Ростов-на-Дону (Россия) — Разработка и реализация стратегии развития города — 21


Сущность предложения

Корпоративная система управления имущественно-земельным комплексом города Ростова-на-Дону (Слайд 1) (Информатизация городского управления: информатизация управления городским хозяйством, автоматизация управления бюджетного учета, информационные технологии в системе предоставления муниципальных услуг).
В Администрации города Ростова-на-Дону на базе Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (ДИЗО) реализован проект корпоративной системы управления имущественно-земельным комплексом города Ростова-на-Дону посредством автоматизированной системы «Управление муниципальной собственностью» (АС УМС) и систем электронного документооборота АИСС КУПР и АИСС КУПР-МФЦ.
Целью работы Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону является обеспечение сохранности, развития, эффективного функционирования и использования всех объектов муниципальной собственности и земельных участков в интересах городского сообщества, максимального поступления денежных средств в бюджет города от их использования (Слайд 2).
АС УМС предназначена для комплексной автоматизации функций органов управления муниципальной собственностью всех уровней (муниципалитет, муниципальный район, сельское поселение) (Слайд 3).
Для достижения данной цели с помощью АC УМС в рамках создания единой базы данных решены следующие задачи (Управляющие кнопки на слайде 3 или соответствующие номера слайдов):
1. Ведение реестров объектов собственности всех типов (земельные участки, движимое, недвижимое имущество, объекты инженерной инфраструктуры и незавершенного строительства, муниципальные предприятия и учреждения, акции, доли, паи и т.д.)(Слайд 4).
2. Отражение жизненного цикла договора в АС УМС: ведение договоров и дополнительных соглашений к ним по управлению и использованию объектов собственности (договоры оперативного управления и хозяйственного ведения, аренды, купли/продажи, приватизации и т.д.), запросы в уполномоченные органы по предоставлению недостающей информации об объекте (Слайды 5-8).
3. Формирование, контроль и управление финансовой информацией по использованию собственности (расчет планируемой арендной платы, выкупа, начисление арендной платы, платы за выкуп, фактическое использование, начисление пени и процентов за пользование чужими денежными средствами/упущенной выгоды, импорт, распределение по договорам, перераспределение информации по платежам, формирование сальдо и т.д.) (Слайд 9).
4. Ведение претензионно-исковой деятельности (подготовка претензий, исковых заявлений в суды, протоколов расчета арендной платы, платы за фактическое использование, пени, процентов за пользование чужими денежными средствами в периоде возникновения задолженности, планирование и контроль деятельности юридического отдела и т.д.) (или Слайды 10-13).
5. Движение объектов всех типов в казне и на балансе (Слайд 14).
6. Бюджетный учет согласно требованиям инструкций Министерства финансов РФ (Слайды 15-17).
7. Реструктуризация задолженности, управление предприятиями-банкротами, и т.д. (Слайды 18-19). 8. Аналитическая поддержка принятия управленческих решений (анализ информации в базе данных по любому заданному критерию) (Слайд 20).
9 . Формирование прогнозов, отчетов и печатных форм, в т.ч. изменения в реестрах, прогнозы доходов, финансово-аналитическая отчетность, отчетность по бюджетному учету и т.д.) (Слайд 21).
10. Автоматизация работы МФЦ, позволяющая производить автоматический импорт/экспорт заявок на услугу, поданных в МФЦ непостредственно в систему документооборота ДИЗО (Слайды 22-26).
11. Повышение эффективности работы с гражданами и организациями посредством создания сервисов на портале Администрации города: автоматическое формирование заявления на услугу, готовность исполнения заявки, интерактивное формирование платежного поручения для оплаты арендной платы, пени и текущей задолженности по договорам аренды нежилого фонда, муниципальных земельных участков через портал администрации города; снижения количества посещений заявителем органов местного самоуправления в связи с внедрением комплексных административных регламентов предоставления межведомственных услуг (Слайды 27-34).
12. Электронное взаимодействие участников процесса предоставления услуг (Слайды 35-38):
— внедрен автоматический межведомственный экспорт/импорт заявок на услугу и перечней приложенных документов между МФЦ, ДИЗО, ДАиГ без повторной регистрации, а так же импорт исполненных заявок;
— разработано приложение к АС УМС, позволяющее формировать запросы в Управление Росреестра по Ростовской области о предоставлении сведений из ЕГРП и ГКН на основе данных системы АС УМС в электронном виде;
— установлены рабочие места АС УМС в восьми администрациях районов города для выполнения работ при предоставлении комплексных межведомственных услуг;
— разработан пилотный проект по созданию сегмента муниципальной геоинформационной системы (МГИС) в сфере имущественно-земельных отношений и архитектурно-градостроительной деятельности с использованием картографической основы, внедряемой в ДАиГ информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.Ростова-на-Дону (ИСОГД). В 2012 году создана система, позволяющая структурировать информацию, получаемую из различных источников, обеспечить взаимодействие с ИСОГД на основе синхронизации, представлять предметные данные и сопутствующий им документооборот с привязкой к цифровой карте города, а также будет осуществлена интеграция существующих информационных массивов, разработаны спецификации на форматы обмена данными с внешними организациями.

Организационно-технологическое решение вопроса

Этапы реализации проекта:
— 2004 год: проведен открытый конкурс на разработку программного обеспечения, позволяющего объединить информацию, находившуюся разрозненных автоматизированных системах, а также обеспечить автоматизацию управленческих процессов;
— 2005 год: запущена в рабочую эксплуатацию автоматизированная информационная система управления муниципальной собственностью (АС «УМС»);
— 2006 год: внедрена методика расчета арендных платежей за земельные участки на основе кадастровой оценки;
— 2007-2008 годы: в 2007г. разработана и в 2008г. внедрена система электронного документооборота АИС «КУПР-АСДО»;
— 2008-2009 годы: разработан электронный конструктор регламентов АИС «АСДО-КУПР-МФЦ», позволяющий производить автоматический импорт/экспорт заявок на услуги;
— 2010 год: подключены к МФЦ Департамент Архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону и МУ «Фонд имущества г. Ростова-на-Дону», внедрен подоговорной бюджетный учет неналоговых доходов; создан web-сервис интерактивного формирования платежного поручения для оплаты арендной платы, пени и текущей задолженности по договорам аренды нежилого фонда через портал администрации города (см. п.5. сервис ДИЗО «Платежные поручения»);
— 2011 год: внедрена автоматизация претензионно-исковой работы департамента, установлены рабочие места АС УМС в восьми администрациях районов города для выполнения работ при предоставлении комплексных межведомственных услуг, организации комиссий по мобилизации поступлений арендной платы за землю, внедрен автоматический межведомственный экспорт/импорт заявок на услугу и перечней приложенных документов между ДИЗО и ДАиГ без повторной регистрации и импорт исполненных заявок, создан web-сервис интерактивного формирования платежного поручения для оплаты арендной платы, пени и текущей задолженности по договорам аренды муниципальных земельных участков через портал администрации города (см. п.5. сервис ДИЗО «Платежные поручения»), автоматизирована работа комиссий по мобилизации поступлений арендной платы за землю; автоматизирован контроль за исполнением решений городской комиссии по мобилизации поступления неналоговых платежей за земельные участки в консолидированный бюджет Ростовской области и бюджет города.
— 2012 год: в соответствии с городской целевой программой «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в городе Ростове-на-Дону на 2011-2013 годы», утвержденной Постановлением Мэра города от 14.10.2010 № 783, ДИЗО совместно с ДАиГ реализует пилотный проект по созданию сегмента муниципальной геоинформационной системы (МГИС) в сфере имущественно-земельных отношений и архитектурно-градостроительной деятельности с использованием картографической основы, внедряемой в ДАиГ информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Ростова-на-Дону (ИСОГД). Создана система, позволяющая структурировать информацию, получаемую из различных источников, обеспечить взаимодействие с ИСОГД на основе синхронизации, представлять предметные данные и сопутствующий им документооборот с привязкой к цифровой карте города, а также будет осуществлена интеграция существующих информационных массивов, разработаны спецификации на форматы обмена данными с внешними организациями.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Финансирование за счет бюджета города Ростова-на-Дону в целом за период 2004-2012 годы составит 10 505,35 тыс. руб.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

1. Сокращение времени ожидания в очереди на предоставление услуг до 1 рабочего дня.

700 дней

не более 1 дня (11,31 мин.)

не более 1 дня (10,78 мин.)

не более 1 дня (5,63 мин.)

не более 1 дня (4,05 мин.)

2. Оценка уровня предоставления услуг  ДИЗО заявителями не ниже 4,0 баллов (средний балл по системе оценки: 2 — неудовл., 3-удовл., 4-хор., 5 – отл.)

не оценивалось

не оценивалось

4,8

4,8

4,9

3. Обеспечение соблюдения установленных сроков предоставления услуг (с просроченным сроком не более 5% от общего числа исполненных заявок)

не оценивалось

просрочка 3%

просрочка 1 %

просрочка 2%

просрочка 2%

4. Обеспечение качества предоставления услуг (оформление документов с техническими ошибками не более 3% от общего числа оформленных заявок)

не оценивалось

технические  ошибки
0,2%

технические  ошибки
0,2%

технические  ошибки
0,1%

технические  ошибки
0,1%

С целью улучшения качества предоставления услуг:
1. Внедрена возможность круглосуточного доступа заявителей к информации по услугам на портале Администрации города
http://www.rostov-gorod.ru/?ID=13463
С помощью сервисов можно:
— проверить готовность исполнения поданной заявки на услугу посредством считывания штрих-кодов с выписок через информационные киоски либо путем ввода кода через Интернет-портал
http://www.rostov-gorod.ru/?ID=13361;
— автоматически сформировать заявление на услугу
http://www.rostov-gorod.ru/?ID=13402;
— узнать размер задолженности по арендной плате, сформировать платежное поручение. Начиная с декабря 2010 года, на Интернет-портале заявитель может узнать арендную плату (текущий платеж), задолженность по арендной плате и пене, а также сформировать платежное поручение на любую из этих сумм по договорам аренды объектов нежилого фонда http://www.rostov-gorod.ru/?ID=13458, а с июня 2011 года – по арендной плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности http://www.rostov-gorod.ru/?ID=17343. — высказать мнение, замечания, пожелания по улучшению предоставления услуг
http://www.rostov-gorod.ru/?ID=13787.
2. Разрабатываются комплексные межведомственные регламенты предоставления услуг. С целью оптимизации системы предоставления услуг и исполнения требований 210-ФЗ с мая 2011 года в рамках соглашений, заключенных между ДИЗО и администрациями районов города, через отдел по работе с гражданами и организациями (МФЦ) оказываются так называемые комплексные услуги. Эти услуги объединяют в себе ранее предоставляемые по отдельности услуги по подготовке правоустанавливающего акта о предоставлении земельного участка и услуги по оформлению договора аренды. Ранее заявителю приходилось обращаться сначала в администрацию района за правоустанавливающим актом, а затем в ДИЗО для заключения договора аренды. При этом сложно было осуществлять контроль за исполнением распоряжений администраций районов о предоставлении земельных участков, ведь нередки были случаи, когда заявитель не приходил в ДИЗО за оформлением договора, либо приходил, но с нарушением сроков. В соответствии с новой схемой взаимодействия в случае принятия администрацией района решения о предоставлении земельного участка, в обязательном порядке будет оформлен договор аренды без повторного обращения заявителя.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Поступление неналоговых доходов в местный бюджет от управления имущественно-земельным комплексом (при условии влияния негативных последствий мирового финансового кризиса и массового выбытия в 2010-2011 годах объектов из муниципальной собственности в связи с реализацией 159-ФЗ): 2009 год — 1 352 881,4 тыс. руб. 2010 год — 1 427 067,9 тыс. руб. (рост 105,5%) 2011 год — 1 562 275,3 тыс. руб. (рост 109,5%) 9 месяцев 2012 года – 1 079 111,3 тыс. руб. После внедрения в 2010 году автоматизации претензионно-исковой количество претензий возросло на 64,3%, исков на 50,7%:

Показатели

2008,
шт.

2009,
шт.

2009/2008,
%

2010,
шт.

2010/2009,
%

Претензии

1383

1471

106,4%

2417

164,3%

Иски

464

586

126,3%

883

150,7%

Автоматизация в 2011 году работы комиссий по мобилизации поступлений арендной платы за землю, создание web-сервисов интерактивного формирования платежного поручения, а также установка рабочих мест в восьми районах позволила оперативно проводить районные комиссии, комиссии на уровне ДИЗО и городские комиссия. При постоянном ежеквартальном начислении текущих платежей рост задолженности по арендной плате за земельные участки не только остановился, но и стабильно снижается — относительно января 2011 года снижение составило 9,4%.
Положительным эффектом является и результат автоматизации работы по реструктуризации задолженности — рост суммы реструктурированной задолженности составил 31,7%.
Начиная с 2012 года после внедрения сегмента МГИС ДИЗО и ДАИГ органы местного самоуправления могут оперативно использовать при предоставлении муниципальных услуг и принятии управленческих решений информацией и электронными документами, относящимися к конкретному объекту — земельному участку с уникальным кадастровым номером.
Создание единого информационного пространства позволит улучшить инвестиционный климат в городе:
— наличием полной информации о подготовленных земельных участков для инвестиций:
— информацией об инфраструктуре;
— прозрачностью городской политики по привлечению инвестиций, тем, насколько власти готовы раскрывать факторы, способствующие привлечению инвестиций;
— наличием доступной информационной поддержки;
— низким уровнем бюрократии и возможной коррупции.
Таким образом:
— принимаются эффективные антикоррупционные меры и достигается антикоррупционный эффект (слайд 39);
— снижаются затраты бюджета (слайд 40);
— увеличиваются доходы бюджета (слайд 41);
— повышается эффективность управления муниципальной собственностью и земельными участками в целом (слайды 42-44).

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (2004-2011 гг.)

http://www.rostov-gorod.ru

Управление муниципального имущества администрации города Астрахани

http://www.astrgorod.ru/

Управление земельными ресурсами администрации города Астрахани

http://www.astrgorod.ru/

Департамент имущественных и земельных отношений администрации Воронежской области

http://www.dizovo.ru/

Управление имущественных отношений департамента муниципальной собственности администрации города Воронежа

http://www.voronezh-city.ru/

Администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области

http://www.nhoper.ru/

Администрация Новоусманского муниципального района Воронежской области

http://www.nusman.ru/

Администрация Верхнехавского муниципального района Воронежской области

http://www.vhava.ru/

Отдел имущественных и земельных отношений администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края

http://www.budennovsk-rayon.ru/otdelIiZO.htm

Комитет по имущественным и земельным отношениям Аксайского муниципального района Ростовской области

http://www.aksayland.ru/

Комитет по управлению
имуществом города Батайска Ростовской области

http://www.bataysk-info.ru/

Комитет по управлению имуществом администрации города Донецка Ростовской области

http://donetsk-ro.donland.ru/

Отрасль применения практики (технологии)

Имущественно-земельные отношения, бюджетный учет доходов, мониторинг системы оказания услуг.

Дата внедрения практики (технологии)

Поэтапное внедрение 2004-2012 годы.

Отзывы, награды

Автоматизированная система «Управление муниципальной собственностью» (АС «УМС») получила золотую медаль конкурса инновационных разработок и изобретений в рамках мероприятий X Московского международного салона инноваций и инвестиций.
Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.


Документы практики:


Контакты:

Администрация города Ростова-на-Дону. Департамента имущественно-земельных отношений

Заместитель директора департамента — Сеничева Елена Борисовна.
Телефон: +7 (863) 240-60-56

Администрация города Ростов-на-Дону

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 47
Телефон: +7 (863) 244-13-23, 244-15-05
E-mail:  meria@rostov-gorod.ru
http://www.rostov-gorod.ru/