Ростов-на-Дону (Россия) — Разработка и реализация стратегии развития города — 107


Сущность предложения

Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 20.10.2009 № 625 принят Стратегический план социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года (далее — Стратегический план), подготовленный московской компанией «Финансовый и организационный консалтинг», победившей в открытом конкурсе по разработке Стратегического плана, совместно с Администрацией города, научным и деловым сообществом города, общественными объединениями.
В связи с отсутствием нормативных правовых актов, регламентирующих порядок разработки, содержание, механизмы реализации стратегических планов, при подготовке документа использовались инновационные методики, разработанные Леонтьевским центром стратегического планирования, ведущими российскими учеными, положительный зарубежный опыт.

Организационно-технологическое решение вопроса

Этапы подготовки Стратегического плана.
Первый этап — проведение анализа социально-экономического развития города за последние 5 лет, оформленного в виде аналитического отчета, по результатам которого определены сильные и слабые стороны, ключевые возможности и угрозы развития города. На основании аналитического отчета разработана концепция Стратегического плана, в которой сформулированы сценарии развития города, стратегические цели и задачи, комплекс стратегических мероприятий для реализации целей и задач развития города. В концепции Стратегического плана определена Миссия города, отражающая выбранные приоритеты развития — «столичность» города (административный центр Южного федерального округа), инновации, транспорт и образование, а также цель развития — обеспечение высокого качества жизни населения.
Второй этап — на основании концепции Стратегического плана разработана система целевых индикаторов, определены значения показателей, характеризующих достижение заданного уровня социально-экономического развития города по стратегическим мероприятиям на период до 2025 года. Подготовлен проект Стратегического плана.
Третий этап — проект Стратегии сформирован с учетом поступивших предложений, содержащих замечания и дополнения по отдельным направлениям развития города, системе индикаторов оценки развития города на период до 2025 года.
Примененные принципы разработки Стратегического плана.
Принцип преемственности ранее принятым нормативным правовым актам, регулирующим перспективное развитие Российской Федерации, Южного федерального округа и Ростовской области. При формировании основных сценариев социально-экономического развития Ростова-на-Дону использованы параметры развития Российской Федерации, Южного федерального округа и Ростовской области, сформулированные в рамках концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, экономической стратегии развития Южного федерального округа до 2025 года, и стратегии развития Ростовской области до 2020 года. Одновременно, Стратегический план согласован с принятым Генеральным Планом развития и застройки города Ростова-на-Дону до 2025 года.
Принцип учета сложившейся макро- и микроэкономической ситуации. Сценарии социально-экономического развития города базируются на тождественных общемировых экономических условиях — замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на сырьё, как следствие мирового финансового кризиса, сопровождаемого развитием кризиса производства, вероятное возобновление в 2010 году, после преодоления кризисных явлений, роста мировой экономики, при сбалансированном соотношении тенденций глобализации и регионализации.
Принцип применения наряду с универсальными критериями планирования развития территории индивидуальных характеристик города, которые выделяют его среди других городов, в том числе, среди городов-миллионников. При подготовке Стратегического плана учитывались, в том числе следующие индивидуальные характеристики города: «столичность» (административный центр Южного федерального округа); город «первого эшелона страны» (город-миллионник); главный полюс роста Юга России; крупный научно-промышленный центр; концентрация финансового и человеческого капитала.
Принцип публичности обсуждения проекта документа. Целью публичного обсуждения Стратегии являлась организация общественного партнерства власти, населения, науки и бизнеса для правильного выбора актуальных, перспективных направлений развития города, полного удовлетворения потребностей городского сообщества.
Каждый этап подготовки Стратегического плана завершался публичным общественным обсуждением, поэтому документ в полной мере явилась итогом совместной работы научного и делового сообщества города, его общественных и политических объединений, Администрации города, компании «Финансовый и организационный консалтинг».
Результаты первого и второго этапов подготовки Стратегического плана были обсуждены на публичных общественных слушаниях в рамках заседания «Делового клуба России». Работа над Стратегическим планом завершилась ее обсуждением на научно-практической конференции. Итоги конференции подтвердили правильность выбранных стратегических целей и задач, мероприятий по их реализации. Одновременно, проект Стратегического плана обсуждался в средствах массовой информации, на Форуме Единой муниципальной приемной на официальном портале городской Думы и Администрации города в сети «Интернет».
Примененная структура Стратегического плана основана на следующей модели: определенные четыре стратегические цели первого порядка детализируются в стратегических целях второго порядка; стратегические цели второго порядка уточняются и конкретизируются в мероприятиях и задачах, которые снабжены целевыми количественными индикаторами с рубежами в 2015, 2020 и 2025 годах.
Планируемый социальный результат реализации стратегических целей — создание благоприятной и комфортной среды обитания населения, повышение качества и уровня жизни, повышение социальной защищенности через обеспечение занятости, повышение благосостояния.
Стратегическим планом для достижения стратегических целей социально-экономического развития муниципального образования предусмотрено принятие долгосрочных городских целевых программ.
В настоящее время муниципальными правовыми актами утверждено 29 долгосрочных городских целевых программам в жилищно-коммунальной и энергетической, транспортной, строительной, предпринимательской, социальной (здравоохранение, образование, социальная защита), природоохранной сферах, областях общественной безопасности, муниципального управления и других.
Мероприятия, предусмотренные долгосрочными городскими целевыми программами, финансируются за счет местного, регионального и федерального бюджетов, а также за счет средств частных инвесторов, в том числе на основе государственно-частного партнерства.
Реализация долгосрочных городских целевых программам контролируется посредством системного мониторинга выполнения программных мероприятий, достижения планируемых значений показателей уровня социально-экономического развития города.
Практика Администрации города Ростова-на-Дону по разработке и реализации Стратегического плана изучена Советом муниципальных образований Ростовской области (далее — СМО РО), рассмотрена 10.02.2010 года на заседании Правления СМО РО, одобрена и рекомендована к использованию муниципальными образованиями Ростовской области.
Опыт работы Администрации города Ростова-на-Дону может быть применен органами местного самоуправления других муниципальных образований Российской Федерации при стратегическом планировании социально-экономического развития на долгосрочный период, реализации мероприятий предусмотренных стратегическими планами.


Документы практики:


                           

Контакты:

Администрация города Ростов-на-Дону

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 47
Телефон: +7 (863) 244-13-23, 244-15-05
E-mail:  meria@rostov-gorod.ru
http://www.rostov-gorod.ru/