Рязань (Россия) — Автоматизация деятельности школьных библиотек города Рязани на основе АИАС «Аверс. Библиотека» — 7


Сущность предложения

С сентября 2010 года началась апробация системы «Аверс. Библиотека» в 28 образовательных учреждениях города, целью которой стала апробация и внедрение данного продукта в деятельность школьной библиотеки для перевода ее на электронный документооборот. Для управления процессом апробации был составлен ее план, который состоял из следующих этапов:
1. Обучение школьных библиотекарей основам системы «Аверс. Библиотека». В августе на базе информационно-диагностического (методического) центра города Рязани методистами учреждения были проведены курсы повышения квалификации школьных библиотекарей. На этих занятиях библиотекари смогли получить не только навыки работы с программным продуктом, но и обсудить возможные проблемы внедрения в деятельность школьной библиотеки. Обсуждались вопросы, в какой последовательности необходимо начинать работу в системе, какие сроки установить для введения в действие электронного абонемента и т.п.
2. Установка системы в школьной библиотеки, первоначальный импорт информации о сотрудниках и учениках школы из системы «Аверс. АРМ Директор». Сроки этапа – сентябрь-октябрь 2010 года. На этом этапе сотрудники информационно-диагностического (методического) центра оказывали необходимые консультации, часто с выездом в образовательные учреждения. Здесь же появились и первые проблемы апробации: устаревшая техника в библиотеке, которая не соответствует требованиям установки. В соответствии с выявленными проблемами был скорректирован и план внедрения системы в этих школах. Внедрение программного продукта стало для таких школ положительным фактором – началось развитие технической базы школьной библиотеки.
3. Первоначальный ввод данных фонда школьной библиотеки. Каждая библиотека начинала вводить свой фонд сама или импортировала его из системы «МАРК-SQL», если она начинала в ней работать. Школ, которым потребовался импорт, оказалось всего две. Было принято решение вводить фонд художественной литературы, а потом уже фонд учебников из-за разночтений постановки учебной литературы на библиотечный учет. Каждый начал работать в своем собственном темпе. Наибольшей проблемой стало отсутствие нормативной базы по ведению библиотечного учета, а также противоречия в рекомендациях по его ведению. Срок заполнения был установлен – до марта 2011 года. На всем протяжении срока заполнения один раз в месяц школы приглашались на консультацию с отчетом о заполнении фонда, а также они могли получить ответы на возникающие у них вопросы по телефону или электронной почте у методистов центра.
4. Введение в действие электронного абонемента. После проведенной работы и получения дополнительного оборудования – сканера штрих-кодов – библиотеки должны опробовать работу электронного абонемента, где формуляры, книжные карточки, выдача ведется на компьютере. Сроки выполнения – апрель-май 2010 года.
5. Введение в действие веб-оболочки школьной библиотеки, предназначенной для доступа к каталогу библиотеки из локальной школьной сети или из сети Интернет. Данная оболочка позволяет формировать сайт школьной библиотеки. Сроки выполнения – апрель-май 2010 года.
6. Первоначальный ввод учебной литературы. Сроки – сентябрь-октябрь 2011 года. Данный этап является перспективным.
Об организации работы школьного библиотекаря на своем рабочем месте можно сказать следующее. Уже на курсах повышения квалификации каждый библиотекарь составила план апробации новой системы, которая должна была позволить автоматизировать процесс обработки и учёта всех книг библиотечного фонда. Библиотечные фонды и техническое оснащение очень разное. Поэтому каждый работал в собственном режиме.
Библиотекарям потребовалось от двух месяцев, чтобы организовать процесс автоматизации, научиться самостоятельно в рабочее время заносить данные в электронный абонемент, так как много времени тратится на обслуживание читателей.
В 2012 году учащиеся школ города получили электронные пластиковые карты для оплаты школьного питания. Предполагается сделать эти карты универсальными и использовать их для организации электронного абонемента в школьных библиотеках. Необходимая закупка считывателей карт, доработка системы «Аверс. Библиотека» была проведена в 2013 году. Запуск электронного абонемента с использованием пластиковых карт планируется осуществить с 1 сентября 2013 года. В настоящий момент в проект по автоматизации входят 53 из 69 школ города.

Организационно-технологическое решение вопроса

Для реализации идей автоматизации школьных библиотек была разработана городская целевая программа «Модернизация школьных библиотек (2011-2013 годы)», основными целями которой стали: усовершенствование материально-технической базы и приобретение специализированного программного обеспечения. Программа будет продолжена в 2014-2016 годах.
Мероприятия программы 2011-2013 годов:
1. Обеспечение (оснащение) школьных библиотек современным оборудованием, техникой.
2. Приобретение специального программного обеспечения для автоматизации школьной библиотеки

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

В 2011-2013 годах на реализацию мероприятий программы было направлено 5 820 000 рублей бюджета города Рязани

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

1. Обновление нормативно-правовой базы деятельности школьных библиотек на 70%.
2. Усиление ресурсного потенциала общеобразовательных учреждений города Рязани: доля школьных библиотек, отвечающих современным требованиям по техническому оснащению и информационному обеспечению образовательного процесса на сентябрь 2013 года составила 75%.
3. Новый подход к школьному пространству через создание комфортных условий для работы в библиотеке: наличие автоматизированной информационно-библиотечной системы; обновление книжных фондов; расширение площадей под школьную библиотеку; наличие аудио-, видео-, электронной, мультимедийной техники, программ, электронных учебников.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Реализация данной практики увеличивает расходы бюджета на приобретение современной техники в школьные библиотеки и современной автоматизированной информационной системы

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Практика была реализована в школьных библиотеках города Рязани, координатор проекта – муниципальное бюджетное учреждение «Информационно-диагностический (методический) центр». Практика также начала реализовываться в школьных библиотеках города Кирова и Москвы по предложенному нами алгоритму

Отрасль применения практики (технологии)

Образование (начальное, основное, среднее)

Дата внедрения практики (технологии)

Практика реализуется с 2010 года


Документы практики:


Контакты: