Рязань (Россия) — Информационно-вычислительное обслуживание населения — 27


Сущность предложения

Ведение бухгалтерского учета в части информационно-вычислительных работ по автоматизированному начислению и обработке платежей населения за жилищно-комммунальные и другие услуги, сбору средств и перечислению собранных средств.

Масштаб мероприятия

В современной ситуации, когда существенные изменения претерпевает система управления жилищным фондом и все большее распространение получают управляющие организации, ТСЖ, другие объединения собственников жилья, целью которых является эффективная система управления, на первый план выходит задача начисления, сбора, обработки, перечисления платежей в соответствии с заключенными договорами на поставку жилищно-коммунальных услуг. В условиях изменяющегося законодательства возникающие проблемы наиболее эффективно решаются коллективом вычислительного центра. Разработки предприятия обеспечивают оперативность и точность расчетов, ведение и постоянное обновление баз данных жилищно-коммунального комплекса, доведение до населения информации, касающейся жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) с использованием наглядных платежных документов. С 1979 года в городе Рязани действует разработанная МП «КВЦ» автоматизированная система обработки коммунальных платежей населения, а с 1993 года — комплексная автоматизированная система расчета начислений, сбора и обработки платежей населения за жилищно-коммунальные услуги «Электронный счет». Внедрение системы «Электронный счет» позволило увеличить собираемость платежей населения за ЖКУ на 20% и повысить оперативность перечисления денежных средств поставщикам услуг, сократив срок на эту операцию до трех дней. Для удобства населения и повышения качества обслуживания, в городе создана развитая сеть пунктов приема платежей за ЖКУ. Также прием платежей по программам МП КВЦ осуществляют все городские отделения Сбербанка России и Почтамта, а также коммерческие банки. По состоянию на 31.12.08 в городе работало 104 пункта приема платежей, общее количество рабочих мест в которых достигло 256. Специально для работы с населением на базе всех пунктов по приему платежей МП «КВЦ» организованы филиалы справочно-информационной службы, где население может выяснить все вопросы по оплате, получить необходимые справки, подать заявление на перерасчет платежей по ошибочной оплате и т.д. В пунктах приема платежей и по телефону ежемесячно в среднем подготавливается 1200 ответов на запросы граждан, связанных с введением новых тарифов и видов услуг, установлением нового порядка расчета льгот и т.д. Информация о действующих тарифах для населения по оплате жилищно-коммунальных услуг размещается на информационных стендах «Рязанской Доски Объявлений», расположенных на городских остановках общественного транспорта. По единой комплексной компьютерной системе, разработанной специалистами МП «КВЦ», в городе обслуживается 96 % жилищного фонда города. Оплата принимается по всем видам ЖКУ без исключения. С 2006г. введена новая форма приема платежей за ЖКУ — безналичная оплата через предприятия г. Рязани. Данная форма пользуется все большей популярностью у работающих жителей города, т.к. позволяет экономить личное время, обеспечивает точность и своевременность оплаты. С 2007 года прием платежей за ЖКУ осуществляется через платежные терминалы, с использованием пластиковых карточек через банкоматы. Одновременно с оплатой ЖКУ население может производить оплату за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города — МДОУ. Также принимается плата граждан за кабельное телевидение, домофон, антенну, кабельный интернет, водоочистку, стационарные телефоны. В соответствии с рекомендациями Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ предприятие оказывает услуги по ведению паспортно-учетной работы с населением. Разработано автоматизированное рабочее место паспортиста, которое позволяет произвести разделение ответственности между паспортистом и бухгалтером жилищной организации за вводимую информацию, что положительно отражается на точности первичной информации, используемой для расчета начислений и льгот. Все рабочие места паспортистов автоматизированы, а выдаваемые бланки и справки компьютеризированы. Данные мероприятия существенно снизили ошибочность и позволили оперативно получать первичную информацию о фактическом списке проживающих, а также существенно сократили время обслуживания граждан, что позволило увеличить время приема с 25 до 30 часов в неделю и привело к уменьшению очередей. Предприятием проведены дополнительные мероприятия по обеспечению сохранности конфиденциальных сведений граждан.

Организационное решение вопроса

Внешне автоматизированная система сбора и обработки платежей населения за жилищно-коммунальные услуги на основе технологии «Электронный счет» очень проста, построена по жесткому принципу «все – в центр» и «всем – из центра». Все трудности «упрятаны» в алгоритмах и программных средствах. Для оперативной работы пользователи системы оснащаются автоматизированными рабочими местами нескольких типов:
— АРМ оператора-кассира;
— АРМ бухгалтера жилищного, коммунального или иного предприятия;
— АРМ паспортиста;
— АРМ оператора-кассира банка по приему коммунальных платежей;
— несколько АРМов вычислительного центра.
Эксплуатация и развитие данной системы обеспечивает:
— единство информационных систем в сфере жилищно-коммунального хозяйства города,
— упорядочение функций по информационному обеспечению предприятий жилищно-коммунального хозяйства и других организаций,
— снижение их эксплуатационных затрат,
— получение различной аналитической и статис-тической информации.
Расширение функций данной системы в части создания и ведения информационных ресурсов и систем, учета потребителей ЖКУ в части сбора, обработки, систематизации и хранения информации обеспечивает:
— оперативность принятия управленческих решений органами местного самоуправления в решении вопросов городского хозяйства,
— сохранность сведений конфиденциального характера.
Актуальной информацией центра пользуются избирательная комиссия в период выборной кампании, военкоматы, правоохранительные органы, органы социального обеспечения, сферы образования, здравоохранения, энергетики и др.

Технологическое решение вопроса

Используются программные средства собственной разработки. Среда разработки программных продуктов: Delphi в MS Widows, MS SQL Server, БД c применением BDE, ADO и БД собственной разработки на линейных файлах. Обмен информацией осуществляется через коммутируемые каналы связи, Интернет и связь на основе сотовой компоненты. Используется современное компьютерное оборудование.

Cоциальный результат

Повышение качества обслуживания населения.

Экономический результат

Увеличение собираемости платежей населения за ЖКУ, повышение оперативности перечисления денежных средств поставщикам услуг.

Реализация предложения

Данную технологию, скорректированную с учетом специфики того или иного региона специалисты предприятия разработали и внедрили в ряде населенных пунктов Рязанской области.

Финансовые ресурсы

Рязанская система основана на современных информационных технологиях и обладает своими уникальными особенностями: технические и организационные решения данной системы могут быть использованы в ЖКХ малых и средних городов, где возможностей создать подобную систему нет. «Электронный счет» позволяет обслуживать предприятия «на расстоянии», при этом стоимость такого обслуживания в пределах затрат на содержание одного специалиста.

Нормативно-правовая база

Законодательство РФ: Гражданский Кодекс, Жилищный Кодекс, Постановления Правительства РФ.


Документы практики:


Контакты:

Муниципальное предприятие города Рязани «Кустовой вычислительный центр».

тел.: (4912) 33-86-93.
факс: (4912) 33-78-03.
е-mail: kvc@kvc.ryazan.net