтон и т.д.

— подготовка туристических ковриков или покрывал (для комфортного размещения туристов на привале).

— приобретение призов для воспитанников (выбираются в зависимости от возраста и интересов детей, финансовыми возможностями родителей). Можно использовать как сладкие призы, так и игрушки, например, мыльные пузыри.

— покупка необходимых продуктов.
3 этап – внедренческий, включает в себя непосредственное проведение семейного туристического похода:
— сбор семей к месту начальной точки маршрута;

Предлагаем, родителям, встретится на территории музея:
во-первых, если приехали на своем автотранспорте, то рядом есть стоянка, где можно оставить машину;
во-вторых, кто добирается городским транспортом, то остановка является конечной маршрутов;
в-третьих, пока семьи собираются, дети могут спокойно бегать и играть за ограждением (Приложение №8);
в-четвертых, на экскурсию в Музей Леса идете без снаряжений и продуктов, т.к. это все можно оставить в машине. А после посещения музея, маршрут пролегает через автостоянку, где уже можно будет полностью экипироваться, и отправиться всем вместе в поход;

— проверка наличия всех необходимых вещей (аптечка, инвентарь, продукты) (Приложение №9);

— отправление в поход и реализация сценария похода.

Типичные ошибки, от которых хотим вас предостеречь:
1. Время сбора назначайте на 30 – 40 минут раньше предполагаемой экскурсии в музее. Причины: пробки на дорогах; незнание местности родителями; семьи добираются пешком с ул. Менделеева, ост. Трамплин; не рассчитывают время в пути).
2. Активные родители – активны во всем, пассивные – пассивны. Можно предложить каждой семье приготовить какое – либо развлечение или игру, и во время привала помочь им провести игры со всеми остальными.
3. Чтобы все семьи приняли непосредственное участие в организации туристического похода, распределите все обязанности на все семьи поровну. Кто – то отвечает за аптечку, кто – то отвечает за фотосъемку и т.д.

Продолжительность нашего похода составила 3 часа, а ходили мы на экскурсию в Музей леса, а потом в лесопарк им. Лесоводов Башкирии. Музей существует уже более 30 лет, но об этом сокровище мало кто знает. Средь городской суеты Вы можете окунуться в лоно живой природы, услышать ее звуки, прикоснуться к животному миру России. Переход с 1 на 2 этаж выполнен в виде пещеры (приложение № 9). Присутствующие экспонаты посвящены лесным богатствам края. Также, есть отдельная выставка, где отведено специальное место людям, которые внесли незаменимый вклад в сохранение природных ресурсов республики. В двух этажном здании имеются залы с диорамами (приложение № 10), множество исторических документов, а также древних бытовых изделий из камня и дерева (приложение № 11). Среди экспонатов, содержащихся в музее можно увидеть диких животных, которые выглядят как живые. Чучела: бурого медведя, барсука, кабана, лося, пятнистого оленя, а также большое количество представителей орнитофауны (приложение № 11). В музее есть прекрасные экскурсоводы, способные с головою окунуть в историю здешних краев посвятив вас в тайный мир древнего Башкортостана (приложение №12).
В Уфе находится большое количество интересных памятников и музеев, но Музей Леса является самым оригинальным и занимательным (приложение №12).
Для Вашего ребенка контакты с природой и животным миром просто необходимы! Прогулка по музею будет познавательна, интересна и для взрослых. Видео- и фотосъемка в музее бесплатна.
Недалеко от музея, в парке, находится вольер с живыми животными, вход тоже свободный (приложение № 13). Это огромный парк! Это практически лес, где изредка встречаются асфальтовые дорожки и легко можно заблудиться (приложение № 14). Во время пешей прогулки мы встречали скворцов в скворечнике, работающего дятла, разнообразные цветы и деревья. Недалеко от вольера с дикими животными (медведями, лисами, волками, рысью, и т.д.) на опушке мы устроили привал, где дети первым делом хорошо подкрепились (приложение № 15), а уж потом вместе с родителями, бабушками, дедушками приняли участие в спортивных играх (приложение № 15). По сценарию похода, который назывался: «4 времени года», ребят ждали 4 остановки (зима, весна, лето, осень) с разными заданиями, играми, эстафетами на каждой из остановок. Преодолевать все испытания им, конечно же, помогали их родители (приложение № 16). Организовали и футбольное соревнование между воспитанниками (приложение № 17). Трех часовая активная деятельность на воздухе для воспитанников младшей группы была оптимальной и насыщенной. Отзывы и пожелания родителей по проведенному мероприятию были только положительные и восторженные: – «Главное продолжить такую работу» и «Большое спасибо».

Для информации:
— около питомника водят пони, на котором (за отдельную плату) можно покатать детишек (приложение № 17);
— в 14.00 приходят работники питомника кормить сахаром бурых медведей. Это очень интересно, и если попросить, то и ваш ребенок может бросить лакомство животному и посмотреть за повадками зверя. Можно захватить с собой в поход коробочку рафинада и самим покормить медведей.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Немаловажным является и финансовый вопрос. Обговариваете с родителями сумму:
-на приобретение призов для воспитанников;
-на билет в Музей и заказ экскурсии;
-на покупку необходимых продуктов.

Решаете с родителями, какой детский и взрослый столы вы будете делать во время привала, что приобретаете сообща, а что принесет каждый.

Применение технологии отразилось:
— на практической реализации проекта ДОУ и семьи;
— на создание в ДОУ атмосферы общности интересов по экологическому воспитанию дошкольников;
— на повышение активности педагогов в разработке и организации экскурсионных маршрутов по родному краю для детей дошкольного возраста;
— на использование детьми различных источников информации, способствующие обогащению жизненного опыта.

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии).

В данной технологии представлен опыт педагогов ДОУ по организации экскурсионного маршрута, разработанного для дошкольного возраста.
Главным преимуществом является то, что существует тесный контакт педагога с родителями в воспитательно-образовательном процессе и эту разработку можно использовать уже с младшего дошкольного возраста.
Эта практика не требует больших финансовых затрат. Используются природные ресурсы парка и переносное спортивное оборудование детского сада и семьи.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Республика Башкортостан.
Город Уфа.
Музей Леса по адресу: Лесной проезд, д.1
и лесопарк им. Лесоводов Башкирии.

 

Отрасль применения практики (технологии)

Практика (технология) может быть применена в парках культуры, в лесных массивах городов и сёл, на территориях образовательных организаций и во дворах жилых домов.

 

Дата внедрения практики (технологии)

Опыт апробирован в июне 2013 г.

 

География использования практики (технологии).

Место реализации практики (технологии):
город Уфа, Республика Башкортостан,
Российская Федерация.

 

Отзывы, награды

Грамота Управления образования администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
1 место в номинации «Путешествие по родному краю» городского заочного конкурса «Ступени».

 

Дополнительные материалы

В электронном виде: иллюстративные фотографии, анкеты, сценарий — в приложениях

 


 

  

Документы практики:

 

 


 

 

Контакты:

Администрация городского округа город Уфа

 

Глава администрации городского округа

тел.: +7 (3472) 84-28-16; 79-05-79

факс: 33-18-73

e-mail: cityadm@ufacity.info