Владикавказ (Россия) — Внедрение инклюзивного образования в образовательном процессе — 31

 

Сущность предложения

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач в деятельности Администрации местного самоуправления г. Владикавказа.
В целях реализации законодательных актов РФ по реализации государственных гарантий детям с ограниченными возможностями здоровья на получение общедоступного образования Администрацией местного самоуправления принимаются активные меры, обеспечивающие решение вопросов организации предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья, среди которых развитие сети образовательных учреждений (детских садов и общеобразовательных школ), реализующих модель инклюзивного образования через процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками в образовательных учреждениях общего типа.

Основополагающий принцип инклюзивного образования – все дети должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь. Адресатами инклюзивного образования являются дети с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них. Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Организационно-технологическое решение вопроса

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

С 2011 года данная модель инклюзивного образования реализуется в образовательных учреждениях г. Владикавказа.

В МБОУСОШ № 43 обучается 32 ребенка 1-11 классов с ограниченными возможностями здоровья с различными диагнозами: детский церебральный паралич, задержка речевого развития задержка психического развития, аутизм, сенсорные заболевания (ослабленный слух, ослабленное зрение) и др.;

В МБОУ вечерняя средняя общеобразовательная школа №2 имеют возможность получить среднее полное образование в 10-11-ых классах выпускники Специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, которые до этого имели возможность получения только общего образования (9 классов).

В МБОУ ДОУ №88 функционируют 2 инклюзивные группы, в общий состав воспитанников которых входят 16 детей с ограниченными возможностями здоровья с различными диагнозами: синдром Дауна, тугоухость 4 степени, ранний детский аутизм, задержка речевого и психического развития и др.

Администрацией местного самоуправления г.Владикавказа были созданы необходимые материально-технические условия, обеспечивающие возможность для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:

В МБОУ СОШ №43, МБДОУ №88 оборудованы кабинеты психологической разгрузки, сенсорные комнаты, кабинеты ЛФК и др.
Для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического развития в зданиях МБОУ СОШ №11,18,22,43,44,46 были оборудованы пандусы.

Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Определен отдельный специалист Управления образования, курирующий данное направление.

Организовано качественное обеспечение подготовки руководителей и педагогических работников образовательных учреждений.

Принята муниципальная целевая программа «Инклюзивное образование: школа равных возможностей».

Для подготовки руководителей и педагогических работников образовательных учреждений:

— в феврале 2011 года представители Управления образования АМС г.Владикавказа и учреждений дошкольного образования посетили Ресурсный центр инклюзивного дошкольного образования детский сад №288 и образовательное учреждение «Ковчег» г.Москвы;

— с 27 по 29 сентября 2011года в г.Москве представители Управления образования принимали участие в общероссийской конференции «Развитие инклюзивного образования в Российской Федерации»;

— 21 сентября 2011 года представители Управления образования участвовали в региональной конференции Северо-Кавказского Федерального округа «Дети Северного Кавказа: от трудностей к новым возможностям», которая проходила в г.Нальчике;

— в июле 2011 года Управлением образования АМС г.Владикавказа совместно с ЮНИСЕФ был организован семинар для заведующих и специалистов логопедов, психологов ДОУ: «Условия реализации инклюзивной практики в ДОУ: принципы и подходы»;

— на базе СОРИПКРО с 1 декабря 2011 года по 31 января 2012 года был реализован совместный проект Министерства образования и науки РСО-Алания и Управления образования АМС г.Владикавказа по повышению квалификации педагогов-специалистов.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

В 2011 году Администрацией местного самоуправления г. Владикавказа на создание условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях (оборудование пандусов, развитие материально-технической инфраструктуры и др.) было выделено 12 400 тыс. рублей.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

При создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир разнообразен, что люди в нем разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.
Образовательное учреждение с инклюзивными классами решает следующие задачи:
— создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
— обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
— организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
— постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

— охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;
— социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями;

— изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ №43 г. Владикавказа.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение ДОУ №88 г.Владикавказа.
Реализация практики возможна во всех образовательных учреждениях Российской Федерации.

Отрасль применения практики (технологии)

Образование.

Дата внедрения практики (технологии)

2011 год.

Отзывы, награды

Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.


 

Документы практики: