Ижевск (Россия) — Практика предупреждения временных кассовых разрывов в процессе кассового исполнения бюджета предупреждения временных кассовых разрывов в процессе кассового исполнения бюджета — 7


Сущность предложения

Экономика и бюджет. Обеспечение ликвидности счета бюджета для своевременного и безусловного исполнения денежных обязательств.
Целевое назначение.

Предупреждение временных кассовых разрывов, привлечение источников покрытия временного кассового разрыва, проведение операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета.

Временный кассовый разрыв — прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления кассовых выплат из бюджета.
Одной из проблем организации кассового исполнения расходов бюджета является недостаточность в определенный период финансового года доходов для осуществления расходов, предусмотренных утвержденной бюджетной росписью, с учетом источников финансирования дефицита бюджета. Результатом недостаточности средств на счете является накопление неоплаченных платежных документов и формирование так называемой «картотеки неоплаченных платежных поручений».

Для получателей бюджетных средств, перечисляющих средства во исполнение принятых ими бюджетных обязательств, это означает возникновение риска нарушения обязательств по независящим от них причинам, непредсказуемость сроков оплаты денежных обязательств, прошедших санкционирование и принятых к исполнению.

Для поставщиков и подрядчиков — несвоевременное получение средств по выполненным работам, оказанным услугам.
Для финансового органа — возникновение риска ответственности за нарушение сроков оплаты бюджетных обязательств.
В связи с этим были проведены мероприятия по улучшению качества организации кассового исполнения бюджета, направленные на обеспечение ликвидности счета бюджета, предупреждение кассовых разрывов и временных кассовых разрывов, на своевременное привлечение свободных остатков на счетах бюджета для покрытия временных кассовых разрывов и их возврат.

Инструментами предупреждения временных кассовых разрывов, выявления сроков наступления и объемов временного кассового разрыва, привлечения источников покрытия временного кассового разрыва являются составление кассового плана исполнения бюджета и доведение предельных объемов финансирования на месяц.

Кассовый план представляет собой прогноз кассовых поступлений в бюджет муниципального образования «Город Ижевск» и кассовых выплат из бюджета муниципального образования «Город Ижевск» в текущем финансовом году с разбивкой по месяцам без учета кассовых поступлений и выплат за счет средств бюджетов других уровней.

Составление первоначального кассового плана исполнения бюджета на год осуществляется в течение 15 рабочих дней после принятия решения Городской думы города Ижевска о бюджете на соответствующий финансовый год, в последующем – ежемесячно по мере внесения изменений в решение о бюджете и необходимости изменения объемов поступлений и выплат в ходе исполнения бюджета.

Доведение главным распорядителям средств бюджета предельных объемов финансирования на месяц на основе утвержденного кассового плана на месяц, сбалансированного по объему поступлений и выплат из бюджета, с учетом проведения операций по управлению остатками на счетах бюджета путем привлечения для оплаты денежных обязательств временно свободных средств и их своевременного возврата.

 

Организационное и технологическое решение вопроса

Организационные мероприятия утверждены Приказом Управления финансов от 30.09.2015г № 201-п «Об утверждении порядка составления и ведения кассового плана исполнения бюджета муниципального образования «Город Ижевск» и включают в себя:

1. Составление кассового плана исполнения бюджета города на год в разрезе месяцев.

1.1. Главные администраторы доходов формируют кассовый план поступлений на текущий финансовый год с помесячным распределением доходов.

1.2. Главные распорядители и главные администраторы источников формируют кассовый план выплат на текущий финансовый год с помесячным распределением расходов и выплат из источников финансирования дефицита бюджета исходя из объемов и сроков выплаты заработной платы, сроков уплаты налогов и отчислений во внебюджетные фонды, сроков исполнения бюджетных обязательств, оплаты обязательств по муниципальным контрактам, соглашениям и иным договорам.

1.3. Управление финансов на основе кассового плана поступлений по собственным доходам и кассового плана выплат расходов и выплат из источников финансирования дефицита бюджета выявляет объемы и сроки привлечения источников финансирования дефицита бюджета, а также наличие временных кассовых разрывов.

1.4. Наличие временных кассовых разрывов между поступлениями и кассовыми выплатами является основанием для привлечения временных источников финансирования дефицита бюджета, таких как, бюджетные кредиты УФК и временно свободные средства на счетах бюджета города.

2. Составление кассового плана исполнения бюджета на предстоящий месяц с подекадным распределением.

3. Доведение предельных объемов финансирования на месяц в пределах кассового плана поступлений, с резервированием средств на Управлении финансов для непредвиденных кассовых выплат. При доведении предельных объемов финансирования не допускается отрицательное сальдо операций по поступлениям и выплатам ( кассовый разрыв с «-») на конец планируемого месяца в размере большем, чем остатки на едином счете бюджета на начало года.

4 Управление остатками на счетах бюджета путем привлечения временно свободных средств для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета и их последующего возврата за счет поступивших доходов бюджета и (или) источников финансирования дефицита бюджета.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Практика реализована в процессе исполнения функций финансового органа в рамках Муниципальной программы «Управление муниципальными финансами» за счет средств бюджета муниципального образования «Город Ижевск».

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Начиная с 2018 года объем неоплаченных платежных документов по причине недостаточности средств на счете бюджета снизился и в настоящее время «картотека неоплаченных платежных поручений» в Управлении отсутствует. Улучшение платежной дисциплины повысило качество исполнения бюджетных обязательств и уменьшило объем несвоевременно исполненных бюджетных обязательств.

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Результатом реализации практических мер по обеспечению сбалансированности бюджета по доходам и расходам, по обеспечению ликвидности счета бюджета для своевременного и безусловного исполнения денежных обязательств и предупреждению временных кассовых разрывов стало:

снижение расходов муниципалитета на обслуживание муниципального долга.

уменьшение размеров просроченной задолженности в ежемесячных отчетах по исполнению бюджета.

 

Реализация практики (технологии) возможности его распространения

Реализация практики возможна при организации исполнения бюджетов финансовыми органами публично- правовых образований.

 

Отрасль применения практики (технологии)

В соответствии со статьей 215.1. Бюджетного кодекса РФ практика применена при организации исполнения бюджета.

 

Дата внедрения практики (технологии)

Годом начала внедрения практики является 2015г. (с момента утверждения Приказа Управления финансов от 30.09.2015г № 201-п «Об утверждении порядка составления и ведения кассового плана исполнения бюджета муниципального образования «Город Ижевск».

Привлечение временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений для покрытия временного кассового разрыва начато в 2012 году с принятием Приказа УФ от 22.10.2012 № 573-п «Об утверждении Порядка перечисления остатков средств с балансового счета № 40701, открытого в соответствии с законодательством РФ для отражения операций со средствами муниципальных бюджетных (автономных) учреждений, в бюджет муниципального образования «Город Ижевск», а также их возврата на указанный счет».

Однако активное применение практики управление остатками на счетах бюджета можно отнести к 2016 году.

 

География использования практики (технологии)

426035, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Авангардная, д.5А тел. (3412) 41-47-00 , факс (3412) 43-80-94,е-mail: main@finans.izh.ru, http://www.izh.ru

 

Контакты

426035, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Авангардная, д.5 А тел. (3412) 41-47-00, факс (3412) 43-80-94
е-mail:main@finans.izh.ru, http://www.izh.

Начальник отдела доходов и муниципального долга — Костюченко Любовь Викторовна тел.(3412) 414742.
Начальник отдела организации кассового исполнения и санкционирования бюджетных расходов — Анкудинова Раиля Вилиновна тел.(3412) 414722.

 


 

Документы практики: