Пенза (Россия) — Сотрудничество власти с общественными объединениями. О муниципальной инициативе по внедрению занимательной робототехники в детские сады города — 8


Сущность предложения

Робототехника в детском саду — новое направление в работе дошкольных учреждений. Это не просто занятия по конструированию, это развитие у дошкольников умений технического прогнозирования, способности выстраивать работу по достижению цели, и наконец, умение работать в команде.
Цель программы по робототехнике — развитие технического творчества и формирование научно-технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники.
Задачи:
— формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств;
— приобщать к научно — техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
— развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки робототехнических средств, развивать навыки работы по предложенным инструкциям, формировать умение довести решение задачи до работающей модели;
— формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;
— развивать мелкую и крупную моторику;
— воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам, формировать навыки организации рабочего места;
— формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе, в команде, малой группе (в паре), эффективно распределять обязанности.

Организационное и технологическое решение вопроса

С января 2015 г. Управлением образования города Пензы совместно с «Научно-методическим центром» организована работа творческой группы «Робототехника в детском саду». Стажировочной площадкой для участников творческой группы стал Центр молодёжного инновационного творчества «От Идеи до Модели» в школе № 41. Супервизор площадки — Сергей Анатольевич Чернов, руководитель ЦМИТ «От Идеи до Модели». По результатам проведенного обучения педагоги овладели навыками работы с конструктором «HUNA».
Было определено 4 учреждения, которые начали работать по инновационному направлению: ДОУ № 101, филиал ДОУ № 101, ДОУ № 124. филиал № 2 ДОУ № 124. В этих детских садах реализуется авторская программа образовательной робототехники для детей старшего дошкольного возраста «Умные игрушки». Занятия с детьми проводились в режиме кружковой работы 2 раза в неделю. Дети делали самостоятельные пробы в исследовательской деятельности, конструировали не только по готовому образцу, но и по собственному воображении, создавали действующие модели роботов. По итогам работы в апреле 2015 г. был проведён фестиваль робототехнического творчества детей дошкольного возраста «Этот день Победы». В рамках фестиваля был организован парад военной техники, инсталляция на тему военной жизни и боев с использованием конструкторских элементов. Первый фестиваль по робототехнике в городе Пенза продемонстрировал высокий уровень подготовки дошкольников, заинтересованную позицию педагогов и родителей в расширении этой работы.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

На реализацию программы образовательной робототехники для детей старшего дошкольного возраста «Умные игрушки» из бюджета города Пензы было выделено 400,0 тыс. руб. (по 100,0 тыс. руб. на каждое из 4-х учреждений, принимающих участие в работе данного проекта: ДОУ № 101, филиал ДОУ № 101, ДОУ № 124, филиал № 2 ДОУ № 124).

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Дети овладели навыками робото-конструирования, свободно выбирают технические решения, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместном конструировании, техническом творчестве имеют навыки работы с различными источниками информации, могут создать действующие модели роботов на основе конструктора по разработанной совместно со взрослым схеме, способны к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создают авторские модели роботов на основе конструктора.
Педагоги овладели технологией организации занятий по робото-конструированию.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Участие в проекте способствует повышению квалификации педагогов в овладении навыками технологического образования старших дошкольников. У детей формируется ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира

Реализация практики (технологии) возможности его распространения

Дошкольные образовательные учреждения города Пензы, учреждения дополнительного образования, работающие с детьми дошкольного возраста.

Отрасль применения практики (технологии)

Отрасль образование

Дата внедрения практики (технологии)

2015 год

География использования практики (технологии)

город Пенза

Отзывы, награды

Средства массовой информации регулярно информировали общественность о проводимой работе. Команда детского сада 101 победила на Всероссийском фестивале — марафоне для дошкольников «Деталька». На Всероссийской олимпиаде-2015 команда филиала № 2 детского сада 124 стала Дипломантом в номинации «Покорители вершин», а дети из детского сада 101 получили сертификаты в номинации «Друзья робота». Необходимо отметить, что команды из Пензы были единственными представителями от детских садов.


         

Документы практики:


         

Контакты:

Администрация города Пензы. Управление образования

г. Пенза, ул. Володарского, д. 5
Начальник – Голодяев Юрий Александрович.
Телефон: +7 (8412) 560220