Тирасполь (Молдова) — Муниципальный проект «Дом, в котором хорошо малышам и взрослым» — 7


Сущность предложения

Художественно – эстетическое воспитание — это формирование целостной личности, творчески развитой, действующей по законам красоты. Дошкольный возраст – это наиболее целесообразный период для художественно-эстетического развития детей, так как, в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии и творчества. Посредством организации художественно-эстетической деятельности в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Тирасполя решатся многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии: нравственное воспитание, развитие коммуникативных и личностных качеств, импровизация, воспитание воли, развитие памяти, воображения, фантазии, речи, формирование эстетического вкуса.
Актуальность создания проекта обусловлена необходимостью совершенствования методов и приемов художественно-эстетического воспитания детей. Новизна и оригинальность проекта заключается в системе художественно-эстетического воспитания детей, специфика проекта заключается в раскрытии творческого потенциала ребенка посредством организации художественно-эстетической деятельности в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города с целью разработки и внедрения нововведений по художественно-эстетическому приоритетному направлению деятельности. Для достижения поставленной цели педагогами дошкольных учреждений и специалистами отдела дошкольного управления образования сформулированы следующие задачи:
1. Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
2. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
3. Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.
4. Издание методического пособия «Реализация приоритетных направлений деятельности организаций дошкольного образования»
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию в дошкольных организациях образования г.Тирасполя состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
&bull
обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
• создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно — развивающей среды);
• организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
• координация работы с другими учреждениями и организациями.
• презентация опыта и достижений на международном, республиканском и муниципальных уровнях (городской фестиваль творчества дошкольников, участие в международных и республиканских конкурсах). В муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Тирасполя система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие средствами художественно-эстетической деятельности, строится в следующих направлениях:
• развитие ребёнка в изобразительной деятельности;
• развитие ребёнка в музыкальной деятельности- хоровое, вокальное воспитание;
• развитие ребёнка в театрализованной и художественно-речевой деятельности;
• развитие ребёнка в танцевальной деятельности. Работа с детьми ведется в данных направлениях не изолированно, а в интеграции. В результате реализации проекта почти каждый ребенок раскрывается, как личность; расширяется его творческий потенциал через современные интегрированные замыслы, идеи, т. е. совместно с педагогами и специалистами организаций дошкольного образования. В рамках реализации проекта, в практической деятельности добиваемся положительных результатов в ходе правильного планирования художественно-эстетической деятельности в организациях дошкольного образования города Тирасполя. У родителей формируется интерес к развитию творческой свободы в ребенке и желании ему помочь; у педагогов –в устойчивом интересе к различным видам искусств. Метод проекта актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет успешно адаптироваться к изменившимся условиям. (Приложение №1, система, формы и методы работы по приоритетному направлению деятельности по художественно-эстетическому развитию дошкольников).

 

Организационно-технологическое решение вопроса

В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Столичное образование. Приоритетные направления развития системы образования г.Тирасполь на 2013 -2018 годы», Программ развития организаций дошкольного образования функционируют Центры художественно-эстетического воспитания (Положение о Центре утверждено на Совете МУ «УНО г.Тирасполь» от 11.12.13 г.), основная цель которого это разработка и внедрение нововведений, обеспечивающих приоритетные направления развития в организациях дошкольного образования. Участниками проекта стали: Специалисты ОДО МУ «УНО г.Тирасполь» 1. Воспитанники ОДО. 2. Воспитатели и специалисты ОДО. 3. Родители детей ОДО. Проект рассчитан на период пребывания ребёнка в ДОУ. Ожидаемые результаты: 1. Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей. 2. Значительное расширение представлений детей о различных видах искусства. 3. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей художественно-эстетического вкуса. Основные этапы реализации проекта: 1 этап Предварительная работа — Изучение методической литературы. — Приобретение дидактического материала для организации предметно-развивающей среды по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников. -Оборудование специальных зон, кабинетов по художественно-эстетическому воспитанию в организациях дошкольного образования. 2 этап Основная работа — Составление программы мероприятий по реализации задач проекта. — Организация работы с другими заинтересованными организациями (на основе договоров). — Организация работы в дошкольных образовательных учреждениях с семьей. 3 этап Заключительная работа — Проведение мониторинга исполнения задач проекта — Проведение Городского конкурса «Фестиваль творчества дошкольников «Дом, в котором хорошо малышам и взрослым» — Участие в международных, республиканских конкурсах. Организация предметно-развивающей среды. Для успешной реализации задач проекта создана соответствующая предметно-развивающая среда в организациях дошкольного образования г.Тирасполя.

Объекты предметно-развивающей среды

Содержание

1.

Музыкальный зал

Имеется паспорт музыкального зала

2.

Театральная студия

Имеется паспорт театральной студии

3.

Изостудия

Имеется паспорт изостудии

4.

 

Центр изобразительной деятельности в группах

Оборудованы необходимым материалом для творчества дошкольников по возрасту

5.

Центр театрализованной деятельности

Оборудованы необходимым набором кукольных театров по возрасту, ширмами, играми для развития актерских навыков и способностей, элементами костюмов и масок для разыгрывания театрализованных постановок

6.

Центр музыкального развития

Оборудованы необходимым количеством разнообразных музыкальных инструментов, дидактическим и наглядным материалом по музыкальному воспитанию, в каждой группе имеется магнитофон с набором фонограмм на CD

7.

Центр книги

Оборудованы необходимым количество детской литературы по возрасту, выставкой детских писателей и поэтов, иллюстрациями к произведениям детских писателей

 

Технические средства (оснащение организаций дошкольного образования)

1.

Проектор

2

Плазменный телевизор

3

Музыкальный центр

4

Радиоколонка, радиомикрофоны

5

Интерактивная доска

6

DVD

7

Ноутбук

Кадровое обеспечение проекта: Работу по реализации художественно-эстетического воспитания в организациях дошкольного образования осуществляют высокопрофессиональные педагогические кадры (воспитатели, воспитатели-методисты приоритетного направления деятельности, воспитатели-методисты по изобразительной деятельности, музыкальные руководители): Структура программы по реализации задач проекта. Программа ориентирована на всесторонне развитие личности ребёнка, с учётом его индивидуальности. В ней систематизируются средства и методы художественно-эстетической деятельности. Основные задачи программы:
1. Организация театрализованной деятельности, обучение танцам, ритмике, вокалу, игре на музыкальных инструментах, художественному труду.
2. Способствовать развитию важнейших компетенций детей дошкольного возраста.
3.Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам.
4. Совершенствование артистических навыков детей. Структура программы: Программа состоит из пяти разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (от 2-3 лет, от 3-4 лет; от 4-5 лет; от 5-6 лет, от 6-7 лет). В программе выделяются два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальной и коммуникативной компетенций. Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны с развитием артистизма. Программа включает в себя следующие виды творческой деятельности: — Игровое творчество; — Песенное творчество; — Танцевальное творчество; — Импровизация на детских музыкальных инструментах; — Основы актерского мастерства; — Драматизации — Изобразительное творчество. Взаимосвязь с другими заинтересованными организациями (на основе договоров).

 

Учреждение

Совместные формы работы

1

МОУ ТСШ Тирасполь

-Экскурсия в МОУ ТСШ в мини-музей

-Литературная викторина «Мы знаем сказку»

-Совместное мероприятие «Неделя книги»

2

Тираспольская детская библиотека

-Праздники, экскурсии для воспитанников «День библиотеки», «Книжкина неделя», «За волшебной дверью», «Собаки и кошки в одной обложке»

3

Экологический Центр учащихся

г. Тирасполь

— Городской конкурс экологических миниатюр «В гостях у сказки»  в номинации «Агитбригата».

— Участие в тематических  выставках  рисунков.

-Участие в городском конкурсе экологических миниатюр «В гостях у сказки» в номинации вокально – хореографическая  композиция.

-Просмотр кукольных экологических театров и постановок.

4

Тираспольский объединенный музей

-Экскурсии с дошкольниками в музеи  г. Тирасполя на выставку работ художников ПМР «КАМарт», работ А.Ф. Фойницкого, работ мастеров Союза художников ПМР.

— Встречи с интересными людьми: с художником Приднестровья М.В.Кислицким; знакомство с династией художников ПМР — А.И. Билобровым – живописцем, О.П. Белобровой – скульптором.

 

5

Дворец детского и юношеского творчества

-выставки

-конкурсы

-экскурсии

-фестивали

6

Драматический театр им. Н.С. Аронецкой

-Республиканский конкурс «Театр глазами молодых»:  в номинации «Арт-декор», «Лучшая режесура»,  «Лучшая актриса года».

-Просмотр театральных постановок.

 

7

Музыкальная  школа им. П.И. Чайковского

-Экскурсия для дошкольников «Мы не только зрители, но и исполнители»(игра на шумовых музыкальных инструментах).

-Посещение концертов дошкольниками.

8

Средства массовой информации

Педагоги принимают участие в съемках телепередач на телевидении свободного выбора ПМР.

Взаимодействие ДОУ с семьей. Мероприятия для родителей: просветительство (родительские собрания, консультации, наглядно – текстовая информация: информационные стенды, родительские собрания, лектории, мастер-классы, творческие мастерские); вовлечение в воспитательно- образовательный процесс (совместные праздники и досуги, походы и экскурсии); участие в конкурсах, ярмарках, спектаклях и др., проведение Дней открытых дверей, организация выставок современного творчества взрослых и детей, участие в городском Фестивале творчества дошкольников «Дом, в котором хорошо малышам и взрослым». На протяжении нескольких лет специалисты дошкольных организаций образования организовывали музыкально-литературные постановки для взрослых о творчестве А.С.Пушкина «Души моей царицы», по мотивам сказок Х.Андерсена «Снежная королева», о подвиге декабристов «Подвиг любви бескорыстный», по мотивам повести Н.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», к юбилею Великой Победы по мотивам повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», о подвиге женщин в годы ВОВ «Война у женщины в долгу». Цель данной работы: развитие творческих и музыкальных способностей педагогов, формирование у педагога актерских, вокальных навыков и умений, формирование коммуникативной и речевой культуры педагога, самообразование, привитие любви к культуре и искусству, формирование климата сотрудничества, взаимопомощи, целеустремленности в работе. Силами педагогических коллективов к данным постановкам создавались декорации, костюмы, костюмы, подбирался музыкальный и литературный репертуар, видео-сопровождение, освещение. Выводы по реализации проекта: 1.Разработка и внедрение нововведений по художественно-эстетическому направлению развития организаций дошкольного образования: -методическое пособие Беленкой Р.И., Бойко Н.Ю., Лопатюк А.Л., Золотниковой С.М. «Реализация приоритетных направлений деятельности организаций дошкольного образования», г.Тирасполь, 2015г.; -проведение ежегодного муниципального Фестиваля творчества дошкольников «Дом, в котором хорошо малышам и взрослым». 2.Организация и осуществление на высоком уровне воспитательно- образовательной работы с детьми, методической работы со специалистами, взаимодействие с родителями воспитанников, учреждениями города, республики и стран СНГ. 3.Повышение уровня методической подготовки педагогов организаций дошкольного образования по художественно-эстетическому направлению деятельности.  

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Местный бюджет города Тирасполя

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Приднестровье поликультурно, и в этой связи особое значение приобретает проблема формирования и развития навыков конструктивного взаимодействия. Данная технология позволяет формировать у детей дошкольного возраста представления, связанные с историей, культурой, обычаями и бытом народов Приднестровья, знакомить детей с элементами разных видов искусств, в том числе живописи, музыки и литературы, развивать творческую личность. За период 2013-2015 г.г. разработаны рабочие программы педагогов по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников:

название программы, рецензенты, дата утверждения

автор

возраст

 «Приобщение дошкольников к культуре и традициям народов Приднестровья», (рецензент – к.п.н., доцент кафедры ДП и СМ ПГУ им. Т.Г.Шевченко Гелло Т.А., Утв.  Научно-методическим  Советом МДОУ№ 20 от17.02.2013г, №3)

Лопатюк А.Л. МДОУ№20

 

 

 

5-7 лет

 

 

 

 

 

 «Конструкторское бюро» (рецензент – к.п.н., доцент кафедры ДП и СМ ПГУ им. Т.Г.Шевченко Марачковская О.Л., Утв. Научно-методическим Советом МУ «УНО г.Тирасполь», протокол № 6 от 19.05.2014г., Республиканским Научно-методическим Советом , прот.№1 от 5.11.2014г)

Бойко Н.Ю., Хохлова Т.М.

МДОУ

№ 17, 9

3-7 лет

Рабочая программа ДОУ по риторике для дошкольников (рецензент – к.п.н., доцент кафедры ДП и СМ ПГУ им. Т.Г.Шевченко Гелло Т.А., Утв.  Научно-методическим  Советом МДОУ№ 20 от17.02.2013г, №3)

ЛебедеваА.А.

МДОУ№20

2-5 лет

 «Театральный калейдоскоп»

(рецензент – к.п.н., доцент кафедры ДП и СМ ПГУ им. Т.Г.Шевченко Марачковская О.Л., Утв. Научно-методическим Советом МУ «УНО г.Тирасполь», прот.№6 от 19.05.2014г., Республиканским Научно-методическим Советом , прот.№1 от 5.11.2014г)

Бойко Н.Ю., Шаровская Н.Д., Парфентьева Ю.В.

МДОУ№17

2-7 лет

 «Театр-творчество-дети» (рецензент-к.п.н., доцент кафедры педагогики  и современных образовательных технологий ПГУ им. Т.Г.Шевченко, Илькова А.П.,Утв. Научно-методическим Советом МУ «УНО г.Тирасполь», протокол .№6 от 19.05.2014г.)

Фортуна А.П. МДОУ № 10

3-7 лет

 «Театрализованная деятельность в детском саду» (рецензент-Ткач Л.Т. к.п.н., доцент кафедры ДП и СМ ПГУ им. Т.Г.Шевченко, Утв. Пед. Советом МДОУ№ 47 от23.05.2013г, № 4)

Герасютенко Н.Н.,

Григорьева А.О.

МДОУ № 47

3-7 лет

Рабочая программа «Театральная мозайка» (рецензент зам. декана по научной работе факультета ПП СМ ПГУ им. Т.Г.Шевченко, Марачковская О.Л., Утв. Научно-методическим Советом МУ «УНО г.Тирасполь», протокол №6 от 19.05.2014г.)

Александрова Е.Г.МДОУ № 54

3-7 лет

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии).

Привлечение дополнительных источников финансирования, спонсоров.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Организация и проведение ежегодного городского Фестиваля творчества дошкольников «Дом, в котором хорошо малышам и взрослым» -2013-2015г.г. (Приложение№2, положение).

Издание методического пособия Беленкая Р.И., Золотникова С.М., Бойко Н.Ю., Лопатюк А.Н. «Реализация приоритетных направлений деятельности организаций дошкольного образования», Тирасполь 2015 год (Приложение №3).

В городах Приднестровской Молдавской Республики, СНГ и
ЕАЭС.

 

Отрасль применения практики (технологии)

Система дошкольного образования

 

Дата внедрения практики (технологии)

с 2013 г.

 

География использования практики (технологии).

Приднестровская Молдавская Республика
г. Тирасполь

 

Отзывы, награды

Приложение №4

 

Дополнительные материалы

В электронном виде — иллюстративные фотографии
(Приложение №5).

 


 

Документы практики:

 


Контакты:

Тирасполь. Муниципальное учреждение, Управление народного образования

3300, ПМР, ул. Манойлова, 33,
Тел. 0.533.777-34, факс 777-34,
отдел дошкольного образования МУ «УНО г. Тирасполь»:
Тел. 0.533.92392
эл.адрес: doshkolnyiotdel.tiras@mail.ru