Пермь (Россия) — «Новации в системе дошкольного и общего образования. Внедрение рыночных механизмов в сферу дошкольного образования» — 22


Сущность предложения

К 2007 году в городе Перми возникает проблема доступности дошкольного образования, связанная с недостаточным количеством мест в детских садах (далее — ДОУ). В очереди на получение путевки в ДОУ состояло около 14 тысяч родителей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 6 лет.
Для решения данной проблемы был разработан проект «Внедрение рыночных механизмов в сферу дошкольного образования».
Цель проекта – разработка и внедрение новой модели организации предоставления услуг дошкольного образования, предусматривающей использование рыночных механизмов (конкуренция муниципальных и частных ДОУ), как средства обеспечения их доступности и качества.
Задачи проекта:
1.Провести анализ современных подходов к организации предоставления услуг дошкольного образования на муниципальном уровне.
2.Разработать муниципальную модель организации предоставления услуг дошкольного образования, предусматривающую использование рыночных механизмов, а также практические пути ее внедрения.
3.Апробировать указанную модель в реальной практике управления муниципальной системой образования.
4.Провести оценку результативности и эффективности реализации проекта. Обобщить его результаты.

Организационно-технологическое решение вопроса

Способы (механизмы) реализации проекта:
Все способы реализации проекта условно были разделены на две группы. Первая предусматривает разработку механизмов передачи денежных средств поставщику услуги (когда заказчиком услуги выступает орган управления образования) или потребителю услуги (когда заказчиком услуги является сам потребитель). Вторая группа – разработку механизмов реструктуризации муниципальной сети дошкольных образовательных учреждений, развитие частного сектора.
К первой группе относятся:
— стандартизация услуги дошкольного образования (фиксация ее структуры и содержания, требований к качеству образовательного результата и условиям предоставления услуги);
— расчет норматива стоимости услуги (структура норматива должна включать полный объем расходов на ее оказание: зарплаты на оплату труда, содержание здания, капитальные расходы и т.д.);
— технология размещения муниципального задания в образовательные учреждения (муниципальное задание должно отражать требования не только к объему услуг, но и ожидаемые параметры качества);
— порядок предоставления субсидий частным учреждениям за предоставленные услуги (критерии отбора поставщиков услуг, контроль, расчет фактического размера субсидии);
— технология «передачи» средств потребителям (выплата пособия)
Ко второй группе относятся:
— перевод части бюджетных учреждений в статус автономных (критерии отбора учреждений, готовых к работе в автономном режиме, регламент процедуры перевода и т.д.);
— реорганизация муниципальной сети ДОУ (создание холдингов, реорганизация малокомплектных неэффективных ДОУ);
— увеличение муниципальной сети ДОУ за счет строительства новых ДОУ, восстановления ранее перепрофилированных садов и групп, выкупа у частных инвесторов вновь построенных ДОУ;
— передача нефункционирующих зданий по концессионному согласованию на длительный срок для создания негосударственных образовательных учреждений (конкурсная документация, механизмы работы с потенциальными концессионерами и т.д.);
— передача муниципального имущества в аренду, в том числе для создания мини-садов (пакет конкурсных документов, механизмы работы с поставщиками услуг дошкольного образования и т.д.).

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

2008-2015 гг.- 14 050 442,15 тыс. руб., (из них 10 821 942,5 тыс. руб. за счет средств бюджета города Перми, 2 868 499,65 – средства бюджета Пермского края, в том числе 244 500,0 тыс. руб.- средства фонда софинансирования, 360 000,0 тыс. руб. – частные инвестиции).

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

В результате проведенных мероприятий:
— 100% обеспечены местами в муниципальные детские сады все дети в возрасте от 4 до 7 лет;
— родители детей не посещающих ДОУ, получают ежемесячно на детей в возрасте от 1,5 до 3 лет – 5 300 руб., на детей от 3 до 5 лет – 4 500 руб. и соответственно имеют возможность закупать услуги для своих детей в немуниципальном секторе;
— предоставляются субсидии немуниципальным учреждениям, за услуги дошкольного образования детей от 1,5 до 7 лет (479 детей);
— интенсивно стал развиваться частный сектор поставщиков услуг дошкольного образования (в настоящее время в Перми функционирует порядка 130 поставщиков услуг дошкольного образования, которые посещают более 7 тыс. дошколят).

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Внедрено нормативно — подушевое финансирование в муниципальной сети. Одинаковые правила финансирования создают экономические стимулы для конкуренции в муниципальной сети, а заодно и к эффективному расходованию средств бюджета (поскольку учреждение начинает экономить для себя: оптимизирует штатное расписание, переводит функции на аутсорсинг, внедряет энергоэффективные технологии и пр. )
В 2012 году субсидии предоставлялись 14 НОУ, имеющим лицензию, на 479 детей, расходы бюджета города на субсидии составили – 25 539 374,56 руб.
В 2012 году выплачены пособия 25 269 чел., в 2013 года средства запланированы на 26 499 чел. расходы бюджета на выплаты составляют – 1 884 561 900 руб. в год.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

С опытом города Перми знакомились представители городов Пермского края, республики Башкортостан, Н.Новгород, г.Якутска, г.Бийска, г.Воронежа, г.Сыктывкара, г.Набережных Челнов, г.Калининграда, г.Самары, г.Челябинска, г.Кирова, г.Пскова, г.Калуги, г.Волжский, г.Каменск Уральский и др.

Отрасль применения практики (технологии)

Дошкольное образование.

Дата внедрения практики (технологии)

2008-2015 гг.

Отзывы, награды

С 10 по 17 августа 2013 г. в городе Сочи в гостевом доме «Даниэль» проводился Первый (отборочный) этап «Первого Всероссийского смотра-конкурса муниципальных целевых программ и инновационных проектов — 2013» по конкурсной номинации «Образование».
Департаментом образования администрации города Перми был представлен конкурсный проект «Внедрение рыночных механизмов в сферу дошкольного образования». По итогам проведения первого этапа проект получил одобрение большинства членов судейской коллегии и в октябре 2013 года авторы проекта получат приглашение на участие в финальном этапе конкурса, проводимом в г. Москве в январе 2014 года.
Практика отмечена дипломом VI Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2013 год.


       

Документы практики:


       

Контакты:

Администрация города Перми

614000, г. Пермь, ул.Ленина, д.23
Телефон: +7 342 212-11-41
http://www.gorodperm.ru
http://www.duma.perm.ru
E-mail:pgd@duma.perm.ru