Оренбург (Россия) — Опыт организации работы с родительской общественностью в условиях модернизации образования — 86


Сущность предложения

Создание системы работы по развитию государственно-общественного управления с целью повышения качества образования, наиболее эффективного сотрудничества семьи и школы, создания воспитывающей среды и здоровьесберегающих условий для детей и подростков различных социальных групп. Реализация прав педагогов, обучающихся и родителей на участие в управлении образовательным учреждением; Укрепление коммуникативных связей между участниками образовательного процесса и межведомственное взаимодействие заинтересованных ведомств. Повышение правовой грамотности родителей и педагогов, родительский всеобуч. Создание условий для развития гражданской активности, накопления опыта реально социально значимых дел и обеспечение условий для формирования активной жизненной и гражданской позиции всех участников образовательного процесса.

Масштаб мероприятия

Мероприятия проекта направлены на всех родителей учащихся, проживающих в г. Оренбурге, охватывают все образовательные учреждения и общественные родительские организации. В настоящее время в г. Оренбурге действуют:

  • общественная организация «Союз родительской общественности города Оренбурга»;
  • городской Совет родительской общественности;
  • большое родительское собрание председателей общешкольных родительских комитетов;
  • консультационные пункты по вопросам воспитания на базе клубов по месту жительства и в образовательных учреждениях, а также по вопросам здоровья в учреждениях дополнительного образования;
  • формируется Совет отцов;
  • постоянно действующие тематические и обучающие семинары-практикумы для председателей родительских комитетов;
  • «Круглые столы» для председателей и актива родительских комитетов школ отдельного микрорайона по обмену опытом работы в вопросах взаимодействия родителей и школы и развитию государственно-общественного управления;
  • заседания межведомственной комиссии с председателями общешкольных родительских комитетов по вопросам организации горячего питания, сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечения безопасности, социальной поддержки семей, профилактики наркомании и алкоголизма, работе с семьями социального риска, проблемам воспитания, в частности воспитания юношей как будущих мужчин и отцов;
  • проведение конференций по важнейшим проблемам воспитания детей и взаимодействию родителей и педагогов;
  • сотрудничество с Муниципальным центром социальной помощи семье и детям и городской психолого-медико-педагогической комиссией.

Организационное решение

Работа с родительской общественностью на территории г.Оренбурга осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Указом Президента РФ об основных направлениях государственной семейной политики, Семейным кодексом РФ «Права и обязанности родители», Программой развития общественных организаций родителей в образовательных учреждениях г. Оренбурге, Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, региональная концепция «Воспитание оренбуржца ХХI», Положением об общественном Совете по образованию г.Оренбурга, Уставом г.Оренбурга, Положением о Городском Совете родительской общественности, Планом работы Управления образования по развитию государственно-общественного управления образованием и реализуется на диагностической основе запросов, интересов, потребностей родителей по результатам опроса, анкетирования, обменом мнений и пожеланий общественности, совместного решения Совета родительской общественности и Управления образования. Работа с родительской общественностью осуществляется по направлениям:

  • участие в аккредитации образовательных учреждений;
  • участие в качестве наблюдателей процедуры Государственной итоговой аттестации;
  • участие в работе комиссий по технической экспертизе документов по критериям участия в конкурсе учителей – претендентов на получение денежного поощрения в рамках реализации ПНПО;
  • участие в составе жюри творческих конкурсов «Учитель года», «Педагогический дебют», «Лучшая семья года»
  • участие в работе комиссии по приёмке готовности школ к новому учебному году;
  • участие в работе «Круглого стола», семинаров, конференций, тематических родительских собраний;
  • деятельность в составе Городского совета родительской общественности;
  • совместные отчёты директоров и председателей общешкольных родительских комитетов по развитию форм государственно- общественного управления и вопросу «Взаимодействие школы и родительской общественности п Cоциальный результат Результаты проделанной работы:
  • создана и действует устойчивая и развивающаяся система взаимодействия с родительской общественностью;
  • повысилась активность родителей в жизни школ и участие в городских мероприятиях;
  • сформировались различные формы государственно-общественного управления: родительские общественные организации, Советы школ, Попечительские советы, Управляющие советы, Городской Совет родительской общественности, Союз родительской общественности г. Оренбурга, Большое родительское собрание председателей общешкольных родительских комитетов и др.;
  • сложилась благоприятная среда, в которой сложившиеся формы управления стали действующим социальным институтом, способствующим развитию образования;
  • более эффективное взаимодействие в вопросах воспитания детей;
  • повысилась активность родителей в совместной деятельности по созданию воспитывающей среды, здоровьесберегающих условий и повышению качества образования;
  • значительно снизилось число конфликтных ситуаций в школах и обращений с жалобами в Управление образования и действуют механизмы по решению общих задач;
  • произошло смещение акцента в работе с родительской общественностью с вопросов материального обеспечения на вопросы повышения качества образования, проблем воспитания, решение социальных вопросов.

Экономический результат

Работа с родительской общественностью способствует улучшению психологического климата, более тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса в интересах учащихся, что в целом способствует повышению качества образования, формированию гражданственности, демократизации государственного управления, удовлетворения потребностей и интересов потребителей образовательных услуг, повышения роли семьи и её статуса.

Реализация предложения

Реализация данных мероприятий продолжается, планируется дальнейшее развитие форм государственно-общественного управления, система работы совершенствуется, вовлекается больше родителей и заинтересованных ведомств. Данную практику возможно использовать в других муниципальных образованиях. Реализация мероприятий по работе с родительской общественностью проводится в соответствии утвержденным планом и основными направлениями государственно-общественного управления. План работы включает:

  • информирование родителей по вопросам организации образовательного процесса, нормативно-правовому обеспечению, о работе учреждений дополнительного образования, о деятельности органов социальной защиты, ПМПК;
  • оказание помощи родителям через подготовленные и изданные сборники материалов: «Работа педагога с родителями», «Основы педагогического взаимодействия школы и семьи», «Программа развития общественных организации в образовательных учреждениях г.Оренбурга»;
  • индивидуальная работа с родителями: организация «горячей линии», телефона доверия, ответы на вопросы родителей специалистами отделов;
  • организация постоянно действующих тематических семинаров для родительской общественности: «Совместная деятельность школы и семьи по формированию толерантного поведения учащихся», «Организация воспитательной работы в школе. Взаимодействие родителей, педагогов и социума», «Из опыта работы общественно- активных школ. Семья и школа как социальные партнеры» и др.;
  • организация и проведение расширенных межведомственных заседаний Совета родительской общественности с привлечением представителей заинтересованных ведомств (здравоохранения, комбинатов питания, социальной защиты, Управления безопасности, ГИБДД, прокуратуры, Института семьи, Управления по контролю за оборотом наркотиков и др.) по вопросам организации горячего питания, по обеспечению безопасности учащихся, по сохранению и укреплению здоровья детей, по гражданско- патриотическому и правовому воспитанию и просвещению;
  • организация и проведение конференций для председателей родительских комитетов и педагогов: «Роль семьи в воспитании детей», «Семья как основа духовно-нравственного воспитания детей и подростков», «Развитие школы – развитие ученика», « Межведомственное взаимодействие в вопросах воспитания детей», «Отцы и дети», «Школа и социум: проблемы взаимодействия, пути решения в рамках реализации приоритетных национальных проектов» и пр.;
  • участие школ в конкурсах проектов разных уровней по проблемам совместной работы с родителями: лицей №2 – лауреат конкурса инновационных разработок Российского образовательного форума – 2006; в конкурсе проектов среди общественных организаций «Открытая школа» стали победителями лицей №1, школа №7; участие в Областном конкурсе социальных проектов в номинации «Семейные традиции»;
  • проведение Дней открытых дверей для родителей учащихся;
  • организация и проведение творческих конкурсов «Лучшая семья года», «Папа, мама и я – спортивная семья»; • представление кандидатур для присвоения званий и наград лучшим отцам и матерям;
  • привлечение представителей Совета родительской общественности и активов родителей школ к работе комиссии по различным направлениям: аккредитации образовательных учреждений, проведение конкурсов, семинаров, конференций, подготовке проектов, проведению мероприятий для детей и подростков;
  • распространение лучшего опыта организации работы с родителями в образовательных учреждениях; • проведение окружных родительских собраний с приглашением первых руководителей города, Управления образования, отделов образования, депутатов.

Финансирование

Мероприятия финансируются за счёт различных источников финансирования: бюджета города, внебюджетных и спонсорских средств.

Социальный результат

Результаты проделанной работы:

  • создана и действует устойчивая и развивающаяся система взаимодействия с родительской общественностью;
  • повысилась активность родителей в жизни школ и участие в городских мероприятиях;
  • сформировались различные формы государственно-общественного управления: родительские общественные организации, Советы школ, Попечительские советы, Управляющие советы, Городской Совет родительской общественности, Союз родительской общественности г. Оренбурга, Большое родительское собрание председателей общешкольных родительских комитетов и др.;
  • сложилась благоприятная среда, в которой сложившиеся формы управления стали действующим социальным институтом, способствующим развитию образования;
  • более эффективное взаимодействие в вопросах воспитания детей;
  • повысилась активность родителей в совместной деятельности по созданию воспитывающей среды, здоровьесберегающих условий и повышению качества образования;
  • значительно снизилось число конфликтных ситуаций в школах и обращений с жалобами в Управление образования и действуют механизмы по решению общих задач;
  • произошло смещение акцента в работе с родительской общественностью с вопросов материального обеспечения на вопросы повышения качества образования, проблем воспитания, решение социальных вопросов.


                                                                                                     

Документы практики:


                                                                                                     

Контакты:

Администрация города Оренбурга. Управление образования

460000, г.Оренбург, ул. Советская, д.60, каб.354
Телефон: +7 (3532) 98-70-98
Факс: +7 (3532) 98-70-97
http://orenschool.ru
E-mail: gorono@orenschool.ru