Воронеж (Россия) — Эффективное формирование и исполнение бюджета города — 25


Сущность предложения

Обеспечение соблюдения единых принципов финансово-бюджетного планирования, создание четкого и прозрачного механизма планирования бюджетных ассигнований в зависимости от достижения конкретных результатов их использования, усиление финансовой дисциплины и ответственности всех участников бюджетного процесса позволяет обеспечить эффективность и результативность бюджетных расходов в целях совершенствования финансовой основы для комплексного социально-экономического развития городского округа.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

Процесс формирования и исполнения бюджета городского округа город Воронеж организован в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
При планировании и исполнении бюджета учитывается необходимость обеспечения всех расходных обязательств города бюджетными ресурсами.
С 2010 года в городском округе осуществлен переход к формированию и утверждению бюджета на трехлетний срок – очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Данные новации обеспечили преемственность и предсказуемость бюджетной политики, способствуют повышению устойчивости бюджетной системы, повышают обоснованность планирования бюджетных расходов, позволяют заключать долгосрочные муниципальные контракты, что способствует эффективному использованию бюджетных средств.
Ежегодно разрабатывается План мероприятий по мобилизации доходов в бюджет городского округа, в соответствии с которым проводятся комиссии по укреплению финансовой и налоговой дисциплины с предприятиями-недоимщиками по взысканию задолженности в бюджет городского округа, осуществляется претензионная исковая деятельность, ведется адресная работа с должниками, разрабатываются графики по реструктуризации задолженности муниципальных предприятий. В 2012 году в результате проводимых мероприятий в доходную часть бюджета дополнительно поступило 132 млн. рублей.
В 2012 году для повышения эффективности бюджетных расходов разработан и утвержден План мероприятий по оптимизации расходов бюджета, который предусматривает предоставление доступных и более качественных услуг населению города при сохранении (либо снижении темпов роста) расходов бюджета на их оказание, повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления и ответственности главных распорядителей средств.
В соответствии с утвержденным планом мероприятий по повышению качества управления муниципальными финансами, в целях оптимизации расходной части бюджета в 2012 году продолжилась работа по внедрению программно-целевого принципа организации деятельности органов местного само-управления. Главными распорядителями бюджетных средств был проведен анализ внепрограммных расходов, после чего разработаны и утверждены новые и внесены изменения в действующие муниципальные долгосрочные и ведомственные целевые программы, которые охватывают практически все сферы жизнедеятельности города: жилищно-коммунальное хозяйство, дорожно-транспортная инфраструктура, социальная сфера, охрана окружающей среды. В резуль-тате доля расходов бюджета, формируемых в рамках программных мероприятий, по срав-нению с 2011 годом увеличена с 30 до 52 процентов, общий объем программных расходов составил 6 млрд. 961 млн. рублей.
Повышение эффективности управления муниципальным долгом является крайне актуальной задачей в современных экономических условиях. В целях недопущения кассовых разрывов между доходной и расходной частями бюджета, с целью сохранения объемов долговых обязательств на экономически безопасном уровне в 2012 были привлечены кредитные ресурсы с минимальной ценой обслуживания от 5,95 до 10,4 процентов годовых. Анализ структуры муниципального долга городского округа показывает, что доля кредитов от кредитных организации в общем объеме муниципального долга в 2012 году снизилась по сравнению с 2008 годом с 93 до 33 процентов, а доля бюджетных кре-дитов выросла до 42 процентов. Все долговые обязательства бюджета городского округа, в том числе по обслуживанию выданных муниципальных гарантий городского округа город Воронеж, исполнялись своевременно и в полном объеме.
В рамках формирования интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» организована работа с главными распорядителями бюджетных средств по размещению муниципальными учреждениями сведений о своей деятельности на официаль-ном сайте в сети Интернет. В настоящее время все муниципальные учреждения городского округа город Воронеж зарегистрировались и разместили в полном объеме на указанном сайте необходимую информацию и подтверждающие документы.
В рамках повышения прозрачности бюд-жетного процесса и привлечения общественности к обсуждению бюджетных решений осуществляется проведение публичных слушаний по проекту бюджета городского округа на очередной финансовый год и плановый период, а также годового отчета об исполнении бюджета. Кроме того, в целях обеспечения принципа открытости функционирует официальный сайт финансового органа, на котором публикуются сведения, характеризующие развитие муниципальных финансов.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Все мероприятия, связанные с формированием и исполнение бюджета осуществлялись в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в бюджете городского округа город Воронеж на обеспечение текущей деятельности участников бюджетного процесса.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Своевременно и в полном объеме обеспечивается финансирование первоочередных расходов бюджета городского округа, в том числе оплата труда работников бюджетной сферы, коммунальных услуг учреждений бюджетной сферы, питания и медикаментов, социальные выплаты по предоставлению малообеспеченным гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Повысилась эффективность предоставления муниципальных услуг и, как следствие растет удовлетворенность населения городского округа качеством предоставляемых бюджетных услуг. В настоящее время стоит задача сохранения существующего качества муниципальных услуг и недопущения снижения его уровня.
Возрастает бюджетная грамотность жителей города в условиях открытости и прозрачности управления финансами.

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Доходы бюджета в 2012 году составили 14 млрд. 796 млн. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы – 9 млрд. 363 млн. рублей, безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ – 5 млрд. 433 млн. рублей.
В сопоставимых условиях 2012 года, поступление налоговых и неналоговых доходов выше аналогичного периода прошлого года на 8,4 процента или на 665 млн. рублей.
Расходы бюджета в 2012 году составили 15 млрд. 930 млн. рублей, в том числе бюд-жетная сфера 10 млрд. 966 млн. рублей, городское хозяйство – 4 млрд. 964 млн. рублей.
Дефицит бюджета в 2012 году – 1 млрд. 134 млн. рублей (12,1 процентов от налоговых и неналоговых доходов), который превышает предельный размер дефицита бюджета (10 процентов) на сумму привлеченных бюджетных кредитов (согласно статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ).
Проведение целенаправленной и планомерной работы по повышению эффективности бюджетных расходов (ежемесячный мониторинг и анализ кредиторской задолженности бюджета) позволило более чем в 12 раз снизить текущую кредиторскую задолженность бюджета (с 1 млрд. 286 млн. рублей в 2008 году до 103 млн. рублей на начало 2013 года), при этом полностью ликвидирована просроченная кредиторская задолженность.
Кроме того, проведенный анализ по исполнению требований исполнительных документов позволил снизить в 18 раз остаток долга по исполнительным листам муниципальных учреждений (с 284 млн. рублей на начало 2008 года до 16 млн. рублей на конец 2012 года).

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Бюджет городского округа город Воронеж.

 

Отрасль применения практики (технологии)

Экономика. Финансы. Планирование и исполнение бюджета муниципального образования.

 

Дата внедрения практики (технологии)

2012-2013 г.г.

 

Отзывы, награды

Победа в номинации «За высокое качество организации предоставления муниципальных услуг» IV Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами.
Победа в номинации «За обеспечение соблюдения единых принципов финансово-бюджетного планирования, создание четкого м прозрачного механизма планирования бюджетных ассигнований в зависимости от достижения конкретных результатов» V смотре-конкурсе практик городов стран СНГ и ЕвпАзАС «Город, где хочется жить».
Второе место и Диплом II степени «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами», диплом в номинации «За эффективное управление бюджетным процессом с помощью автоматизированных информационных систем» VI Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами».

 


  

Документы практики: