Ставрополь (Россия) — Социализация личности школьника с патологией зрения в условиях современной общеобразовательной школы — 24


Сущность предложения

В последние годы происходит обновление системы образования, сближение специальных и общеобразовательных учебных заведений, изменение отношения общества к детям с проблемами развития, и закономерно встают вопросы условий организации их обучения и воспитания. Центром внимания педагогической общественности стал вопрос о совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Задача инклюзивного образования — придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными возможностями (как психического, так и физиологического плана), таким образом мотивируя их к обучению в школе вместе с другими учащимися.
Процесс социализации ребенка, начатый в семье, в детском саду, продолжается и в школе. Он осуществляется через освоение детьми определенной системы знаний, правил поведения, нравственных ценностей, поэтому время обучения в школе принято считать периодом вторичной социализации личности. Актуальность выбора проблемы социализации слабовидящих детей обусловлена следующими факторами:
1) психофизические и личностные особенности учащихся;
2) несформированность у детей социальной мобильности;
3) ограниченность общения детей с окружающими детьми (по причине зрительной депривации);
4) объективная необходимость осуществления своевременной коррекционно-реабилитационной работы по формированию у детей коммуникативных навыков, культуры общения, социальной зрелости.
Ведется работа по разработке учебного плана и специальных программ с учетом особенностей психофизического развития детей, степени и характера нарушенного зрения, создания комфортной образовательной среды. При составлении учебного плана учтены данные о состоянии здоровья учащихся; психологические исследования работоспособности, утомляемости.
В школе создаются все условия для изучения обязательных учебных дисциплин, дополнительных предметов (по выбору), коррекционных дисциплин, для занятий в кружках:
 в целях предупреждения утомляемости и охраны неполноценного зрения соблюдается определенный режим учебной деятельности и зрительной нагрузки;
 осуществляется дифференцированный подход к обучению слабовидящих детей в связи с особенностями их зрительной патологии, осязательной работы слепых и частично зрячих учащихся;
 сформирована материальная база школы;
 осуществляется специальная коррекционная и компенсаторная работа по предупреждению и исправлению первичных и вторичных недостатков в развитии детей с тяжелыми нарушениями зрения, как на общеобразовательном уроке, так и на специальных коррекционных занятиях. Предполагаются занятия по коррекционной подготовке: ритмика, ЛФК, БОС, охрана и развитие зрения, социально-бытовая ориентировка, развитие осязания и мелкой моторики, мимика и пантомимика, пространственная ориентировка, психология общения, корректировка развития речи.
Для создания дополнительных условий по социальной реабилитации воспитанников созданы:
 кабинет игровой коррекции;
 кабинет лечебной физкультуры оснащен специальными средствами коррекции;
 портативный компьютерный класс оснащен 13 современными ноутбуками,
 кабинет здоровья БОС (биологической обратной связи) по выработке правильного релаксационного дыхания;
 комната релаксации,
 сенсорная комната,
 танцевальный зал, спортивный зал, мини-тренажерный зал,
 кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда, тифлопедагога.
В настоящее время в школе осуществляется целенаправленная работа по созданию комплексной безбарьерной образовательной среды.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

2009-2010 год – Подготовка материала для комплексного диагностического исследования. Корректировка учебного плана. Подготовка (переподготовка) кадров.
2010 год – Мониторинг физического состояния детей. Создание учебно-материальной базы. Оборудование комнаты психологической разгрузки.
2011-2012 год – Оборудование и оформление учебного класса. Совместные заседания научно-методического совета и педагогического коллектива школы. Проведение планового диагностического исследования.
2012-2013 год – Обобщение методических, диагностических материалов по проблеме исследования. Обобщение опыта по теме эксперимента.
2013-2014 год – Разработка методических рекомендаций для педагогических работников образовательных учреждений по проблеме исследования.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

На приобретение учебно-коррекционного оборудования:
бюджет города Ставрополя – 899400 руб. (2010 г.)
бюджет Ставропольского края – 1482400 руб. (2011 г.)
федеральный бюджет – 7129600 руб. (2011 г.)
На организацию горячего питания:
бюджет города Ставрополя – 93280 руб. (2013 г.)

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

В МБОУ СОШ № 19 г. Ставрополя главной задачей, стоящей перед педагогами, является обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями (с патологией зрения). Кроме нарушения зрения дети имеют вторичные дефекты: задержка психического развития, нарушения речи, нарушения опорно-двигательного аппарата, психические расстройства и расстройства поведения.
Все педагоги, работающие в специальном (коррекционном) классе VI вида, решают не только образовательные и воспитательные задачи, но и восполняют недостатки развития детей с нарушениями зрения, исправления у них вторичного дефекта. Это обеспечивает возможность полноценного усвоения программного материала общеобразовательной школы, способствует развитию познавательной активности, адаптации и в дальнейшем интеграции слепых и слабовидящих детей в общество. Основной стратегической целью данного проекта является создание условий для улучшения качества жизни, укрепления здоровья, создание коррекционно-развивающей среды и обеспечение тифлоинформационного пространства как условий для получения образования учащимися в соответствии с государственными образовательными стандартами и успешной социализации детей-инвалидов по зрению.
Результатом коррекционно-образовательной деятельности в специальном классе выступают показатели успеваемости и качества знаний при положительной динамике в развитии здоровья обучающихся (образовательный аспект).
Ребята с ограниченными возможностями принимают активное участие в жизни школы. Они наравне с другими детьми участвуют в праздниках, общешкольных мероприятиях, соревнованиях, являются активными участниками и призерами многих городских, республиканских, региональных, всероссийских, международных фестивалей и конкурсов, занимают призовые места. Успех процесса социализации инвалидов по зрению во многом зависит от уровня коммуникативной культуры, формирования положительного коммуникативного опыта. Участвуя в общественной жизни, ребята вырабатывают опыт общения со взрослыми, умение отстаивать свои позиции и деловые предложения.
Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека, а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, распознавать и принимать различия.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

На базе средней общеобразовательной школы № 19 города Ставрополя регулярно проводятся семинары, конференции, круглые столы для руководителей, учителей и педагогов-специалистов общеобразовательных и коррекционных образовательных учреждений Ставропольского края и других регионов РФ, ближнего зарубежья (Украина). Администрация школы ведет работу, связанную с изменением общественного мнения по отношению к детям с нарушением зрения, для этого широко привлекаются СМИ, освещающие проблемы детей-инвалидов и насущную необходимость получения ими качественного образования.
Опыт города Ставрополя может быть реализован в муниципальных общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

 

Отрасль применения практики (технологии)

Социальная сфера города. Образование.

 

Дата внедрения практики (технологии)

2010 год.

 

Отзывы, награды

Всероссийский грант. Стажировочная площадка. Модель социализации личности школьника с ОВЗ. (2010 год)
Благодарственное письмо ректора СКИРО ПК И ПРО А.Ф. Золотухиной за содействие в реализации программы курсов повышения квалификации педагогических работников Ставропольского края по направлению «Современные подходы к инклюзивному образованию в условиях общеобразовательного учреждения». (2012 год)

 


 

Документы практики:

 


 

Контакты: