Оренбург (Россия) — Информатизация образовательного процесса — 44


Сущность предложения

Информатизация системы образования города включает следующие основные компоненты:
1) компьютеризация образования (оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой);
2) интернетизация образования (использование интернет-ресурсов в образовательном процессе);
3) программное обеспечение образовательного и управленческого процесса;
4) повышение квалификации педагогов.

Организационно-технологическое решение вопроса

В 2006-2007 гг. в городе Оренбурге были созданы предпосылки для широкого развития информационных технологий в образовании. На тот момент в муниципальных образовательных учреждениях города были отработаны типовые решения по конфигурации компьютерных классов, построению локальных сетей, выходу в глобальную сеть Интернет, использованию прикладных программных средств.
Руководством муниципальной системы образования города Оренбурга была осознана необходимость регулирования информатизации города Оренбурга программными методами и решением Оренбургского городского Совета от 25.04.2008 г. №551 была утверждена муниципальная целевая Программа информатизации образования города Оренбурга на 2008 — 2010 годы.
За период реализации муниципальной целевой Программы «Информатизация образования города Оренбурга на 2008-2010 годы» проведен ряд мероприятий, направленных на решение задачи эффективного внедрения информационных технологий в образовательный процесс города. С 2010 года блок «Информатизация образования» отражен в долгосрочной целевой Программе развития образования города Оренбурга на 2010 — 2012 годы, утвержденной постановлением администрации города Оренбурга от 16 ноября 2009 г. N 284-п.
1. Компьютеризация образования.
По состоянию на 01.11.2011 г. в общеобразовательных учреждениях города насчитывается 4170 компьютеров (из них в учебном процессе используется 3534 компьютеров), 138 компьютерных классов, 342 мультимедийных класса, 36 видеоклассов, 493 интерактивных досок, приставок и планшетов, 346 ноутбуков, 28 мобильных классов, 946 мультимедийных проекторов с экранами и др. разнообразной компьютерной и интерактивной техники, позволяющей сделать процесс обучения более ярким и наглядным.
Достигнуты следующие показатели развития информатизации образования города Оренбурга: 12 учащихся на 1 компьютер, 100 на 1 интерактивную доску, 50 на 1 мультимедиапроектор.
Существенно увеличилось оснащение компьютерной техникой муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Так, если в 2009 году оснащение современной компьютерной техникой не превышало 20%, то на 01.11.2011 все (100%) дошкольных образовательных учреждений города оснащены современным компьютерами и необходимой для работы техникой.
2. Интернетизация образовательного процесса города.
Во всех образовательных учреждениях города обеспечен доступ к ресурсам Интернет. На сегодняшний день более 90% общеобразовательных учреждений, 15% дошкольных и 50% учреждений дополнительного образования имеют собственные Интернет-сайты.
3. Повышение квалификации педагогов.
Большая работа проводится в сфере повышения квалификации педагогов по направлению «внедрение современных образовательных технологий». На базе 6 образовательных учреждений города работают стажёрские площадки по использованию современных интерактивных технических средств в образовательном процессе и интернет – технологий.
С помощью этих и других мероприятий в сфере повышения квалификации педагогами достигнуты высокие результаты. Так, если в 2007 году менее 50% педагогов школ города Оренбурга использовали информационные технологии в своей профессиональной деятельности, то сейчас эта цифра приближается к 85%.
4. Оценка программного обеспечения образовательного и управленческого процесса города Оренбурга.
В 2007 году проведена разработка и поставка в образовательные учреждения программных комплексов, обеспечивающих эффективное использование информационных технологий в управлении как самим учреждением, так и учебным процессом, а также образовательными учреждениями на муниципальном уровне:
— программный комплекс, обеспечивающий управление образовательным учреждением («1С:ХроноГраф Школа 2.5»);
— программный комплекс, обеспечивающий планирование учебного процесса и оперативное управление им (система составления и ведения расписания) «ХроноГраф 3.0 Мастер»;
— программный комплекс, обеспечивающий консолидацию данных образовательных учреждений на муниципальном уровне («1С:ХроноГраф Контингент для Управлений образования», «1С:ХроноГраф Кадры для Управлений образования»).
Комплекс направлен на организацию многопользовательской сетевой работы в области решения задач автоматизации базовых производственных процессов, включая:
— создание базы данных образовательного учреждения;
— автоматизацию кадровой работы;
— администрирование учебно-воспитательного процесса;
— автоматизацию финансовой и хозяйственной деятельности и др.
Все 86 ОУ (100%) используют в своей деятельности ПО 1С:ХроноГраф Школа 2.5, 34% активно используют возможности ХроноГраф 3.0 Мастер (2008 г.- 15%).
В настоящее время приоритетным направлением деятельности Управления образования администрации города Оренбурга является внедрение системы электронных дневников во все учреждения города, причем такой системы, которая использовала бы возможности 1С:ХроноГраф. По состоянию на 01.11.2011 85% учреждений оказывают услуги электронных дневников в 2011-2012 учебном году (с различием по учреждениям по количеству классов, которым предоставляется услуга электронного дневника).
В 2008 году во все общеобразовательные учреждения поступили Стандартные базовые пакеты программного обеспечения (СБППО) – «Первая помощь» c 56-ю дисками с наиболее востребованным программным обеспечением российских и зарубежных производителей. Благодаря этому проекту с 2008 года все образовательные учреждения получили возможность использовать лицензионную операционную систему и программное обеспечение. Данная лицензия действовала до 01.01.2011 г., в связи с чем в 2009 г. в школы города поступил пакет свободно распространяемых программ и операционной системы. В общеобразовательных учреждениях города появился выбор в использовании необходимого программного обеспечения (ПО). Так, в 1 квартале 2011 года по результатам аукциона произведена поставка лицензионного ПО в учреждения города.
В 1 квартале 2012 г. планируется внедрение системы электронного учета и регистрации будущих воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Оренбурга, которая позволит принимать заявления на поставку в очередь в электронном виде через Интернет и автоматически обрабатывать ведение очереди, обеспечивать прозрачность и открытость получения места в детском саду.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

За 2008-2011 годы на приобретение компьютерной техники, программного обеспечения для образовательных учреждений города Оренбурга направлено более 100 млн.рублей из различных источников финансирования, в 2012 году планируется направить еще 20 млн.рублей. На реализацию мероприятий по предоставлению услуги доступа к сети Интернет и работы учреждений посредством электронной почты в 2008-2011 годах направлено более 8 млн.руб.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Приобретение компьютерной и интерактивной техники позволило сделать процесс обучения более ярким и наглядным. Услуга предоставления сети Интернет во все общеобразовательные учреждения города устраняет дифференциацию между учащимися и способствует равному доступу всех участников образовательного процесса к информационным ресурсам. Внедрение системы электронных дневников позволяет родителям быть в курсе успеваемости ребенка, мероприятиях и проблемах, что позволяет оперативно начать решение возникающих проблем ребенка.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Программный комплекс «1С:Хронограф» позволяет автоматизировать планирование и организацию учебного процесса в школе, а родителям в перспективе с домашнего компьютера – не только контролировать обучение ребенка, но и помогать ему в учебе во взаимодействии с педагогами. Этот комплекс обеспечивает возможность автоматизации административной деятельности сотрудников образовательных учреждений (директора, завуча, диспетчера расписания, классного руководителя, учителя) и служит основой формирования единого информационного образовательного пространства. Программы комплекса обеспечивают возможность хранения и анализа информации о преподавательских кадрах, учащихся, их успеваемости, обеспечивают создание и ведение расписания занятий.
В соответствии с тем, что эффективная автоматизация любого производственного процесса, в том числе и образовательного, в обязательном порядке решает задачи взаимосвязи администрирования и содержания, функционал системы «1С:ХроноГраф Школа» распределен по различным категориям пользователей, выполняющих свою привычную практическую работу. Обеспечивая процесс структурного и учебного планирования, кадрового и финансового учета, учета движения контингента, организации документооборота и отчетности, пользователи-администраторы, от директора до классных руководителей, формируют базу данных образовательного учреждения, предоставляя ее в распоряжение пользователей-преподавателей, обеспечивающих взаимосвязь административной и содержательной составляющей информационной системы.
Внедрение системы электронных дневников позволяет сэкономить время доведения до родителей информации об успеваемости ребенка и получить быструю обратную реакцию.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Информатизация образования — одно из приоритетных направлений развития образовательных учреждений по всей стране.

Отрасль применения практики (технологии)

Информатизация позволяет достигнуть как экономические эффекты (прежде всего, сокращение времени), так и социальные (наглядность, доступность) во всех сферах хозяйства.

Дата внедрения практики (технологии)

2004-2005 гг.

Отзывы, награды

№ п/п

Наименование мероприятия с указанием уровня проведения мероприятия (региональное, федеральное)

Дата проведения мероприятия

ФИО участника

Результат участия (по требованию конкурсной комиссии может быть запрошен документ, подтверждающий результат участия)

  1.  
Федеральный конкурс проектов учителей, применяющих  новые информационные технологии в учебной работе.
 Федеральный институт развития образования совместно с Российской академией образования, Институтом информационных технологий в образовании ЮНЕСКО и Вычислительным центром им. А.А. Дородницина Российской академии наук
с 1 октября  2010 года по 10 января 2011 года. Кудрявицкая Наиля Шавкатовна, МОУ «СОШ №5» сертификат участника
  1.  

VI Областной дистанционный конкурс по информатике и информационным технологиям «Компьютер и Ко»

08.12.10

Одуденко Андрей Александрович, МОУ «СОШ №24»

Диплом I cтепени в номинации «Урок/классный час с использованием IT-технологий»

  1.  

VI дистанционный конкурс по информатике и информационным технологиям «Компьютер и Ко» (региональный)

Декабрь 2010

Цыс Людмила Викторовна, МОУ «СОШ №46»

Сертификат участника

  1.  

Второй Всероссийский Слёт учителей – Сочи-2011 (9 заезд – учителей информатики)

Июнь 2011

Цыс Людмила Викторовна, МОУ «СОШ №46»

Диплом лауреата за победу в конкурсе по разработке и внедрению инновационных педагогических технологий и новых организационных форм обучения в номинации «Презентация педагогического опыта»

  1.  

VI областной дистанционный конкурс по информатике и информационным технологиям «Компьютер и Ко»

08.12.2010 г.

Максина Ирина Петровна, МОУ «СОШ №47»

Диплом I степени в номинации «Урок/классный час с использованием IT-технологий»

  1.  

Фестиваль научных обществ учащихся «Науки юношей питают…» проходившем на портале «Сеть творческих учителей» (http://it-n.ru)

17.01-01.03.2011 г.

Неверова Юлия Сергеевна, МОУ «СОШ №47»

Диплом участника

  1.  
РЦРО дистанционные курсы подготовки операторов ПЭВМ в ППЭ, региональный уровень

Май 2011г.

Мольков А.А., МОУ «СОШ №76»

Сертификат

  1.  
Конкурс «Презентация к уроку» во Всероссийском Фестивале педагогических идей «Открытый урок»
www.1september.ru
Апрель 2011 Анисина Татьяна Николаевна, МОУ «Гимназия №5» Диплом Победителя
  1.  
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», федеральный Январь, 2011 Панибратец Ольга Васильевна, МОУ «Лицей №1» Диплом
  1.  
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», федеральный Январь, 2011 Шубина Наталья Ивановна, МОУ «Лицей №1» Диплом лауреата
  1.  
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», федеральный Январь, 2011 Мерзлякова Татьяна Юрьевна, МОУ «Лицей №1» Диплом
  1.  
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», федеральный Январь, 2011 Неуймина Галина Николаевна, МОУ «Лицей №1» Диплом
  1.  
Система уроков «Конструирование геометрических узоров с помощью графического редактора», III открытый профессиональный Всероссийский конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе»

Февраль 2011

Анисина Татьяна Николаевна, МОУ «Гимназия №5» Диплом I степени по ПФО
  1.  
 Региональный конкурс  «Компьютерные технологии» 11.01.2011 Артеменко Нина Андреевна МОУ СОШ  № 1 2, 3-е места
  1.  
Региональный конкурс  «Компьютерные технологии» 05.05.2011 Артеменко Нина Андреевна МОУ СОШ  № 1 1 место
  1.  
Областной конкурс сайтов ОУ «Интернет-Оренбург 2010» 2010 г. Головань А.В. МОУ СОШ  №  39 Призер   1 степени
  1.  
Августовский интернет-педсовет Август 2010 Барсукова М.М. МОУ СОШ  №  48 Участие в обсуждениях
  1.  
Всероссийский слет педагогов (г. Сочи) Июнь 2011 Барсукова М.М. Диплом лауреата, выступление, проведение мастер-класса
  1.  
VI областной  дистанционный конкурс по информатике и информационным технологиям «Компьютер и К» 08.12.2010 Шапко Наталия Алексеевна Диплом III cтепени в номинации «Электронный сборник тестов»
  1.  
Размещение   методических разработок на сайте МУДПО(ПК)С «Ресурсный центр менеджмента образования, науки и информационных технологий»  в банк данных опыта работы образовательных учреждений г.Оренбурга «Золотые россыпи педагогической мысли» Май 2011 Сомова Ольга Андреевна
Пузевич МОУ СОШ  №  56
Свидетельство
  1.  

 

 

 

 

 

 

 

Сайт творческих учителей Химозаwww it-n.ru, конкурс рабочих программ по химии

 

 

Сентябрь 2011 Ирина Викторовна
Шапко Наталия Алексеевна
Пришлецова Оксана Владимировна
Аминова РуфияГузаировна

Аминова Руфия Гузаировна
МОУ СОШ  №  56

Свидетельство

 

Свидетельство

Свидетельство

 

Свидетельство

 

Отправлена рабочая программа по химии (8 класс)

  1.  
III российский фестиваль ИКТ-активных педагогических работников PRO-движение Март-май 2011 Абдрахимова Лидия Камилевна МОУ СОШ  №  61 Диплом активного участника
  1.  
Конкурс «Разработка урока» к Дню информатики Декабрь 2010 г. Галимова Г.Ф. МОУ СОШ  №  68 участие
  1.  
Урок-брифинг «Борьба с коррупцией через образование» Ноябрь   2010 г. Стрельцова О.В. МОУ СОШ  №  68 участие
  1.  
Областной Конкурс сайтов 2010-2011 Авторский коллектив МОУ Гимназия №2

 

Авторский коллектив МОУ «Лицей №1»

Призовое место в основной номинации «Лучший сайт образовательного учреждения»

Призовое место в дополнительной номинации «Лучший дизайн сайта»

  1.  
Областной дистанционный конкурс по информатике и информационным технологиям «Компьютер и Ко» 8 декабря 2010 Татьянина Елена Владимировна МОУ Л№ 4 сертификат


                                                           

Документы практики:


                                                           

Контакты:

Администрация города Оренбурга

460000, РФ, г. Оренбург, ул. Советская, 60
Телефон:+7 353-2 98-70-10
Факс: +7 353-2 98-77-66
http://www.admin.orenburg.ru
E-mail: general@admin.orenburg.ru