Владивосток (Россия) — Организация отдыха детей в каникулярное время — 4


Сущность предложения

Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков – важная составляющая социального благополучия горожан.
Целью организации отдыха детей в каникулярное время является создание условий для формирования потребности обучающихся в здоровом образе жизни, в повышении культурного уровня, для их успешной социализации в новых экономических условиях. Отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и время для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, что создаёт условия для социализации молодого человека с учётом реалий современной жизни.
В ходе организации отдыха детей решаются следующие задачи:
— укрепление здоровья детей и подростков;
— привлечение обучающихся к активному отдыху, развитие у них креативности и творческого мышления, формирование коммуникабельности;
— выявление одарённых детей через творческую и проектную деятельность;
— развитие социального, социально-культурного и нравственного опыта детей и подростков;
— создание условий для адаптации и социальной реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
— создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организация каникулярного отдыха детей и подростков города Владивостока строится по следующим направлениям:
— организация оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей на базе муниципальных обще-образовательных школ и учреждений дополнительного образования детей;
— организация школьных ремонтных бригад и индивидуальное трудоустройство подростков;
— проведение профильных смен, туристических походов;
— организация мастер-классов для одарённых детей, учебно-тренировочных сборов и профильных смен на базе вузов;
— организация участия школьников в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, спортивных соревнованиях за пределами города Владивостока, Приморского края.
Для организации каникулярного отдыха и оздоровления детей используются различные формы, в том числе малозатратные (туристические походы, палаточные лагеря, детские игровые и спортивные площадки, клубы по интересам). Организация отдыха детей происходит в городской и загородной зонах.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

Разработана и реализуется муниципальная программа «Развитие образования города Владивостока» на 2014-2018 годы (подпрограмма «Развитие системы дополнительного образования»).
Программой предусмотрен комплекс мер ресурсного обеспечения организации каникулярного отдыха детей и подростков города Владивостока, позволяющий повысить качественный уровень образовательного процесса, организации досуга, отдыха, оздоровления детей в каникулярный период, создать условия для развития различных форм полноценного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, обеспечить действенную помощь детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, имеющим отклонения от принятых в обществе норм поведения.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

120 000 тыс. рублей из бюджета Владивостокского городского округа (на 2014-2018 годы).

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

.Работа по организации каникулярного отдыха детей и подростков города Владивостока способствует созданию условий для всестороннего развития учащихся в каникулярный период, снижает негативное влияние неорганизованной среды на личность ребёнка, наполняет каникулярное время содержательной деятельностью, направленной на развитие интеллектуальных, творческих способностей детей, их социальную адаптацию.
В ходе проведения данной работы формируется единое воспитательное пространство, обеспечивающее взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса: родителей, детей, педагогов, общественных организаций, – осуществляется сплочение детских коллективов, укрепляется физическое и психическое здоровье детей.
Общий охват детей и подростков города Владивостока различными формами отдыха в течение последних трёх лет составляет 95%.
Организация отдыха и оздоровление – не только эффективный механизм сохранения детского здоровья, но и действенная профилактика безнадзорности, противоправного поведения несовершеннолетних, поддержка семьи. В течение последних трёх лет охват обучающихся, состоящих на профилактическом учёте, организованными формами отдыха составляет не менее 78%.
Организация временных рабочих мест для трудоустройства обучающихся при муниципальных образовательных учреждениях позволила только в летний период 2014 года трудоустроить 2071 подростка.
Проведение в каникулярное время мастер-классов, учебно-тренировочных сборов и профильных интеллектуальных смен на базе Дальневосточного федерального университета (далее — ДВФУ) и Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (далее — ВГУЭС) помогает учащимся расширить и углубить свои знания, раскрыть в себе желания и способности заниматься той или иной отраслью, а также способствует увеличению числа обучающихся, участвующих во всероссийской олимпиаде школьников, числа победителей и призёров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников (в 2013 году – 76 человек, в 2014 году – 88 человек). По итогам регионального этапа всероссийской олимпиады школьников ученица МБОУ «Гимназия №1 г. Владивостока» Понамарева Ирина дважды получала звание «Суперинтеллект» в 2013 и в 2014году.
В 2013 года команда школьников города Владивостока приняла участие в Международной олимпиаде «Туймаада» в г. Якутске и завоевала одну серебряную и три бронзовые медали по математике, информатике и физике.
Сборная команда юных программистов города Владивостока заняла III место во Всероссийской олимпиаде по программированию среди школьников в г. Барнауле.

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Результат данной практики заключается в том, что относительно краткосрочная ее реализация может стать катализатором долгосрочных системных изменений по основным направлениям развития города Владивостока, ведь нынешнее поколение – это будущее России, и от того, каким оно будет, зависит дальнейшее развитие нашей страны.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

В городе Владивостоке накоплен определенный опыт как в организации, так и содержании работы с детьми и подростками в каникулярное время, успешно апробируются модели временных детских коллективов, сложилась практика проведения оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей, мастер-классов для одарённых детей, профильных смен, реализации физкультурно-оздоровительных, игровых, экологических и гражданско-патриотических программ. На базе учреждений дополнительного образования внедряются в практику работы краткосрочные программы детских объединений по туристско-краеведческому, художественно-эстетическому, экологическому, гражданско-патриотическому направлениям.
На базе муниципальных учреждений дополнительного образования детей по месту жительства в течение каникул работают разновозрастные отряды, проводятся массовые культурно-развлекательные, спортивные, экологические и природоохранные мероприятия, организована работа кружков, проведение экскурсий. В течение лета для этой категории детей были организованы дворовый турнир по футболу, спортивные соревнования «Игры доброй воли». На краевом фестивале дворового спорта «Все на старт!» в сентябре 2014 года команда города Владивостока заняла три первых и три вторых места по 6 видам спорта из 7 заявленных в программе фестиваля. В 44% школ созданы современные условия для занятий спортом (современные стадионы или спортивные площадки).
За летний период 2014 года было организовано 180 оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей в 90 общеобразовательных учреждениях города. В них отдохнуло 10 000 учащихся 1-7-х классов. В 79 общеобразовательных учреждениях города было организовано 150 ремонтных бригад, в них был трудоустроен 2071 несовершеннолетний.
В каникулярное время большое внимание уделяется развитию детей с особыми образовательными потребностями. В городе Владивостоке сложилась система работы с одарёнными детьми. В 2014 году проведены профильные смены для старшеклассников на осенних, весенних и летних каникулах по 12 направлениям:
— «Школа профессионального управления»;
— «Школа дизайна, имиджа и стиля»;
— «Программирование и управление проектами;
— «Академия правовой культуры»;
— «К вершинам английского и китайского языков»;
— «Творческие каникулы: узнавай, думай, делай!»;
— «Стань волонтёром»;
— «Своё дело – твой успех»;
— «Школа креативной экономики» и другие.
В них приняли участие порядка 700 человек.
В летних учебно-тренировочных сборах, организованных при ДВФУ, приняли участие 120 учащихся, при ВГУЭС – 225 учащихся, 2 школьника приняли участие в международной олимпиаде учащихся в г. Туймааде, 6 воспитанников клуба «Следопыт» МБОУ ДОД ЦДТ г. Владивостока были участниками Всероссийского открытого форума детского и юношеского кино «Бумеранг» во Всероссийском детском центре «Орлёнок» г. Туапсе.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья организованы выставка рисунков «Дорога к счастью», фестиваль «Мне через сердце виден мир». Для них работает фото-студия «Светопись», в которой занимаются 60 детей. Фотоработы воспитанников интерната участвуют в городских выставках.
В центре детского образования «Эврика» реализуется совместный проект с театром-студией Н.Пинчука «Игровая комната» для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Тренерами-преподавателями ДЮСШ «Русич» организована секция борьбы для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида».
Главный смысл работы системы образования в каникулярное время заключается в обеспечении развития личностных качеств, социализации, формирования успешности обучающихся.
Данный опыт организации каникулярного отдыха детей и подростков имеет практическую значимость и возможно к воспроизведению, тиражированию и использованию в других муниципальных образованиях.

 

Отрасль применения практики (технологии)

— образование;
— культура;
— спорт.

 

Дата внедрения практики (технологии)

2013-2014 годы

 

Отзывы, награды

Почетная грамота департамента образования и науки Приморского края в 2013 году

 


   

Документы практики: