Пенза (Россия) — Особую заботу здоровью детей с ограниченными умственными и физическими возможностями. Открытие группы выходного дня «Школа здоровья» — 39


Сущность предложения

Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.

Организационно-технологическое решение вопроса

Для участия в Проекте определена экспериментальная группа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и воспитывающих детей-инвалидов (20 семей, из которых 20 детей-инвалидов одной возрастной группы – 5 лет, 36 взрослых). Для осуществления Проекта открыта группа выходного дня «Школа здоровья». Основными функциями группы выходного дня являются:
— охрана жизни и здоровья детей-инвалидов;
— социально-нравственное воспитание;
— обеспечение личностного развития ребенка;
— усвоение детьми базовых знаний, соответствующих возрасту;
— диагностическая и консультативная помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов дошкольного возраста на дому;
— координация деятельности органов местной власти в целях обеспечения потребности населения в получении дошкольного образования детьми, не посещающими детские сады;
Группа работает в субботу и воскресенье в удобное время для родителей. В эти дни специалисты группы выходного дня ждут родителей вместе с детьми, понимая, что в будние дни им сложнее найти время для занятий с ребенком. Кроме этого в субботу в первой половине дня у взрослых есть возможность оставить у нас малыша на 4 часа, и отдохнуть или заняться своими делами. В группе регулярно проводятся 3-4-х часовые занятия с малышами, охватывающие все направления развития ребенка – двигательное, речевое, познавательное, социальное, эмоциональное. Родители могут присутствовать на занятиях в группе или оставить малыша под присмотром специалистов.
Проект осуществляется по двум направлениям параллельно:
I. Работа с детьми-инвалидами в группе выходного дня «Школа здоровья».
II. Работа с родителями (содействие в профессиональной самореализации, нормализация психологического климата в семье, формирование педагогической компетентности родителей и родственников, обучение их коррекционным методикам для применения в домашних условиях, профилактическая и реабилитационная работа по недопущению жестокого обращения и насилия в отношении детей-инвалидов в семье и близком окружении).
Первое направление реализации Проекта предусматривает создание наиболее благоприятных условий развития детей-инвалидов и помощь в адаптации ребенка в социальной среде. Оно состоит из следующих областей развития:
1. Упражнения практической жизни.
2. Сенсорные упражнения.
3. Упражнения по развитию речи.
4. Занимательная математика.
5. Я познаю мир.
Цель второго направления – обеспечение поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, путем осуществления социального сопровождения семей в проблемных сферах жизнедеятельности

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Реализация Проекта будет осуществляться на базе муниципального бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям» Железнодорожного района г. Пензы, которое функционирует с 1994 года. Целью открытия Центра является оказание помощи семьям, детям и отдельным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, содействие в улучшении социального и материального положения, психологического статуса, реализации законных прав и интересов семьи.
На сегодняшний день в районе создана и функционирует инфраструктура Центра, которая способствует комплексному решению проблем семей в районе. В направлении материнства и детства работает 7 отделений.
Работа по реализации Проекта будет осуществляться специалистами двух отделений: отделение психолого-педагогической помощи, отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями. Специалисты отделений обследуют семьи, воспитывающие детей-инвалидов, выявляют проблемы семей, определяют формы и методы помощи семьям, выявляют потребности семей в конкретных видах социальных услуг, что позволяет сформировать максимально полное представление о социально-экономическом положении семей, об уровне и характере неблагополучия семей, тенденциях его развития. Специалисты отделений обладают высоким профессионализмом, имеют высшее профессиональное или высшее педагогическое образование. Для осуществления Проекта будут привлекаться студенты педагогического университета, имеющие незаконченное высшее педагогическое образование.
Проект необходим для изменения в лучшую сторону ситуации в семьях, есть материально-техническая база Центра, которая не позволяет полностью реализовать поставленные цели и задачи.
Из собственных средств имеются помещения, площадь которых позволяет разместить оборудование необходимое для работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов: спортивный инвентарь, оборудование для проведения сенсорных упражнений, оборудование для физиопроцедурного и массажного кабинета.
Объем собственных средств: 2 000 000 рублей.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Ожидаемые результаты Проекта связаны с получением максимальной степени адаптации детей-инвалидов в социальной среде. При условии прохождения полного курса программы ребенок должен научиться, по возможности, не зависеть от взрослых, и быть самостоятельным (самостоятельно одеваться, аккуратно пересыпать и переливать, мыть посуду и др.), укрепить чувство собственного достоинства и самооценки, максимально научить детей-инвалидов управлять своими эмоциями и постигать мир во всем многообразии. В большинстве семей, воспитывающих детей-инвалидов улучшение психологического климата в семье, повышение психолого-педагогической культуры родителей и родственников, и, по возможности, обучение их коррекционным методикам для применения в домашних условиях.
Применяя данную программу у родителей, воспитывающих детей-инвалидов, появляется чувство уверенности за будущее своих детей и остается больше свободного времени для личностного роста, работы и отдыха.
После реализации Проекта программа может быть успешна, применяться для работы с разными возрастными группами и физическими и умственными возможностями детей-инвалидов.
Общие показатели:
— число детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включенных в состав целевой группы Проекта (2011 год – 20 человек, 2012 год – 20 человек);
— число семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включенных в состав целевой группы Проекта (2011 год – 20 семей, 2012 год – 20 семей);
— число детей и взрослых, принимающих участие в мероприятиях Проекта (2011 год – 56 человек, 2012 год – 56 человек);
— число добровольцев, которые участвуют в реализации мероприятий Проекта (2011 год – 10 человек, 2012 год – 15 человек);
— число услуг, оказанных целевой группе Проекта (2011 год – 1440 услуг, 2012 год – 1560 услуг);
— число наименований методических изданий, подготовленных и изданных в рамках Проекта (2012 год – 8 наименований);
— общий тираж методических изданий, изданных в рамках Проекта (всего 288 экземпляров);
— число публикаций в печатных средствах массовой информации о ходе и результатах реализации Проекта (2011 год – 4 единицы, 2012 год – 5 единиц).

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Социальное управление города Пензы, МБУ «Центр социальной помощи семье и детям» Железнодорожного района г. Пензы

Отрасль применения практики (технологии)

Социальная сфера.

Дата внедрения практики (технологии)

2011 год.

Отзывы, награды

Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.


                                         

Документы практики:


                                         

Контакты:

Администрация города Пензы. Социальное управление

440008, г.Пенза, ул. Ставского, д. 9
Волков Сергей Владимирович — начальник
Телефон/факс: +7 (8412) 54-38-33
E-mail: socuprpenza@mail.ru
Отдел реализации целевых программ:
г.Пенза, ул.Куйбышева д. 14а
Телефон: +7 (8412) 52-43-51