Улан-Удэ (Россия) — Новации в системе дошкольного и общего образования — 26


Сущность предложения

Инновационная проектно-ориентированная корпорация «Вектор развития», целью создания которой является аккумулирование инновационного образовательного потенциала города, диверсификация деятельности передовых образовательных учреждений, обеспечение доступности качественного образования для эффективной реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г.г., Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», внедрения ФГОС второго поколения.
Основные направления деятельности корпорации:
1) экспериментальная деятельность по формированию новых финансово-экономических механизмов и нормативов, их нормативно-правового обеспечения, разработке программных и дидактических материалов инновационных технологий;
2) деятельность в качестве стажерской площадки профессионального развития педагогов и руководителей ОУ города.
Процесс формирования корпорации предполагает на первом этапе включение в состав передовых образовательных учреждений города как городских экспериментальных площадок по реализации инновационных образовательных и управленческих технологий (по проблемам развития дошкольного образования, самостоятельности школ, формирования здоровьесберегающего пространства, организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, реализации узконаправленных образовательных программ обучения талантливых детей, детей со специальными нуждами и т.п.). Проектная деятельность городских экспериментальных площадок направлена на достижение общих целей – отработка механизмов реализации НОИ «Наша новая школа», Федеральной целевой программы развития образования на период 2011-2015 гг., внедрения новых ФГОС при сохранении независимого управления отдельными проектами. Одновременная координация и консолидация проектной деятельности городских экспериментальных площадок аккумулирует результаты инновационного опыта и создаст основания для второго этапа развития корпорации – оформление нетиповых образовательных учреждений:
— Центров образования, состоящих из дошкольного отделения (группы кратковременного пребывания, школы выходного дня), начальной, средней и старшей школы, школы интенсивного обучения (экстернат), школы дистанционного обучения, учреждений дополнительного образования, в том числе центра по работе с одаренными детьми;
— школ по ступеням обучения (школа старшей ступени, подростковая школа, школа ступеней обучения) со специфической образовательной средой, штатным расписанием и инфраструктурой, особой организацией образовательного процесса.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

Важнейшим механизмом реализации проекта являются:
— опора на лучшую практику, уже имеющуюся в системе образования, и профессиональное сообщество педагогов и руководителей — лидеров улан-удэнского образования, их экономическое и внеэкономическое стимулирование;
— разработка новой нормативно-правовой базы деятельности образовательных учреждений различных организационно-правовых форм.
Основные механизмы эффективного использования «внешних» ресурсов в решении задач проекта:
• вовлечение семей и общественности в разработку и реализацию инновационных проектов;
• государственно-частное партнерство;
• возможности города как культурного и интеллектуального центра (музеи, выставочные залы, концертные залы, учреждения науки).
Основные направления деятельности корпорации представлены на схеме 2.
Деятельность по достижению целей и задач проекта планируется организовать в два этапа на основе концентрической системы:
1) формирование в рамках инновационной корпорации сети городских экспериментальных площадок (2011-2013 гг.);
2) создание на базе инновационного опыта корпорации нетиповых образовательных учреждений (2013-2015 гг.). Действия по реализации проекта будут осуществляться творческими группами руководителей и педагогов ОУ, Комитетом по образованию г. Улан-Удэ.
Календарный план реализации проекта представлен в приложении.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

2011 г.-109 650 тыс.руб., в том числе: федеральный и региональный бюджет – 94 250 тыс.руб.; местный бюджет -15 400 тыс.руб.;
2012 г.-130 800 тыс.руб., в том числе: федеральный и региональный бюджет -105 400 тыс.руб.; местный бюджет -25 400 тыс.руб.;
2013 г. -140 800 тыс.руб. , в том числе федеральный и региональный бюджет -115 300 тыс.руб.; местный бюджет -25 500 тыс.руб.;
2014 г. — 150 600 тыс.руб. , в том числе федеральный и региональный бюджет -125 100 тыс.руб.; местный бюджет -25 500 тыс.руб.;
2015 г.- 150 600 тыс.руб. , в том числе федеральный и региональный бюджет -125 100 тыс.руб.; местный бюджет -25 500 тыс.руб.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Внешними эффектами реализации проекта станут:
1) повышение удовлетворенности семьи качеством образовательных услуг;
2) усиление степени консолидации городского сообщества;
3) становление образовательных организаций как центров культурной и социальной активности горожан;
4) формирование имиджа г. Улан-Удэ как лидера модернизации образования, источника инновационных идей и практик;
5) умножение инвестиционной привлекательности города;
6) повышение качества жизни граждан г.Улан-Удэ.
Важными внутренними эффектами реализации проекта является позитивная динамика развития кадрового потенциала, увеличение сети инновационных образовательных учреждений, расширение использования инновационных технологий, обеспечение доступности качественного образования большему количеству потребителей образовательных услуг.
Инновационная проектно-ориентированная корпорация внесет значимый вклад в формирование имиджа г. Улан-Удэ как лидера модернизации образования, источника инновационных идей и практик; будет способствовать умножению инвестиционной привлекательности города.

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Начато внедрение в образовательную практику города: пакет модельных методик по расчетам разного рода нормативов, пакет нормативно-правовых актов (в том числе и предложения в нормативные акты регионального и федерального уровней), пакет программных документов и дидактических материалов, модели нетиповых образовательных учреждений, электронные базы данных.
Реализация проекта обеспечит переход от управления затратами к управлению результатами, внедрение новых организационно-финансовых механизмов, повышающих прозрачность и эффективность использования общественных ресурсов, стимулирующих качественную работу педагогов и учреждений.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Муниципальные общеобразовательные учреждения города: Прогимназия №108, МАОУ «Физико-математическая школа №56», МАОУ «СОШ №35», МАОУ «СОШ №49», МАОУ «Гимназия №33», МОУ «Гимназия №14», МАОУ начальная школа-детский сад №92, МОУ «СОШ №60» и т.д.

 

Отрасль применения практики (технологии)

Дошкольное и общее образование.

 

Дата внедрения практики (технологии)

Период с 2011 по 2015 года.

 

Отзывы, награды

Знак «Серебряный омуль» Министерства образования и науки Республики Бурятия за лучший проект в номинации «Новое общество» в рамках III Байкальского образовательного форума (июль 2011 г.).

 


 

Документы практики:

 


Контакты:

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

670000, г.Улан-Удэ, ул.Советская, д.23
Председатель Комитета Трифонова Светлана Васильевна
Телефон отдела общего образования: +7 (3012) 21-24-89
E-mail: guo@u-ude.ru
http:// www.ulan-ude-eg.ru.  
Тел.: (3012) 21-16-48

Администрация города Улан-Удэ

телефон приемной — 8 301-2 21-57-05

факс приемной — 8 301-2 21-60-97

e-mail: protocol@u-ude.ru

Официальный сайт органов местного самоуправления города Улан-Удэ http://www.ulan-ude-eg.ru/