Улан-Удэ (Россия) — Внедрение международного опыта в систему дошкольного и общего образования — 48


Сущность предложения

В ряде стран Западной Европы, США, Канаде инклюзивное обучение внедряется в течение многих лет. Данная идея в последние годы получает все большее распространение и в России. В городе Улан-Удэ инклюзивное образование практикуется с 2007 года. Инклюзивное образование в школах и дошкольных образовательных учреждениях предоставляет детям с проблемами в развитии, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата, возможность получения образования в массовой школе или дошкольном образовательном учреждении вместе с обычными детьми. Проект реализуется в школах №1, 4, 65 и дошкольных образовательных учреждениях №3 и 72 города Улан-Удэ.

 

Масштаб мероприятия

Вопрос имеет первостепенное социальное значение, так как внедрение в общеобразовательных школах инклюзивного образования позволяет способствовать решению основной задачи воспитания ребенка с нарушением развития — его интеграции в жизнь и осуществление компенсации его физического недостатка в социальном аспекте. Количество учреждений, участвующих в проекте, и количество детей-инвалидов, включаемых в процесс инклюзии, увеличивается с каждым годом.

 

Организационное решение вопроса

— Создана нормативно – правовая база для реализации проекта;
— Организована информационная поддержка проекта;
— Проведены организационно-методические мероприятия по реализации проекта (методические семинары, круглые столы, научно-практические конференции);
— Осуществляется подготовка педагогических кадров, позволяющих реализовать концепцию инклюзивного образования;
— Проводится обучение тьюторов, осуществляющих педагогическое сопровождение учебного процесса;
— Ведется разработка индивидуальных программ обучения.

 

Технологическое решение вопроса

Проведена подготовка условий для реализации инклюзивного образования: изменена материально-техническая база школ и детских садов в соответствии с физическими возможностями детей-инвалидов (установлены пандусы, подъемные устройства, оборудованы санузлы); приобретаются технические индивидуальные средства (компьютеры, тренажерные залы и т.д.).

 

Cоциальный результат

Реализация проекта способствует успешной социальной адаптации детей-инвалидов. В 2010 в городе насчитывается 541 ребенок-инвалид школьного возраста и 178 детей-инвалидов дошкольного возраста. Участвовать в реализации проекта может каждый ребенок, исходя из его желания и желания родителей.

 

Реализация предложения

Инклюзивное образование реализуется в общеобразовательных школах №1, 4, 65 и дошкольных образовательных учреждениях №3 и 72 с 2007 года. Планируется введение инклюзивного образования в ряде других школ города при наличии заявок со стороны родителей, детей-инвалидов.

 

Финансовые ресурсы

Софинансирование с общественной организацией «Фонд создания безбарьерной среды в Республике Бурятия» на совершенствование материально-технической базы учреждений для введения инклюзивного образования; прорабатывается вопрос об увеличении нормативов оплаты труда на обучение детей-инвалидов, введении в штатное расписание ставок тьюторов.

 

Награды

Практика отмечена дипломом III Международного смотра-конкурса городских практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС» 2010 год.

 


 

Документы практики:

 


Контакты:

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

670000, г.Улан-Удэ, ул.Советская, д.23
Председатель Комитета Трифонова Светлана Васильевна
Телефон отдела общего образования: +7 (3012) 21-24-89
E-mail: guo@u-ude.ru
http:// www.ulan-ude-eg.ru.  
Тел.: (3012) 21-16-48