Омск (Россия) — Новации в системе общего образования по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей — 13


Сущность предложения

Цель: создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру основного и дополнительного образования.
Способность к выдающимся достижениям имеется у каждого ребенка, но проявляется в разной степени. Способных к сверх достижениям – единицы. Одаренность определяется врожденными задатками ребенка, но сможет ли она развиваться, зависит от влияний окружающего мира. Именно окружение оказывает стимулирующее или сдерживающее воздействие. Основной проблемой одаренного ребенка является то, что развитие таланта может быть задержано, а иногда загублено на любом этапе развития. Поэтому психолого-педагогической задачей является выявление одаренности, уметь «учить» одаренного ребенка в условиях массовой школы.
Лицей № 92 реализует образовательную модель обучения детей склонных к одаренности через сочетание учебной и внеучебной деятельности на основе реализации моделей обучения исследованию (модели по Гоулсону, по Хуверу, по Нельсону,по Джойсу, по Фентону и т.д.). Условия по развитию интеллектуальных способностей учащихся, имеющих склонность координируются между собой одним учителем-тьютором, который разрабатывает индивидуальную программу работы с ребенком, с родителями, учителями-предметниками, вузами и другими социальными партнерами в зависимости от его интеллектуальных запросов и возможностей, организует координацию учебной и внеучебной работы, режима дня, режима питания, отдыха, создает условия по социальной адаптации ребенка и пр.

Организационно-технологическое решение вопроса

Федеральная целевая программа «Дети России». Подпрограмма «Одарённые Дети» http://www.odardeti.ru/.
-выявление одаренных детей и детей, склонных к одаренности (в урочной и внеурочной работе учитель, педагог-психолог, руководитель проекта);
-определение вида одаренности и индивидуальных особенностей ребенка (педагог-психолог);
— создание банка данных детей, склонных к одаренности (руководитель проекта);
— определение учителя – тьютора, закрепление (руководитель проекта);
-выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов каждому ребенку(учитель-тьютор);
-отслеживание динамики развития ребенка (учитель-тьютор, педагог-психолог);
-планирование положительных результатов (сверхдостижений) (учитель-тьютор, педагог-психолог, руководитель проекта);
— создание благоприятных условий для реализации личных творческих способностей, интеллектуального, морально – физического развития одаренного ребенка(учитель-тьютор);
— расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в олимпиадах, конференциях, творческих выставках, различных конкурсах (учитель-тьютор);
— ежегодное подведение итогов работы, анализ результатов работы учителей тьюторов (руководитель проекта).

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Бюджетное финансирование: дополнительные 2000 часов в год для лицеев и гимназий до 2013-2014 года, дополнительные ставки педагогов дополнительного образования и педагога-психолога, фонд стимулирования образовательной организации.
Внебюджетное финансирование: финансовая поддержка талантливых детей – выделение стипендий, финансирование участий в выездных интеллектуальных конкурсах, выездных гуманитарных и математических школ предприятиями региона и родительской общественности (до 100 т.р.).

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Деятельность лицея, определено, влияет на изменения в социуме. Так в лицее определены три базовые ценности: качественное образование, творчество как исследование, которые являются основой для социализации личности лицеистов в обществе. Ценность качественного образования, значимость развития интеллектуальных и творческих способностей детей и их реализация в обществе становятся значимыми и для родителей и для жителей города. Эти ценности определяют смысловые ориентации в обществе, так лицей, родители и дети становятся единомышленниками в своей ответственности за получение качественного образования, за развитие учащихся, лицея и общества. Качество академического образования лицей обеспечивает через технологизацию и индивидуализацию обучения. Развитие творческих способностей через создание условий по развитию уникальных и исследовательских способностей. А социализация лицеистов через создание условий для развития коммуникативных, социальных компетентностей, через профессиональное самоопределение учащихся. Популяризация значимости образования и творчества несомненно определяет условия по решению социальных проблем общества.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Реализуется практика в бюджетном общеобразовательном учреждении города Омска «Лицей №92» и ряде других образовательных учреждений города, работающих над проблемой выявления и развития одаренности у детей. Распространение опыта осуществляется регулярно среди других образовательных учреждений города, региона и страны через семинары-практикумы, публикации в СМИ и сети Интернет, через участие в научно-практических конференциях разного уровня, через участие в образовательных выставках и конкурсах. Опыт лицея был представлен во Всероссийском журнале «Управление школой», а также в «Вестнике Всероссийской олимпиады школьников» в 2011 году.

Отрасль применения практики (технологии)

Сфера образования.

Дата внедрения практики (технологии)

2008 год.

Отзывы, награды

Лицей дважды являлся победителем в федеральном и муниципальном конкурсе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы (2007, 2010г.) в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Четырежды педагоги лицея становились победителями конкурса среди лучших учителей, внедряющих инновационные программы в рамках ПНПО. Лицей дипломант Всероссийского форума «Образовательная среда» (г. Москва. Всероссийский выставочный центр, 2011г.), за проект: «Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей в условиях лицейского образования». Лицей являлся неоднократным победителем в грантовом конкурсе «Вклад на развитие», организатор Социально-благотворительный, образовательный Фонд «Третьяковские традиции», 2007-2011г. С 2009 года по настоящее время лицей является участником регионального инновационного комплекса в образовании (ИнКО) «Школа как центр творчества и развития одаренности детей». С 2011 года лицей стал одним из участников пилотного проекта по апробации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в основной школе. В 2011 году лицей отмечен грамотой за достижения в сфере образования от Правительства Омской области. Учащиеся лицея успешно сдают ЕГЭ, среди них есть результаты от 80 до 100 баллов. Ежегодно учащиеся Лицея становятся победителями и призерами в более ста различных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, телекоммуникационных проектах, являются призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по разным предметам:
— 2008 год — учащийся 10 класса Дорошенко Андрей — член сборной России по физике;
— 2009 год — учащийся 11 класса Дорошенко Андрей — серебряный призер Международной олимпиады по физике в Мексике, трижды лауреат премии по поддержке талантливой молодежи, установленной указом Президента РФ;
— 2010-2012 год — 18 учащихся – победители и призеры олимпиады Московского физико-технического университета (МФТИ);
— 2011 год — учащийся 9 класса Шилович Александр — призер Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии, лауреат премии по поддержке талантливой молодежи, установленной указом Президента РФ;
— 2012 год — Шилович Александр, учащийся 10 класса — победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии и химии, призер Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии, кандидат в сборную России по биологии;
— 2013 год – 10 учащихся – победители и призеры олимпиады Московского физико-технического университета (МФТИ), 8-призеров Всесибирской олимпиады по математике, физике, химии, 2 призера олимпиады Санкт-Петербургского государственного горного университета им. Плеханова, Скаковский Юрий, учащийся 8 класса — призер Математической олимпиады им. Эйлера, серебряный призер Международной олимпиады «Математическая заезда», призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике за 9 класс.
Ежегодно по результатам олимпиад выпускники лицея продолжают образование в ведущих вузах страны: МГУ, МФТИ, С-Пб горный университет им Плеханова, МГТУ им. Баумана, С-ПбГУи др.


            

Документы практики:


            

Контакты:

Администрация города Омска

Телефон: +7(3812) 78-78-20 (приемная),
24-49-34 (канцелярия)

web: http://www.admomsk.ru

Администрация города Омска. Департамент социальной политики

Директор департамента – Добрых Сергей Владимирович
Телефон: +7 (3812) 20-12-85
E-mail: dsp-omsk@mail.ru .