Пермь (Россия) — Новации в системе дошкольного и общего образования: организация учета услуг дополнительного образования детей при помощи современных электронных технологий — 37


Сущность предложения

Внедрение новой технологии учета предоставления услуг дополнительного образования предусматривает разработку и внедрение специальных организационно-экономических механизмов.
Первым из таких механизмов является нормативно-подушевое финансирование. Речь идет о разработке и внедрении норматива стоимости услуг дополнительного образования в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей (далее – УДОД). Здесь важно подчеркнуть, что норматив должен быть «полным», т.е. включать расчет затрат не только по фонду оплаты труда, но и расходы на содержание имущественного комплекса.
Также важно изменить отношение к муниципальному заданию как к формальному документу, то есть в нем должны содержаться реальные механизмы для дальнейшей его корректировки.
Далее, для большей самостоятельности в деятельности, необходимо изменение типа муниципального учреждения: переход из бюджетного в статус автономного учреждения.
Главным звеном в данной технологии является система электронного учета предоставления услуг дополнительного образования детей с использованием электронных пластиковых карт. С помощью этой системы каждый ребенок, обучающийся в УДОД, получает именную пластиковую электронную карту, использование которой позволяет при помощи специальной техники, установленной в каждом УДОД, регистрировать каждое посещение учебных занятий детьми в соответствии с расписанием работы учебной группы.
Вся информация обрабатывается и размещается на информационном портале системы дополнительного образования департамента образования.
По итогам анализа исполнения муниципального задания учредитель имеет возможность объективно контролировать ежеквартальное исполнение предоставления услуг УДОД в части сохранности контингента обучающихся с последующей корректировкой количества услуг и объема финансирования муниципального задания, как в сторону увеличения, так и в сторону его уменьшения.

Организационно-технологическое решение вопроса

В городе Перми с 2005 года все УДОД финансируются по «полному» нормативу подушевого финансирования. Стоимость муниципальной услуги рассчитана на 1 обучающегося в год и включает все расходы: фонд оплаты труда, услуги связи, коммунальные услуги, работы, услуги по содержанию имущества, прочие работы, услуги (услуги по организации и проведению мероприятий), увеличение стоимости материальных запасов, прочие расходы, увеличение стоимости основных средств.
Муниципальная услуга дифференцирована по годам обучения. Учитывается статус «детский образцовый коллектив», специфика программ музыкальной направленности.
В течение 2009 и 2010 годов все УДОД перешли в статус автономных образовательных учреждений.
В 2010 году была отработана система внедрения электронного учета предоставления услуг дополнительного образования детей с использованием электронных карт на четырех отраслевых УДОД. Все руководители УДОД прошли обучение на семинарах по темам: «Электронная система учета услуг дополнительного образования детей», «Разработка бизнес-плана учреждения», стали участниками круглого стола «Стратегия развития муниципального автономного учреждения в условиях конкуренции на рынке услуг дополнительного образования детей».
В 2011 году система электронного учета услуг внедрена во всех 22 УДОД. Для обеспечения функционирования системы используется 549 единиц специального оборудования.
Работа осуществляется на информационном портале системы дополнительного образования департамента образования, который поддерживается специалистами МБУ «Информационно-аналитический центр» г.Перми.
Муниципальное задание УДОД является механизмом управления. Ежеквартальный контроль исполнения муниципального задания носит объективный характер. Руководители УДОД и специалисты департамента образования, координирующие деятельность УДОД, имеют возможность на своих рабочих местах в оперативном режиме работать с информацией портала дополнительного образования.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Для поставки и внедрения программного обеспечения для электронной системы учета услуг дополнительного образования детей в городе Перми в 2010 году израсходовано около 20 млн. рублей из средств бюджета города Перми

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Внедрение новой технологии позволяет зафиксировать и проанализировать реальную ситуацию по обеспечению равных возможностей для детей, проживающих в городе Перми, и обучающихся в общеобразовательных или специальных (коррекционных) учреждениях, желающих получить дополнительное образование и не имеющих медицинских противопоказаний, на получение услуг дополнительного образования в УДОД.
Заключение договоров между руководителями УДОД и родителями (лицами их заменяющими), детьми, достигшими возраста 14 лет, повысило ответственность за выбор и получение муниципальной услуги дополнительного образования детей. Смена ребенком вида деятельности (коллектива, УДОД) происходит более осмысленно.
Стабильность коллективов в течение установленных учреждением сроков реализации дополнительной образовательной программы неизменно ведет к повышению качества дополнительного образования детей.
В течение последних трех лет при стабильном контингенте обучающихся в УДОД количество коллективов, имеющих звание «образцовый детский коллектив», увеличилось на 10% и составляет 49 коллективов.
Доля детей в контингенте обучающихся в УДОД в возрасте 15-17 лет увеличилась на 3,2% и составляет 19,8%.
Доля детей, находящихся в социально опасном положении, и детей «группы риска», регулярно осваивающих дополнительные образовательные программы в УДОД, составляет около 4% от контингента. Ежегодный прирост данного показателя составляет около 1% от общего количества обучающихся.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Ежеквартальная корректировка финансирования УДОД по результатам исполнения плановых показателей количества услуг дополнительного образования детей составляет от 500 до 3 000 000 рублей. Высвободившиеся бюджетные средства используется для оплаты иных расходов как социальной сферы города в целом, так и отрасли «Образование».

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Технология организации учета услуг дополнительного образования детей при помощи современных электронных технологий реализуется только в городе Перми: в 2010 году в 4 УДОД, с 2011 года во всех 22 УДОД отрасли «Образование».

Отрасль применения практики (технологии)

Технология может быть применена в системе дополнительного образования любого региона Российской Федерации.

Дата внедрения практики (технологии)

2011 год.

Отзывы, награды

Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.

Нормативно-правовая база

Внедрение технологии регламентировано следующими документами:
Постановление администрации города Перми от 18.02.2010 № 66 «О пилотном запуске системы электронного учета услуг дополнительного образования детей».
Постановление администрации города Перми от 09.11.2010. № 758 «Об утверждении Положения о системе электронного учета услуг дополнительного образования детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей, подведомственных департаменту образования администрации города Перми».
Постановление администрации города Перми от 14.06.2011 № 284 «Об утверждении Методики расчета и размера стоимости муниципальной услуги дополнительного образования детей города Перми неспортивной направленности».


       

Документы практики:


       

Контакты:

Администрация города Перми. Департамент образования

614000, г.Пермь, ул. Сибирская, д. 17
Начальник департамента — Гаджиева Людмила Анатольевна
Телефон: +7 (342) 212-70-50
Факс:  +7 (342) 212-10-43
E-mail:kongorod@perm.permregion.ru
http://www.gorodperm.ru