Самара (Россия) — Опыт регулирования численности безнадзорных животных с привлечением органов территориального общественного самоуправления (ТОС). Организация поиска пропавших животных — 13


Сущность предложения

Участие общественности в процессе регулирования численности безнадзорных животных позволяет осуществлять контроль рождаемости той части популяции собак, которая ранее была недоступна для отлова, и одновременно предотвращать конфликтные ситуации, связанные с наличием в обществе противоположных позиций по вопросу отлова бродячих животных. Организация розыска владельцев потерявшихся животных и их передачи на время поиска собственника (6 месяцев) общественным приютам с возмещением затрат по их кормлению и оказанию ветеринарной помощи.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

С 2012 года был изменен алгоритм подачи заявок на отлов безнадзорных животных, согласно которому обращения о местах скопления безнадзорных животных (собак) подаются гражданами в орган территориального общественного самоуправления (ТОС), что позволяет представителям ТОС осуществлять общественный контроль за ходом отлова. Все поданные в ТОСы заявки обобщаются территориальными органами Администрации городского округа Самара и направляются в Департамент благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара для организации отлова в рамках муниципального контракта, заключенного со специализированной организацией. Результат исполнения поданной заявки отражается в справке, составляемой совместно представителями общественности и специализированной организации, осуществляющей отлов безнадзорных животных.
Мероприятия по розыску владельцев потерявшихся животных (собак и кошек) реализуются на территории городского округа Самара в соответствии с положениями ст. 230, 231 Гражданского кодекса РФ с 2014 года.
В 2013 году были разработаны и утверждены — механизм передачи потерявшихся животных на содержание и критерии отбора потенциальных получателей субсидии (постановление Администрации городского округа Самара №1366 от 25.10.2013), порядок предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара на возмещение затрат по содержанию безнадзорных домашних животных (постановление Администрации городского округа Самара №1367 от 25.10.2013).
В соответствии с данными правовыми актами получателями субсидий могут быть юридические лица, которым животные были переданы на содержание по решению рабочей группы, созданной в Департаменте благоустройства и экологии, и с которыми заключен договор о предоставлении субсидии.
При этом передано на содержание может быть только то животное, в отношении которого имеется заявление, направленное (в течение 3-х дней с момента обнаружения животного) в полицию или в Администрацию городского округа Самара, содержащее просьбу разыскать владельца потерявшегося домашнего животного.
В целях реализации данных мероприятий на сайте Департамента благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара (dbe-samara.ru) создан интернет-сервис, на котором размещается информация о найденном животном, его фотография и телефон приюта, в который собака или кошка передана на содержание.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Средства на реализацию мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных и на возмещение расходов указанных в п.3 ст. 230 Гражданского кодекса РФ, понесенных лицом, у которого безнадзорное животное находилось на содержании в течение 6 месяцев, предусмотрены в бюджете городского округа Самара.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Результатом комплекса мер, направленного на регулирование численности безнадзорных животных, является ярко выраженная тенденция к снижению популяции бродячих собак, что является одним из фактов, способствующих поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории городского округа.
Согласно данным мониторинга численность бродячих собак на территории городского округа Самара в ноябре 2012 года снизилась до 9,2 тыс. особей, что на 34% меньше, чем в аналогичном периоде 2011года (14 тыс. особей) и на 50% меньше, чем в 2008 году (18,5 тыс. особей). Сокращение популяции бродячих собак подтверждается и данными ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» о гражданах, обратившихся в лечебные учреждения по фактам укусов безнадзорными собаками, согласно которым в 2013 году отмечено снижение указанных обращений на 30,5% по сравнению с 2012 годом и на 48% по сравнению с 2010 годом.
За 8 месяцев 2014 года в лечебные учреждения обратилось 933 гражданина, что на 20% меньше, чем за аналогичный период 2013 года (1164 гражданина).

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Внедрение данной практики позволит снизить затраты бюджета городского округа Самара на отлов бродячих животных.
Проектом бюджета городского округа Самара на 2015-2017 гг. к концу планового периода предусмотрено снижение затрат на 34% по сравнению с 2014 годом. (2014 г. – 21,3 млн. руб., 2015 г. – 19,1 млн. руб., 2016 г. – 16,6 млн. руб., 2017 г. – 14 млн. руб.).

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Городской округ Самара.
Практика была представлена на II Форуме Лучших муниципальных практик в г. Грозный (8-9 октября 2014 года, организатор — Союз российских городов).

 

Отрасль применения практики (технологии)

Благоустройство.

 

Дата внедрения практики (технологии)

Новый алгоритм регулирования численности безнадзорных животных — с 2012 года.
Розыск животных, возмещение затрат по их содержанию – с 2014 года.

 

Отзывы, награды

Публикация в Сборнике лучших муниципальных практик «Опыт регулирования вопросов благоустройства, в том числе прилегающих территорий» выпуск №5, Союз российских городов.

 


Документы практики:


Контакты:

Администрация городского округа Самара. Департамент благоустройства и экологии

Контактное лицо — Дюгаев Леонид Вячеславович,  начальник отдела по благоустройству и озеленению;
Тел: 8(846)266-55-97;
E-mail: DugaevLV@dbe-samara.ru.