Североморск (Россия) — Социальное партнёрство образовательных учреждений как инструмент внеурочной деятельности обучающихся — 14


Сущность предложения

Межведомственное взаимодействие социальных институтов, основанное на идее сотрудничества и сотворчества ее участников, позволяет динамично реагировать на запросы и потребности заказчиков образовательных услуг., проводить отбор форм и методов работы в соответствии общими целевыми установками, задачами и принципами, сложившейся культурно-исторической, социально-ценностной ситуацией в ЗАТО, совершенствовать существующие и определять новые формы взаимодействия образовательных учреждений и организаций культуры.
Проектирование и реализация программы взаимодействия образовательных учреждений и учреждений культуры обусловлена введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, которые предусматривают в качестве необходимой части основной образовательной программы введение в школах внеурочной деятельности, которая призвана создать условия для освоения обучающимися метапредметных компетенций, обеспечить их индивидуальное личностное развитие.
Укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве ЗАТО г. Североморск на основе совзаимодействия образовательных учреждений и учреждений культуры способствует созданию эффективной культурно-образовательной среды, интегрирующей опыт и потенциал социальных институтов микросоциума, обеспечивающей развитие детей и активизацию их интересов в свободное время, формирование творчески растущей личности.
Приоритетными целевыми группами реализации программы взаимодействия являются дети, подростки, родители, работники образования и культуры.
Мероприятия программы взаимодействия направлены на:
— Формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры.
— Формирование у обучающихся представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта.
— Формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей детей.
— Формирование у обучающихся представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры.
— Формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
— Формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
В рамках реализации мероприятий программы взаимодействия образовательных учреждений и учреждений сферы культуры реализуются следующие задачи:
• Задача 1. Обеспечение методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для формирования единого культурно-образовательного пространства, обеспечивающего полноценные условия для развития и самореализации личности в соответствии социальным заказом территории.
• Задача 2. Ресурсное обеспечение внеурочной деятельности в условиях межведомственного взаимодействия.
• Задача 3. Выявление и развитие творческих способностей детей, подростков и молодёжи.
• Задача 4. Организация содержательного досуга детей, подростков и молодёжи, используя лучшие образцы отечественных и зарубежных образцов мирового культурного наследия.
• Задача 5. Повышение уровня знаний детей, подростков и молодёжи по истории ЗАТО г. Североморск, Кольского Заполярья, России. Приобщение детей к историко-культурным ценностям.
• Задача 6. Стимулирование интереса у детей, подростков и молодёжи к книге и чтению. Предоставление информационных услуг.
Основными направлениями совместной деятельности учреждений являются:
1.Организация взаимодействия на уровне обучающихся:
• совместные культурно-образовательные мероприятия (конкурсы, конференции, консультации, экскурсии, совместные занятия, участие в выставках, фестивалях, КТД, совместные проекты и т.п.);
• реализация дополнительных образовательных программ.
2. Организация взаимодействия на уровне педагогов:
• проведение мероприятий по развитию профессиональной компетентности (семинары по изучению новых требований в образовании);
• разработка и коррекция дополнительных образовательных программ.
• организация информирования о деятельности субъектов партнерства (совместные семинары; круглые столы; конференции; совещания).
Вышеназванные виды взаимодействия берутся за основу программы совместной деятельности организаций с последовательным планированием работы на основе заключенного договора о взаимодействии и сотрудничестве.
Социальное партнерство всех образовательных учреждений, включая учреждения дополнительного образования, и учреждений культуры позволяет создать инновационный механизм развития воспитания, обеспечивает единое воспитательное пространство, ориентированное на воспитание гражданственности, патриотизма, нравственности, культуры, активной жизненной позиции у обучающихся.

Организационно-технологическое решение вопроса

Проектирование и реализация программы взаимодействия образовательных учреждений и учреждений культуры
1.На уровне Управления образования и Управления культуры и международных связей администрации ЗАТО г. Североморск
1этап. Планирование
1.1. Анализ состояния организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, определение проблем, внутренних и внешних факторов, влияющих на необходимость создания системы социального партнёрства, прогноз и выявление приоритетных направлений развития;
1.2. Формирование организационных структур разработки стратегической программы взаимодействия, проведение аналитических работ по диагностике и постановке целей и задач партнерства (анализ возможностей города; обоснование главной цели и стратегических направлений; создание рабочих групп);
1.3. Разработка последовательности выполнения намеченных целей и задач, ориентированных на совершенствование внеурочной деятельности обучающихся (подготовка частных стратегий в рабочих группах; формирование системы задач и мер стратегической программы; подготовка первой редакции базовой версии стратегической программы);
1.4. Обсуждение программы с участием профессиональных ассоциаций, общественных организаций.
1.5.Доработка, согласование программы в рабочих группах и ее утверждение.
2этап. Управление процессом реализации принятой программы:
2.1. Доведение распоряжений по решению комплексных задач программы до исполнителей, их разъяснение и уточнение;
2.2. Текущая деятельность по координации мероприятий программы: распределение заданий, направленных на решение комплексных задач программы;
2.3. Обеспечение ресурсной базы реализации программы;
2.4.Учет и страхование рисков.
3 этап. Стратегический и оперативный контроль за выполнением комплексных задач программы.
3.1. Контроль соответствия отдельных мероприятий программы требованиям и содержанию программы, обеспечение согласованности их выполнения;
3.2.Мониторинг эффективности реализации мероприятий программы;
3.3.Внесение предложений о корректировке мероприятий программы в соответствии с основными параметрами и приоритетами социально-экономического развития муниципального образования;
3.4.Размещение на официальных сайтах Управления образования и Управления культуры информации о ходе и результатах реализации программы.
2.На уровне образовательных учреждений и учреждений культуры
Механизмом партнерства выступает совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон. Он имеет ряд составляющих рычагов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции:
— переговорный процесс между сторонами-партнерами;
— процедуры выявления и согласования позиций партнеров (например, создание и работа творческих групп по изучению и нахождению «контактных» точек: выявление взаимных интересов; обозначение совместных целей, оценку имеющихся ресурсов, потенциалов, ролей и ожиданий партнеров, обязанностей, ответственности.)
— экспертная работа по анализу, оценке предлагаемых ожиданий и определению направлений совместной деятельности на основе Программы взаимодействия и сотрудничества;
— создание нормативных документов, которые призваны фиксировать рамки взаимодействия (договор (соглашение) о взаимодействии и сотрудничестве);
-разработка детальных планов сотрудничества.
Сроки и этапы реализации
1 этап: 2013 г.
Выявление перспективных направлений взаимодействия и моделирование его нового качественного состояния. Разработка планов взаимодействия учреждений.
2 этап: 2014 -2019 годы.
Укрепление партнерства образовательных учреждений и организаций культуры. Реализация основных мероприятий программы взаимодействия.
3 этап: 2020 год.
Анализ достигнутых результатов, обобщение достигнутого опыта и определение перспектив дальнейшего развития.
Нормативные правовые акты
— Совместный приказ Управления образования и Управления культуры и международных связей администрации ЗАТО г. Североморск от 30.08.2013 №782/171 «Об утверждении Программы взаимодействия образовательных учреждений и учреждений культуры в ЗАТО г. Североморск».
-Постановление администрации ЗАТО г. Североморск от 16.12.2013 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования ЗАТО г. Североморск на 2014-2020 годы» (с изменениями и дополнениями);
— Постановление администрации ЗАТО г.Североморск от 22.11.2013 № 1206 «Об утверждении муниципальной программы «Культура ЗАТО г.Североморск» на 2014 — 2020 годы» (с последующими изменениями и дополнениями);
-Постановление администрации ЗАТО г. Североморск от 12.07.2013 № 729 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты»), «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы образования ЗАТО г.Североморск» (с изменениями и дополнениями);
-Постановление администрации ЗАТО г.Североморск от 19.04.2013 № 356 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры ЗАТО г.Североморск» (с последующими изменениями и дополнениями);
— Постановление администрации ЗАТО г. Североморск от 28.08.2013 г.N 870 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ ЗАТО г. Североморск»;
— Постановление администрации ЗАТО г. Североморск от 25.11.2011 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие образования ЗАТО г. Североморск на 2011-2013 годы» (с изменениями и дополнениями);
— Постановление администрации ЗАТО г.Североморск от 29.12.2011 № 1085 «Об утверждении муниципальной долгосрочной ведомственной целевой программы «Культура ЗАТО г.Североморск на 2011 — 2014 годы» (с изменениями и дополнениями);
— Постановление администрации ЗАТО г. Североморск от 30.11.2011 г.№ 981 «Об утверждении стандартов качества предоставления муниципальных услуг в сфере культуры»;
— Постановление администрации ЗАТО г. Североморск от 30.11.2011 г. № 979 «Об утверждении стандартов качества муниципальных услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями, подведомственными Управлению образования администрации ЗАТО г. Североморск».

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Разработка и реализация практики не требует специальных финансовых затрат. Практика реализуется в рамках бюджета ЗАТО г. Североморск (текущее финансирование, муниципальные программы).

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

-Охват внеурочной деятельностью детей, обучающихся по ФГОС, составляет 100%.
-Увеличение доли детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет (2013 год — 76%,2014-78%, 2015-80%.
-Укрепление партнерских отношений на межведомственной основе с социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних.
-Создание минимально необходимых правовых предпосылок интеграции в формах развития договорных связей, установления с помощью договоров взаимодействия между организациями разной ведомственной принадлежности.
— Расширение и обогащение культурно-образовательного пространства.
-Усиление взаимосвязей образовательных учреждений с социальными партнерами в рамках выявления социального заказа общества, родителей, детей на образовательные услуги, реализуемые в системе дополнительного образования детей.
-Развитое оптимальное взаимодействие образовательных учреждений и учреждений культуры.
-Улучшения качества образования, результативности и эффективности внеурочной деятельности.
-Повышение воспитательного потенциала образовательного процесса.
-Снижение негативных явлений в детской и подростковой среде.
-Создания благоприятной среды для развития индивидуальности ребенка.
-Обеспечение территориальной мобильности ресурсов ЗАТО г. Североморск по организации внеурочной деятельности.
-Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями предоставления муниципальных услуг.
-Усиление положительного воздействия образовательных учреждений и учреждений культуры на жизнь социума.
-Укрепление традиций уклада жизни территории.
-Развитие социально-ценностных форм досуга.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии).

-Практика не требует специальных финансовых затрат.
-Рациональное использование средств, выделяемых на сферы образования и культуры.
-Интег¬рация культурно-образовательных ресурсов.
-Оптимальность, повышение эффективности использования ресурсов образовательных учреждений и учреждений культуры.
-Улучшение качества предоставления муниципальных услуг (работ).

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Практика реализуется в образовательных учреждениях и учреждениях культуры ЗАТО г. Североморск.

Отрасль применения практики (технологии)

Практика может быть применена в сфере образования и сфере культуры.

Дата внедрения практики (технологии)

Практика реализуется с августа 2013 года.

География использования практики (технологии).

Место реализации практики: ЗАТО г. Североморск

Отзывы, награды

2015 год — Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Североморский Дом детского творчества им. Саши Ковалева стал лауреатом регионального конкурса «Лучшие товары и услуги Мурманской области 2015 года» в номинации «Услуги для населения».
2014 год — МБОУДОД Детская музыкальная школа им. Э.С. Пастернак г.Североморск стала лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшее учреждение дополнительного образования детей -2014».
2014 год -МБОУДОД Детская школа искусств п.Сафоново стала лауреатом Всероссийского конкурса «100 лучших школ Росси» в номинации «100 лучших организаций дополнительного образования детей».
2014 год — МБУК Североморская централизованная библиотечная система стала лауреатом Федерального конкурса «100 лучших товаров России».
2013 год — дипломом 1 степени в номинации «Проектирование введения и реализации ФГОС на уровне образовательного учреждения» конкурса «Новые образовательные стандарты: первые итоги, творческие поиски, методические находки», проводимого журналом «Методист», отмечена статья «Проектирование внеурочной деятельности» Гулевич И.И., методиста МБУО «Информационно-методический центр».

Дополнительные материалы

Приложение 1. Программа взаимодействия образовательных учреждений и учреждений культуры в ЗАТО г. Североморск, утвержденная Совместным приказом Управления образования и Управления культуры и международных связей администрации ЗАТО г. Североморск от 30.08.2013 №782/171.
Приложение 2. Примерный договор о взаимодействии и сотрудничестве утвержденный Совместным приказом Управления образования и Управления культуры и международных связей администрации ЗАТО г. Североморск от 30.08.2013 №782/171.
Приложение 3. Схемы, диаграммы, иллюстративные фотографии.

Фотоматериалы, результаты реализации программы взаимодействия образовательных учреждений и учреждений культуры можно найти на официальных сайтах Управления образования (http://severomorsk-edu.ru/news/), Управления культуры и международных связей администрации ЗАТО г. Североморск(http://www.dcir.ru ), образовательных учреждений и учреждений культуры ЗАТО г. Североморск.


 

Документы практики:


Контакты:

Администрация ЗАТО город Североморск. Управление образования

Адрес: 184604 г. Североморск Мурманской области, улица Ломоносова, дом 4
Телефон : 8(81537)49565
Факс: 8(81537)42255
email: ecimc@com.mels.ru