Вологда (Россия) — Содержание и ремонт Молочненской детской школы искусств, учреждения, предоставляющего дополнительное образование детям, являющегося объектом досуга и культуры города Вологды — 64


Сущность предложения

В настоящее время важной задачей для формирования равной доступности к культурным благам, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности является создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры.
В городе Вологде в рамках Стратегии «Вологда – культурная столица Русского Севера» процессы культурного воспитания детей и приобщения граждан к активному культурному и творческому росту сегодня приобретают поистине характер основополагающей идеи.
В городе функционирует 9 муниципальных детских образовательных учреждений культуры и искусства. В селе Молочное, которое является частью города с численностью населения порядка 8 тыс. человек, работает одна Молочненская детская школа искусств.
Цель работы школы – эстетическое воспитание личности, активизация образного мышления и развитие творческих способностей детей.
На сегодняшний день в школе обучается 40% детей села дошкольного и школьного возраста (всего в селе Молочное около 1000 детей), а также дети, из близлежащих деревень Вологодского района Вологодской области.
Ежегодно потребность в получении дополнительного образования детей в области культуры и искусства возрастает. Вследствие этого возник вопрос о нехватке ресурсов для принятия всех детей, желающих обучаться. Это, в свою очередь, ограничивало список желающих получить дополнительное образование.
С целью увеличения доли детей, обучающихся в детских школах искусств в общей численности учащихся детей города Вологды, приобщения большего количества населения города к культуре и искусству, а также с целью повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, осуществляется комплексная модернизация МБОУ ДОД «Молочненская детская школа искусств».
Реализация данной практики (технологии) позволит повысить доступность дополнительного образования в области культуры и искусства не только детей из села Молочное, но и расположенных рядом деревень, относящихся к Вологодскому муниципальному району.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

Данная модернизация и оснащение детской школы искусств представляет собой ряд мероприятий, охватывающих несколько направлений деятельности:
— Выделение дополнительного здания для деятельности МБОУ ДОД «Молочненская детская школа искусств». При содействии Администрации города Вологды для деятельности школы было выделено дополнительное помещение, общей площадью 1 103,3 кв.м.
— Строительство дополнительных помещений МБОУ ДОД «Молочненская детская школа искусств».
— Проведение капитального ремонта помещений МБОУ ДОД «Молочненская детская школа искусств», отвечающего требованиям безопасности и требованиям качественной организации учебного процесса.
— Приобретение особо ценного движимого имущества (основных средств).

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Расходы на реализацию проекта в 2012-2013 годах:
<

Наименование расходов

Сумма расходов, тыс. руб.

Источники финанси-рования

1.

Модернизация школы искусств:

4 558,5

городской бюджет

1.1

выделение дополнительного помещения для деятельности МБОУ ДОД «Молочненская детская школа искусств» (балансовая стоимость)

2 895,3

городской бюджет

1.2

проведение капитального ремонта помещений МБОУ ДОД «Молочненская детская школа искусств»

1 500,0

городской бюджет

1.3

приобретение особо ценного движимого имущества (основных средств)

163,2

городской бюджет

2.

Оснащение школы необходимым современным оборудованием, обновление материально-технической базы:

1 740,0

федеральный бюджет

2.1

приобретение музыкальных инструментов для музыкального отделения

1 500,0

федеральный бюджет

2.2

приобретение учебных наглядных пособий для отделения изобразительного искусства

100,0

федеральный бюджет

2.3

приобретение концертных костюмов и обуви для хореографического отделения

140,0

федеральный бюджет

 

ИТОГО:

6 298,5

 

 

в т.ч. за счет средств федерального бюджета

1 740,0

 

 

в т.ч. за счет средств городского бюджета

4 558,5

 

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Ожидаемые конечные результаты и социально-экономическая эффективность от реализации практики (технологии):
— создание позитивного имиджа города Вологды, посредством участия в различных областных, Всероссийских и Международных конкурсах и фестивалях;
— повышение статуса и увеличение культурной значимости детских школ искусств в селе;
— увеличение количества детей, обучающихся в МБОУ ДОД «Молочненская детская школа искусств»;
— увеличение культурной значимости детских школ искусств в селе;
— стирание границ между городом и селом в культурно-эстетическом развитии детей;
— воспитание духовно-обогащенной личности, не связанной с преступностью и наркоманией;
— творческий рост обучающихся.
МБОУ ДОД «Молочненская детская школа искусств» предоставляет дополнительное образование детям от 4 до 18 лет по различным видам искусств. Количество учащихся школы в 1966-1967 годах составляло 78 человек, в 2000 году – 150 человек, в 2009 году – 270 человек. По состоянию на 1 сентября 2012 года контингент учащихся составил 320 человек. Увеличение количества учащихся связано с ежегодным увеличением отделений, а также с началом реализации модернизации школы.
Данное образование способствует:
— разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата;
— занятости детей, что является одним из факторов защиты детей от вредных социальных направлений (наркомания, алкоголизм, курение и т.д.).
Данная практика (технология) школы позволит увеличить число учащихся за счет ремонта и расширения площадей помещений.
Кроме того, позволит повысить качество организации учебного процесса, увеличить количество преподавательского состава различных специальностей в области искусства, а значит, и увеличить число учащихся. На данный момент штат школы насчитывает 23 преподавателя, среди которых 7 молодых специалистов.
Как показала практика, обучение детей по новым дополнительным образовательным программам положительно влияет на рост интереса школьников к гуманитарным предметам основной школы, а главное – создает основу допрофессиональной подготовки старшеклассников по ряду направлений художественно-прикладной деятельности. Многие выпускники школы стали преподавателями музыкальных школ и школ искусств, профессиональными музыкантами.
Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.
Федеральная и региональная значимость реализации практики (технологии):
— содействие сохранению и развитию народного фольклора и культуры народов Русского Севера;
— формирования и развитие эстетических и высоконравственных качеств детей;
— развитие высокохудожественного вкуса у подрастающего поколения жителей сельской местности;
— повышение подготовки учащихся и создание возможности для достойного представления города Вологды на региональных и международных конкурсах;
— снижение уровня детской преступности, посредствам привлечения детей к «прекрасному».

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

— Улучшение материально-технической базы в образовательном учреждении сферы культуры МБОУ ДОД «Молочненская детская школа искусств».
— Уменьшение затрат бюджетных средств на содержание помещений и обучение учащихся.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Село Молочное, город Вологда.

 

Отрасль применения практики (технологии)

Жилищно-коммунальное хозяйство, культура.

 

Дата внедрения практики (технологии)

2012 год.

 

Отзывы, награды

Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.

 


 

Документы практики: