Ставрополь (Россия) — Построение системы инклюзивного образования в условиях современной общеобразовательной организации — 13


Сущность предложения

Одним из результатов гуманистического развития современного общества можно считать инклюзивное образование. Суть его заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья получают возможность обучаться в обычных общеобразовательных (массовых) школах вместе со здоровыми сверстниками, быть принятыми в их коллектив, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества.
Включение лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательный процесс массовых учебных заведений — новый подход для российского образования.
Целью инновационной площадки является создание и апробация модели инклюзивного образования детей с ОВЗ на базе МБОУ СОШ №21 г. Ставрополя; создание условий для совершенствования системы образования и социальной реабилитации детей с ОВЗ путем внедрения инновационной технологии — инклюзивного образования.
В связи с этим в рамках инновационной площадки планируется разработать и апробировать комплекс организационно-педагогических и методических условий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении: нормативно-правовая база реализации инклюзивного образования; поэтапное включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное учреждение; условия создания в школе адаптивной образовательной среды; психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья; изменение методов и организационных форм обучения; научно-методическая поддержка педагогов через повышение квалификации на рабочем месте; формирование инклюзивной культуры у детей, родителей, педагогов; разработка этапов включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную школу: комплексная двухуровневая диагностика, диагностическое обучение с целью уточнения диагноза и составления индивидуальной образовательной программы, развитие и коррекция нарушений речевого, интеллектуального, сенсорного развития через сеть образовательных услуг; обосновано содержание психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении: индивидуальная образовательная программа, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий со специалистами, организация взросло-детской и детской совместной учебно-познавательной деятельности. Также создан пакет документов, составляющих нормативно-правовую базу и регламентирующих выявление, отбор, устройство в образовательные учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья и их дальнейшее сопровождение и методические рекомендации по организации образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования; разработано содержание комплексной двухуровневой диагностики с включением следующих форм деятельности: диагностическое обследование, психологическое, педагогическое, медицинское консультирование, обучение с диагностической целью, контроль эффективности рекомендаций ПМПК.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

Разработана Концепция интегрированного образования детей с ОВЗ.
Внесены изменения в Устав МБОУ СОШ № 21
г. Ставрополя. Локальные акты школы доработаны в соответствии с новыми требованиями. Разработаны новые локальные акты согласно потребностям ОО.
Разработана и реализуется перспективная программа повышения педагогических кадров по проблеме (на сегодняшний день 97% педагогического состава неоднократно прошли тематические и проблемные курсы повышения квалификации).
Создается безбарьерная архитектурная среда для детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата (построен пандус, переоборудованы медпункт и туалеты, расширены дверные проемы, приобретено сенсорное оборудование для комнаты психологической релаксации, логопункта, тренажерного зала и т.п.).
Создается образовательная среда, учитывающая наличие в школьном сообществе детей с ОВЗ.
Созданы и успешно функционируют Совет отцов, Благотворительный фонд «Добродея», в работе которых принимают участие активные слои родительской и социальной общественности.
Заключены договоры о сотрудничестве с вузами города, различными центрами помощи семье и ребенку, учреждениями дополнительного образования, спортивными школами и общественными организациями («Наши дети» и др.).
Создан школьный Центр дополнительного образования, в работе которого, в обязательном порядке, принимают участие и дети с ОВЗ.
Участие школы в различных конкурсах качества предоставляемых образовательных услуг и научно-практических конференциях, круглых столах и т.п.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

— 15 078 736 (пятнадцать миллионов семьдесят восемь тысяч семьсот тридцать шесть рублей) за счет средств краевого, федерального бюджетов (в т.ч. по целевой программе «Доступная среда» — 3 765 685,01) по состоянию на 01.10.2015г. (за 5 лет)
— 200000 (Двести тысяч рублей) за счет совместно выигранного и реализованного с НКО «Благотворительный фонд «Добродея» муниципального гранта по проекту «Навыки XXI века: Мир, открытый для каждого»

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз деятельности МБОУ СОШ № 21 (SWOT-анализ).
Формирование эффективной модели управления качеством образования в условиях модернизации общеобразовательной школы с учетом концепции инклюзивного образования.
Реализация адресно-направленной кадровой политики для решения проблем конкретного педагога, работающего с ребенком с особыми образовательными потребностями. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с реализуемой школой концепцией.
Создание толерантной среды в образовательном сообществе, городском сообществе по отношению к детям с ОВЗ и их семьям.
Обучение детей-инвалидов в школе рядом с домом, возможность воспитываться в семье (в 2015 г. в МБОУ СОШ № 21 обучается – 49 детей-инвалидов, в том числе и с ОВЗ).
Использование дистанционных технологий в обучении детей с ОВЗ.
Совершенствование содержания и технологий деятельности в системе социального партнерства ОО.
Привлечение родителей детей с ОВЗ к участию в учебно-реабилитационном процессе с целью повышения его эффективности.
Распространение опыта инклюзивного образования в Ставропольском крае

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии).

Экономическая деятельность школы осуществляется в соответствии с федеральным, краевым и муниципальным законодательством.
Оценка экономического эффекта не осуществлялась.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 города Ставрополя
2007-2015 гг.

 

Отрасль применения практики (технологии)

Сфера отрасли «Образование»

 

Дата внедрения практики (технологии)

2007 г.

 

География использования практики (технологии).

Ставрополь, Ставропольский край, Российская Федерация

 

Отзывы, награды

— Диплом и сертификат качества всероссийской программы «100 лучших товаров России» (номинация «Образовательные услуги») (2009г);
— Диплом V смотра-конкурса практик городов стран СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» (2012г)
— Сертификат победителя Всероссийского конкурса «Образование для всех» в номинации «Лучшая инклюзивная школа России» (2013г);
— Диплом победителя II Всероссийского конкурса «Инклюзивная школа России — 2015» в номинации «Лучший координатор по инклюзии в образовательной организации»;
— Поздравительная телеграмма от Ректора СГАУ
И т.п.

 

Дополнительные материалы

— Грамоты и дипломы победителей и призеров педагогических работников и самих детей с ОВЗ в конкурсах различного уровня – 16 шт.
— Фото – 4 шт.
— Буклет – 1шт.
— Баннер – 1 шт.
— Схема маршрута сопровождения ребенка с ОВЗ;
— Модель работы с родителями;
— Список публикаций по проблеме;
— Программа Всероссийской конференции с участием директора МБОУ СОШ 21 Кизима А.Б.;
— План работы по инновационному проекту 2014 – 2015;
— Проект «Внедрение системы инклюзивного образования»;
— Эссе А.Б. Кизима (МБОУ СОШ № 21 Ставрополь) на Всероссийский конкурс «Директор школы» 2013г;
— Последние статьи – 3 шт.
Сайт школы http://www.shkola21-stavropol.ru/
(страницы «Инклюзивное образование» http://www.shkola21-stavropol.ru/index.php/component/content/article/2-uncategorised/92-inklyuzivnoe-obuchenie, «Новости»)


 

Документы практики:

 


 

Контакты:

Администрация города Ставрополя. Управление культуры

355000, г. Ставрополь, пр. К.Маркса, д. 62
Телефон: +7 (8652) 26-76-89
Факс: +7 (8652) 27-14-53
E – mail: сulture07@mail.ru