Самара (Россия) — Курс по выбору для учащихся 10 – 11 классов «Будущему собственнику жилья» — 12


Сущность предложения

Современная цивилизация требует от человека умения ориентироваться в правовом пространстве, предупреждать и юридически грамотно разрешать конфликтные ситуации, не только знать свои права и свободы, но и уметь пользоваться ими, отстаивать их, привлекать государственные и общественные организации к защите своих прав. Только гражданин, обладающий правовой культурой, может, с одной стороны, чувствовать себя спокойно и уверенно в современном обществе, а с другой стороны, быть стабилизирующим это общество субъектом, обеспечивать в стране правопорядок и основы правового государства. Последнее обстоятельство понимается государством как важнейшая задача, ее решение включается в процесс модернизации образования.
Курс по выбору для учащихся 10 – 11 классов «Будущему собственнику жилья» направлен на ознакомление подростков с основами жилищно-коммунальных отношений, с положениями «Жилищного кодекса РФ». Особенностью данного курса по выбору является практический характер. Учащиеся знакомятся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы права. Рассмотрение конкретных житейских повседневных проблем позволит старшеклассникам понять правовые отношения, увидеть личностную значимость правовых знаний, ориентироваться в современном законодательстве. Проблемный подход дает возможность осознать, как важно уметь найти необходимую правовую информацию и грамотно применить свои знания, что позволит сформировать активную гражданскую позицию.
Данный курс позволит сформировать следующие ключевые компетенции:
1) ценностно-смысловые:
— формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемому предмету и сфере деятельности;
— владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций: уметь принимать решения, нести ответственность за их последствия,
— осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм; 2) учебно-познавательные компетенции:
— ставить цель и организовывать ее достижение;
— организовывать планирование, анализ, рефлексию и самооценку свей учебной деятельности;
— ставить учебные задачи и находить способы их решения;
3) социокультурные компетенции:
— владеть знаниями и опытом выполнения социальных ролей;
— определять свое место в обществе и окружающем мире, знать свои права и обязанности в сфере социальных отношений;
— уметь активно, ответственно и эффективно реализовывать гражданские права и обязанности в демократическом обществе
4) коммуникативные компетенции:
— владеть способами взаимодействия с окружающими;
— иметь опыт позитивного общения с представителями различных социальных групп;
— владеть различными видами речевой деятельности;
5) информационные компетенции:
— владеть навыками работа с различными источниками информации;
— самостоятельно извлекать необходимую информацию для решения учебных задач, ориентироваться в информационном потоке;
— применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии;
— владеть навыками использования информационных устройств.
Цель программы: Формирование правовой культуры учащихся.
Задачи курса:
1. Познакомить с основными аспектами правового регулирования жилищных отношений;
2. Сформировать потребность в получении правового знания;
3. Формировать активную гражданскую позицию.
Содержание курса включает изучение следующих тем:
• Право и его роль в жизни общества.
• Физические и юридические лица.
• Жилищный кодекс.
• Собственность.
• Жилищный фонд.
• Коммунальные услуги и основания для их перерасчета.
• Основы самоорганизации жителей многоквартирных домов.
• Способы управления многоквартирными домами: управляющие компании, товарищества собственников жилья.
• Сбережение муниципальной и общей долевой собственности в многоквартирном доме.
• Права несовершеннолетних при совершении жилищных сделок.
Объем изучения материала – 17 часов.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

МБОУ Самарский спортивный лицей является проектной площадкой и участником реализации проектов в рамках стратегии развития городского округа Самара (приказ Департамента образования Администрации г.о. Самара от 21.12.2013г. № 1518-од «Об организации деятельности проектной площадки на базе муниципальных бюджетных (автономных) общеобразовательных организаций городского округа Самара», приказ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Самарский спортивный лицей от 23.12.2013г. № 446-од «Об организации проектной площадки») Проектная площадка работает по направлению «Реализация идей ФГОС по сопровождению профессионального самоопределения учащихся» по теме «Создание единой информационно-образовательной среды для построения индивидуальной траектории обучения» (приказ Департамента образования Администрации г.о. Самара от 24.02.2014г. № 189-од «О реализации в 2014 году муниципальными образовательными организациями, имеющими статус проектных площадок, мероприятий по разработке, апробации и внедрению практико-ориентированных продуктов деятельности»). Одним из методических продуктов для трансляции по итогам реализации проекта является курс по выбору «Будущему собственнику жилья», разработанные по поручению Думы городского округа Самары и Департамента образования Администрации городского округа Самара.
Для разработки и апробации данного курса в Лицее была создана рабочей группой из педагогов (Фурсова Л.Н., Черкасова О.Ю., Выборнова М.А., Назарова Е.А.) . Этапы деятельности:
— составление рабочей программы курса по выбору «Будущему собственнику жилья» для учащихся 10 – 11 классов;
— разработка дистанционного курса по данной программе под руководством методиста к.физ-мат.н. Макаровой И.С.;
— апробация программы и дистанционного курса в 10 классе МБОУ Самарский спортивный лицей. Под руководством методиста к.физ-мат.н. Макаровой И.С. разрабатывается дистанционный курс по данной программе, что позволит расширить круг изучающих данный курс;
— публикация программы курса по выбору, методических рекомендаций по реализации курса;
— презентация программы курса по выбору и дистанционного курса образовательным организациям городского округа Самара;
— изучение курса учащимися образовательных организаций городского округа Самара с использованием дистанционных технологий на базе сетевого сервера Лицея

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Бюджетное финансирование деятельности проектной площадке на базе МБОУ Самарский спортивный лицей

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

В результате изучения курса у учащихся будут сформированы:
Предметные результаты:
• представления о нормах современного жилищного права;
• знания, достаточные для защиты жилищных прав личности;
Метапредметные результаты
Личностные УУД:
• положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
• желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
• осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
• осваивать новые виды деятельности,
• участвовать в творческом, созидательном процессе;
• осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
• осознание себя как активного гражданина, знающего свои права и умеющего ориентироваться в сфере социальных отношений;
Регулятивные УУД:
• ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
• самостоятельно планировать работу над учебной задачей;
• искать пути выхода из затруднения;
• выявлять проблемы, осуществлять поиск их решений, используя основные механизмы для защиты прав человека
• осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию
Познавательные УУД:
• формулировать проблему, выдвигать аргументы,
• строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
• определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;
• применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и представлять ее разными способами и др.
• умения самостоятельно получать информацию из нормативно-правовых источников
Коммуникативные УУД:
• владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие при решении правовых вопросов;
• адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правил русского речевого этикета и др.
• умения применять на практике полученные знания, отстаивая свои права
Таким образом, данный курс позволит подросткам овладеть знаниями и опытом выполнения социальных ролей; определить свое место в обществе и окружающем мире; научит активно, ответственно и эффективно реализовывать гражданские права и обязанности в демократическом обществе. Сформированная активная жизненная позиция и высокая правовая культура способствуют укреплению институтов гражданского общества в стране.

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Изучение курса «Будущему собственнику жилья» способствует становлению собственника, пониманию им своей роли в эффективном управлении недвижимостью, увеличении ее стоимости и рыночной привлекательности. В дальнейшем деятельность «грамотных собственников» будет направлена на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Страна получит дисциплинированных жителей, осознающих необходимость своевременной оплаты коммунальных услуг. Собственники квартир, обладая необходимыми знаниями, смогут грамотно выбрать способ управления многоквартирным домом управляющей организацией, заключить с выбранным управляющим договоры управления, составлять и исполнять смету расходов ТСЖ.
Изучение курса способствует сбережению муниципальной и общей долевой собственности в многоквартирном доме, воспитанию чувства ответственности за сохранность собственного и государственного имущества.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

В 2014 году курс по выбору «Будущему собственнику жилья» был предложен для изучения учащимся 10А класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Самарский спортивный лицей. 7 ноября состоится презентация курса образовательным организациям г.о. Самара, 6 декабря – обучающий семинар для педагогов, реализующих данную программу. Так как курс «Будущему собственнику жилья» подкрепляется дистанционным курсом география реализации проекта может расширяться (данный курс может реализовываться и в других городах региона, страны)
г. Самара, Самарская область, Российская Федерация

 

Отрасль применения практики (технологии)

Сфера образования

 

Дата внедрения практики (технологии)

2014 год

 

Отзывы, награды

Рецензия МБОУ ДПО (ПК) «Центр развития образования»
Результаты анкетирования родителей и учащихся 10А класса МБОУ Самарский спортивный лицей, прошедших обучение по курсу по выбору «Будущему собственнику жилья»

 


Документы практики:


Контакты:

Администрация городского округа Самара

443010, Самара, ул.Куйбышева, 135
Телефон: +7 (846) 332-20-68
E-mail: city@samadm.ru
http://www.city.samara.ru