Рязань (Россия) — Автоматизация оплаты школьного питания — 6


Сущность предложения

С 1 сентября 2012 года в городе Рязани началась реализация проекта по автоматизации оплаты школьного питания, суть которого — внедрение безналичного расчета в школах. Началу действий по внедрению проекта предшествовал подготовительный этап, прошедший в 2011-2012 учебном году и включавший в себя проведение электронного аукциона на разработку и внедрение многофункциональной автоматизированной системы по учету и безналичной оплате школьного питания. В проект вошли 53 общеобразовательные школы (78% от общего числа школ города Рязани), питание в которых обеспечивает муниципальное предприятие «Детское питание». В 2012 году в школах города Рязани были спроектированы и проложены внутришкольные локальные сети, в которых были специально предусмотрены точки в рекреации для платежного терминала, в школьной столовой – для буфетного терминала.
Технологическая схема проекта выглядит следующим образом: каждому ученику в школе присваивается индивидуальный небанковский лицевой счет, на который через платежный терминал, установленный в каждом учреждении, вносятся денежные средства за питание. Денежные средства в полном объеме перечисляются на расчетный счет оператора питания (МП «Детское питание»). Лицевой счет разделен на два подсчета: буфетная продукция и горячее питание. Вся информация о совершенных операциях обрабатывается процессинговым центром и хранится на специальном защищенном сервере, откуда, по запросу посредством специализированного сайта, предоставляется участникам проекта.
Реализация проекта осуществляется в три этапа.
1 этап. Организация и сбор денежных средств за горячее питание (сентябрь – октябрь 2012 года).
Необходимое оборудование:
— платежный терминал, устанавливаемый в рекреации школы. Установка платежного терминала осуществлялась ООО процессинговым центром «Аксиома» на условиях выполнения требований аукционной документации. Терминал подключен к локальной сети школы или, в случае ее отсутствия, через мобильный модем к сети Интернет;
— рабочее место классного руководителя или место ответственного по питанию – компьютер с доступом в интернет;
— обучение сотрудников школы и оператора питания.
Автоматизация процесса учета оплаты питания происходит на специальном сайте https://schools.oplata.ru/, на котором работают ответственные за предоставление информации по количеству питающихся учеников в школе – «ответственные за питание», и бухгалтерия оператора школьного питания. Доступ на этот сайт производится путем персонального пароля и логина.
Работа сотрудника школы при заказе горячего питания сводится к тому, чтобы на сайте поставить «галочки» тем ученикам, которые присутствуют в школе, и будут питаться завтраком и (или) обедом. Вся информация по количеству необходимых для приготовления завтраков и обедов автоматически предоставляется в бухгалтерию оператора питания, а также заведующему школьной столовой. Подобные операции существовали в школе и ранее, но обрабатывались в бумажном виде, в котором затруднен поиск и выявление возможных ошибок.
Обучение сотрудников, ответственных за питание, прошло в августе 2012 года на базе МБУ «Информационно-диагностический (методический) центр». На занятиях были обсуждены общие вопросы реализации проекта, составлены методические рекомендации. Так, в целях организации эффективной работы было рекомендовано распределить обязанности в школе по заказу горячего питания между классными руководителями с последующим контролем заместителем директора.
Первые две недели проекта были тренировочными, деньги со счетов учеников ежедневно не списывались, списание произошло по итогам этого срока. Это позволило скорректировать допущенные ошибки в заказах до списания денег.
В первой декаде сентября прошли общешкольные и общегородское родительские собрания, посвященные проблемам здорового питания, его популяризации среди школьников. Особое внимание было уделено и вопросам автоматизации оплаты школьного питания, были показаны платежный и буфетный терминалы, образцы карт школьников, объяснено, как теперь будет проходить оплата.
2 этап. Организация продаж в буфете при помощи бесконтактной пластиковой карты.
Необходимое оборудование:
— платежный терминал, установленный на первом этапе;
— буфетный терминал – устанавливается в школьной столовой и подключается к внутришкольной локальной сети (был приобретен в рамках реализации городской ведомственной целевой программы развития «Совершенствование эксплуатации зданий и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений города Рязани (2011 — 2013 годы)»);
— бесконтактная пластиковая карта. (Каждому учащемуся карта была приобретена за счет средств спонсора, педагоги школ выпуск карты оплачивали сами).
Наличные деньги в процессе приобретения буфетной продукции не участвуют, ребенку при себе необходимо иметь пластиковую карту. При оплате в буфете сотрудник столовой регистрирует карту ребенка на считывателе, указывает, что выбрал ученик, и производит списание средств. На мониторе буфетного терминала при покупке отображается фотография учащегося, что исключает использование карты посторонними людьми. Для родителей и учеников существует отдельный сайт Class-life.ru, который обладает большим функционалом: родители могут познакомиться с ежедневным меню горячего питания, сделать выписку по лицевому счету своего ребенка с возможностью детализации по продажам в буфете, т.е. родители смогут увидеть, какую продукцию ребенок приобрел в буфете, на какую стоимость.
Достоинства данного проекта очевидны. Он позволяет освободить всех участников образовательного процесса от несвойственных им функций, повысить эффективность обработки данных при заказе питания, а также учете денежных средств. Кроме того, делает процесс обеспечения ученика питанием более открытым для родителей.
Всего проектом было охвачено 34 000 учащихся и полторы тысячи учителей и администрации школ. В данный момент безналичная оплата горячего питания и буфетной продукции действует в школах города в штатном режиме.
3 этап. Организация безналичной оплаты дополнительных платных услуг в школе.
Данная система позволяет оплачивать дополнительные платные услуги в школе: школу будущего первоклассника, кружки, секции и т.п. Для реализации данного направления нужны лишь реквизиты счета, на который поступают родительские средства. На данный момент 11 школ города активно пользуются возможностью оплаты дополнительных услуг в безналичном виде.
У данного проекта имеются перспективы, которые предстоит реализовать. В дальнейшем предполагается использовать пластиковую карту школьника в качестве электронного читательского билета в школьной библиотеке и пропуска в ОУ, что позволит отследить посещаемость и соблюдение рабочего режима.

Организационно-технологическое решение вопроса

Нормативные документы:
1. Решение межведомственной комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Правительстве Рязанской области на тему «Совершенствование организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Рязанской области» от 27.02.2012
2. Письмо заместителя Председателя Правительства Рязанской области от 12.03.2012 № 5-64/646
Мероприятия по автоматизации оплаты школьного питания:
1. Аукцион на разработку
2. Обучение ответственных за питание работе по подаче заявок.
3. Настройка платежных терминалов
4. Закупка буфетных терминалов
5. Печать бесконтактных пластиковых карт

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

В 2012-2013 годах на реализацию мероприятий было направлено 1 500 000 рублей спонсорских средств, 4 665 000 рублей выделены из бюджета города Рязани.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

1. Прозрачность процесса оплаты питания школьников для их законных представителей
2. Уменьшение количества должников
3. Удобство для бухгалтерии школ и МП «Детское питание» в получении автоматических отчетов по питанию и отслеживанию движения денежных средств

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Отсутствие должников позволяет МП «Детское питание» использовать в своем обороте большие средства

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Практика была реализована в школьных столовых города Рязани, координатор проекта – муниципальное бюджетное учреждение «Информационно-диагностический (методический) центр». Примеры подобной практики существуют в г. Нижний Новгород, Саранск, Санкт-Петербург

Отрасль применения практики (технологии)

Организация питания школьников, а также организация питания в целом. Опыт может быть распространен на любые учреждения питания.

Дата внедрения практики (технологии)

Практика реализуется с 2012 года


Документы практики:


Контакты: