Ставрополь (Россия) — Современные медико-социальные технологии укрепления здоровья школьников на основе межсекторального сотрудничества — 52


Сущность предложения

В последние годы общее количество абсолютно здоровых детей в городе Ставрополе снизилось до 10%, часто и длительно болеющие дети составили 70-75%, а 15-20% имеют хронические заболевания. Часто болеющие дети, таким образом, являются самой большой группой детей, нуждающихся в системной медико-психолого-педагогической поддержке.
Более 20 тысяч детей образовательных учреждений города Ставрополя были охвачены профилактическими осмотрами в декретированные сроки. Анализ состояния здоровья данного контингента детей показал, что доля здоровых составляет 17,5% (2007 г.- 22%, 2006 — 21,6%), детей группы риска и с функциональными отклонениями 49,6% (2007г. — 48%, 2006г. — 45,7%), хронических больных –31% (2007 г.- 29%, 2006- 32,7%).
Проведенное психологическое обследование школьников Ставрополя свидетельствует о том, что в детской и подростковой среде достаточно широко распространены состояния, нуждающиеся в коррекции с привлечением психологов и психиатров.
Формирование здорового образа жизни через активизацию и мобилизацию интересов и потребностей всех участников образовательного процесса: учителей, детей и их родителей — приоритетная задача современного образования. Для ее решения необходимо создать здоровьесберегающее пространство школы, которое будет способствовать наиболее полному раскрытию способностей ребенка и его самореализации.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

В этой связи представляется актуальным использование возможностей территориальных школьных центров здоровья. В целях организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья, развитию культуры здорового образа жизни детей и подростков такой центр был создан в городе Ставрополе на основе совместной деятельности учреждений здравоохранения и образования на базе общеобразовательного учреждения.
Территориальный центр «Здоровье» состоит из структурного подразделения психолого-педагогической помощи МОУ средней общеобразовательной школы № 20 города Ставрополя и отделения медико-социальной помощи «Городская поликлиника № 3» города Ставрополя.
Основными задачами Центра являются:
— комплексная диагностика, профилактика и коррекция социальной и психологической сфер личности, создание и реализация систем индивидуальной медико-психологической, социально-педагогической, юридической поддержки детей и подростков;
— создание индивидуальных систем коррекции физического, психологического, социального и нравственного развития детей и подростков с использованием комплекса медико-психологических, социально-педагогических оздоровительных мероприятий без отрыва от учебного процесса;
— активизация участия семьи в решении вопросов охраны и укрепления здоровья детей;
— осуществление связей и координация работы всех заинтересованных ведомств и организаций по вопросам охраны и укрепления здоровья детей и подростков.
Основой деятельности Центра является создание индивидуальных систем, «маршрутов здоровья», ориентированных на сохранение и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья детей и подростков.
В целях решения поставленных задач деятельность Центра развивается по следующим основным направлениям:
— проведение коллективных мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, подростков и их родителей;
— индивидуальная работа с родителями, обеспечивающая их положительное влияние на формирование здорового образа жизни, активной жизненной позиции и устойчивой мотивации на здоровье у их детей;
— медико-социальный патронаж семей, выявление в них лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке;
— проведение мероприятий по профилактике, сохранению и укреплению репродуктивного здоровья девочек и мальчиков, подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ориентации на здоровую семью;
— оказание лечебно-оздоровительной помощи детям и подросткам,имеющим хроническую патологию;
— медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе;
— санитарно-просветительская работа, пропаганда мер профилактики, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни, ориентирующих молодых людей и их родителей на осознание вреда «саморазрушающих» форм поведения для здоровья и развития.
Структурными элементами Центра являются:
— Лаборатория физического здоровья (учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор-методист по физической культуре, врач-педиатр, врач-физиотерапевт, инструктор ЛФК, массажист, медицинские сестры);
— лаборатория психологического здоровья (педагог-психолог, медицинский психолог);
— лаборатория социального здоровья (социальный педагог, юрист), осуществляющая комплекс мероприятий по социальной адаптации;
— лаборатория социально-психологической реабилитации (педагог-организатор, педагоги дополнительного образования), деятельность которой направлена на приобретение детьми и подростками опыта социально значимой жизнедеятельности с использованием подходов личностно-деятельностной педагогики.
В состав территориального центра «Здоровье» включено отделение медико-социальной помощи со следующей структурой: кабинет врача-педиатра, физиотерапевтический кабинет, кабинет массажа, кабинет социальной помощи, кабинет психолога, кабинет лечебной физкультуры.
Пациенты Центра получают такие процедуры, как ароматерапия, ингаляции, фитотерапия, кислородный коктейль, проходят 12-дневный курс общеукрепляющего массажа. С ребятами занимаются инструкторы по физической культуре. По специальным показаниям ведёт занятия специалист ЛФК. Работает логопед, исправляющий различные дефекты устной и письменной речи. Во время прохождения оздоровительных процедур с детьми и подростками работает педагог-организатор. К услугам ребят — сенсорная комната, в которой по специальным методикам с пациентами Центра работает педагог-психолог. Врачом-специалистом выявляются глазные патологии, восстанавливается четкость зрения при утомлении глаз, нормализуется сон, повышается работоспособность головного мозга.
В территориальный центр «Здоровье» направляются дети в возрасте от 7 до 18 лет, проживающие на территории, прилегающих к Центру районов и обучающиеся в 7 муниципальных образовательных учреждениях — средних общеобразовательных школах.
Показаниями для направления в Центр являются: функциональные нарушения костно-мышечной системы, функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы, хроническая ЛОР — патология в период ремиссии, часто болеющие дети.
Курс оздоровительных процедур составляет 12 дней и включает в себя:
— первый день — диагностический, в ходе которого специалисты центра проводят диагностику детей и подростков, поступивших в Центр, и заносят полученные данные в индивидуальные «карты здоровья», которые выдаются каждому ребёнку и в дальнейшем находятся у него;
— по результатам диагностики формируются группы для проведения оздоровительных мероприятий и определяются дети, нуждающиеся в индивидуальных коррекционных мероприятиях;
— со второго по одиннадцатый день включительно проводится курс профилактических и оздоровительных мероприятий по программам специалистов Центра;
— двенадцатый день — день заключительной диагностики, в ходе которого специалисты выявляют и фиксируют изменения, произошедшие с ребёнком за курс оздоровления;
Результаты работы заносятся в «карту здоровья», которая в дальнейшем хранится у ребёнка и предоставляется им в случае прохождения повторных курсов оздоровления. В случае необходимости специалисты Центра дают рекомендации для прохождения дальнейшего курса лечения или оздоровления в Центре и выписывают соответствующее направление.
Для поступления ребенка в Центр возможны два варианта:
Организованное поступление, в ходе которого:
— школьным врачом проводится анализ по результатам медосмотра и формируется группа детей до 25 человек, подлежащих оздоровлению в Центре, также назначается сопровождающее лицо;
— руководителем Центра на основании полученных из образовательного учреждения данных разрабатываются маршрутные листы для прохождения оздоровительных процедур;
— по прибытии группы учащихся в Центр сопровождающее лицо получает маршрутный лист на каждого ребёнка и общий для группы.
Индивидуальное поступление:
— ребенок направляется для оздоровления в центр «Здоровье» по результатам обследования участкового педиатра или школьного врача (после обследования, выставляется диагноз и, если показано оздоровление в Центре «Здоровье», оформляется направление);
— ребенок приходит в центр с родителями, врач педиатр Центра даёт ему направление для прохождения оздоровительных процедур с ближайшей группой детей, направленных для оздоровления, с учётом смены обучения ребёнка и наличия свободных мест в группе.
После завершения комплекса оздоровления сотрудниками Центра оформляется справка, на основании которой школьный медработник вносит запись в медицинскую карту учащегося.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

За 2010 год в территориальном центре «Здоровье» оздоровлено 1103 ребенка. Курсы массажа получили 616 детей; ЛФК – 359 детей; фитоароматерию – 1058 детей; аэроионотерапию – 1103 ребенка; офтальмомассаж – 204 ребенка. С 336 детьми занимался психолог центра. В коррекционной группе занимался 51 ребенок, в релаксационной группе — 56 детей.
С 2008 года во всех образовательных учреждениях города внедрен и проводится мониторинг состояния здоровья школьников. По данным мониторинга распространенность функциональных отклонений у школьников-пациентов Центра здоровья СОШ № 20 на протяжении 2008- 2010 годов не увеличилась и стабильно сохраняется на одном уровне. Уровень хронических заболеваний несколько снизился в последние два года, что связано с предотвращением перехода функциональных нарушений в хронические заболевания и грамотно проводимой профилактикой. Количество детей-пациентов Центра здоровья СОШ № 20, имеющих I и II группы здоровья, составляет 71%, что выше городского показателя на 4%.
Процент детей, занимающихся в лечебной и специальной группах здоровья, среди учащихся Центра здоровья СОШ № 20 ниже общегородского показателя на 1,4 % (общегородской показатель 6,1%); увеличилось и количество детей посещающих основную физкультурную группу.
Проводя анализ заболеваемости острыми респираторными инфекциями среди учащихся-пациентов Центра здоровья СОШ № 20, можно сделать следующие выводы:
— количество детей, перенесших ОРВИ и отсутствовавших по болезни составило в среднем от 2,9% до 5,6%, что ниже аналогичного среднегородского показателя на 5%;
— количество пропущенных дней по болезни учащимися, посещавшими Центр здоровья, значимо ниже, чем среди учащихся школ других районов города (на 5,9%).
Качественными результатами работы стали: рост физической и санитарно-гигиенической культуры детей и подростков школьного возраста, формирование устойчивого интереса и потребности к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни.
Данный опыт работы требует дальнейшего внедрения в образовательных учреждениях города Ставрополя и других территориях Российской федерации.

 


 

Документы практики:

 


 

Контакты:

Администрация города Ставрополя

355035, г. Ставрополь, проспект Карла Маркса, д.94
Телефон: +7 865-2 26-03-10
Факс: +7 865-2 26-77-66
http://www.stavropol.stavkray.ru/
E-mail:goradm@stv.runnet.ru