Самара (Россия) — Повышение эффективности управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности — 18


Сущность предложения

Совершенствование стратегии управления муниципальной собственностью необходимо осуществлять методом оценки его результативности на основе критериев социальной и экономической эффективности и вследствие разработки контрольных мероприятий и форм. В связи с недостаточно эффективным управлением муниципальным имуществом до 2010 года в полной мере не удалось осуществить социально значимые задачи, возложенные на Департамент управления имуществом г.о. Самара, а также получать экономически эффективный результат.
Меры по эффективному управлению муниципальным имуществом частично применялись в 2011 — 2012 годах на основании представленной в 2012 году стратегии эффективного управления, в 2013 году стратегия была усовершенствована мероприятиями, которые будут перечислены ниже.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

В рамках разработанной стратегии, внедренной Департаментом управления имуществом г.о. Самара в 2012 году (г.о. Самара стал победителем IV смотр-конкурса «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС» в номинации «Выработка стратегии эффективного управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности») разработаны мероприятия, направленные на повышение эффективности управления муниципальным имуществом:
— проведение инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности, для выявления неиспользуемого имущества или используемого не по целевому назначению и дальнейшей передачи в аренду на возмездной основе;
— проведение проверки соответствия цены аренды рыночному уровню и в дальнейшем повышение арендной платы до рыночного уровня по договорам, предусматривающим такую возможность;
— внедрение новой типовой формы договора аренды, предусматривающей обеспечение исполнения арендатором обязательств по внесению арендной платы в виде гарантийного депозита, позволяющего удерживать из него текущую задолженность перед бюджетом городского округа Самара;
— проведение претензионно-исковой работы по взысканию с арендаторов задолженности по арендной плате согласно разработанному Департаментом Регламенту, предусматривающему порядок взыскания задолженности в судебном и внесудебном порядке;
— по результатам анализа участия в капиталах акционерных обществ с долей участия меньше 50% (получение минимального дохода или отсутствие дивидендов) возможно принятие решения о продаже данных долей с целью инвестирования высвободившихся денежных средств в приобретение объектов с целью получения дохода в будущем (в т.ч. максимальной доли в экономически преуспевающих предприятиях), либо направление средств на социально значимые мероприятия;
— для увеличения привлекательности объектов для сдачи в аренду формирование предложений арендаторам осуществить в счет арендной платы ремонт арендуемых помещений с последующим увеличением цены аренды;
— проведение комплекса мероприятий по возврату в муниципальную собственность незаконно выбывшего имущества и земельных участков с последующим распоряжением ими в установленном порядке;
— сравнение различных вариантов управления имуществом с точки зрения социально-экономического эффекта;
— для проведения приватизации с большей эффективностью предложены к применению следующие меры:
1. Анализ информации о проделанной работе в части привлечения арендаторов в течение определенного периода времени с заключением о невозможности либо маловероятности получения доходов от сдачи данного имущества в аренду.
2. Актуальная оценка спроса (мониторинг цен) на аренду имущества по состоянию на ближайшую дату (собственными силами Департамента либо с привлечением внешних экспертов).
3. Расчет расходов на содержание имущества, подлежащего приватизации.
4. Заключение о нецелесообразности либо невозможности передачи данных объектов в хозяйственное ведение и оперативное управление для использования в целях решения социальных и иных важных задач («социальная эффективность») (Приложение 1).
В 2013 году были подготовлены и проведены следующие мероприятия, повышающие эффективность управления муниципальным имуществом:
1. Регламентация согласования крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также согласование заимствований муниципальными предприятиями, что позволило оптимизировать затраты муниципальных предприятий. Для реализации данного мероприятия были разработаны следующие формы отчетности:
— ежеквартальный отчет муниципальных предприятий г.о. Самара «Об использовании недвижимого имущества, переданного Департаментом в хозяйственное ведение», позволяющий определить эффективность использования муниципального имущества муниципальными предприятиями (Приложение 2);
— ежеквартальный отчет муниципальных предприятий г.о. Самара «О сделках, заключенных за отчетный период», позволяющий оценить полноту согласования крупных сделок муниципальными предприятиями путем сопоставления с данными финансовой отчетности (Приложение 3).
2. Долгосрочное планирование деятельности по государственной регистрации объектов муниципальной собственности с разграничением сроков работ и необходимого финансирования каждого этапа (Приложение 4).
3.Проведение проверок в сфере земельного контроля с внесением в информационную систему ГИС «ИнГЕО» с привязкой к картографической основе. Дальнейшая реализация данного мероприятия позволит получать помимо учетной информации по земельному участку наглядную ориентированную информацию, позволяющую оценить возможности использования каждого земельного участка.
4. Классификация имущества по отраслевому признаку в целях более эффективного распоряжения имуществом.
5.Разработка и реализация инвестиционных контрактов, позволяющих восстановить аварийные и разрушенные здания, сохранив муниципальные площади за городом.
6.Пересчет нормативов размещения муниципальных предприятий и учреждений в помещениях с целью перераспределения муниципального имущества, неэффективно использующегося в хозяйственном ведении.
7. Закрепление муниципального имущества в хозяйственное ведение/оперативное управление за муниципальными предприятиями, учреждениями, органами местного самоуправления с учетом налоговых последствий, что позволит принимать более эффективные управленческие решения с точки зрения оптимального налогообложения.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Предлагаемые меры не потребуют дополнительного финансирования и будут реализованы посредством принятия эффективных управленческих решений и оптимизации работы Департамента.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

1.При высвобождении муниципального имущества, а также при возвращении незаконно выбывших объектов вследствие предлагаемых мер Департамент управления имущества принимает решение о передаче объектов для решения социальных задач.
2.Восстановление облика города за счет привлечения инвестиций.

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

В результате внедрения в 2012 году на основании разработанной стратегии эффективного управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в 2012 году доходы по арендной плате за земельные участки составили 20,5 тыс. рублей, что в 3,4 раза больше поступления денежных средств в 2010 году, и в 2,9 раза больше поступления денежных средств в 2011 году. В результате проведенных мероприятий в 4 квартале 2012 года собираемость платежей по договорам аренды впервые превысила 100 %.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

В связи с реализацией некоторых мер, предложенных в данном проекте, в г.о. Самара были получены следующие результаты:
1. За 2012 год в результате активизации работы контрольного отдела по взысканию задолженности в т.ч. во взаимодействии с судебными приставами, было высвобождено 36 помещений, которые будут использованы в решении социально-экономических задач;
2.В ходе проведения регулярного анализа участия в капиталах обществ с долей участия меньше 50 % в 2013 году было включено в план приватизации 7 пакетов акций, не приносящих экономических выгод муниципалитету.
3.В 2013 году произошло возвращение в муниципальную казну помещений, неэффективно использовавшихся муниципальными предприятиями, вследствие перерасчета нормативов размещения самих предприятий и учреждений.

 

Отрасль применения практики (технологии)

Управление городским имуществом.

 

Дата внедрения практики (технологии)

С начала 2013 года.

 


Документы практики:


Контакты: