Омск (Россия) — Новации в системе дошкольного и общего образования — 8


Сущность предложения

Учреждение создано в организационно-правовой форме учреждения в мае 1999 года, как Городская психологическая служба, в 2001 году учреждение было переименовано в Центр психолого-медико-социального сопровождения, с 2006 года – в Городской психологический оздоровительно-образовательный центр, выполняющий три основные функции: во-первых, в деятельности учреждения сохранены задачи городской психологической службы; во-вторых, центр является образовательным учреждением дополнительного образования детей, в-третьих центр является подразделением муниципальной методической службы города Омска.
Тип Учреждения — бюджетное образовательное дополнительного образования детей.
Вид – психологический оздоровительно-образовательный центр.
Категория образовательного учреждения – высшая.
Свидетельство от государственной аккредитации: серия 55АВ № 000019 от 11.03.2010.
Лицензия: серия А № 0001690 от 20.03.2012 (бессрочная), в соответствии с которой учреждение имеет лицензионное право осуществлять деятельность по реализации программ дополнительного образования детей по социально-педагогической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, естественнонаучной направленностям; а также по реализации дополнительных образовательных программ психокоррекции:
1) для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы;< br />
2) для детей с проблемой готовности к школе;
3) для детей с проблемами общения;
4) и профилактики нарушений в развитии речи;
5) для детей с тяжелыми нарушениями речи;
6) для детей с задержкой психического развития;
7) для детей с умственной отсталостью;
8) для детей с ранним детским аутизмом;
9) для детей с ограниченными возможностями здоровья;
10) диагностики, индивидуальной психокоррекции, дефектологической и логопедической помощи для детей с нарушением интеллекта и (или) церебростеническими явлениями;
программ:
11) превентивной педагогики и психокоррекции для детей с асоциальным и аддиктивным поведением;
12) психолого-педагогической коррекции для детей с проблемами личностного развития;
13) социально-психологической помощи детям с нарушениями социализации и адаптации;
14) психолого-педагогической помощи детям с нарушениями адаптации к новым педагогическим условиям;
15) для детей с признаками одаренности;
16) формирования детско-родительских отношений;
17) адаптации специалистов социально-психолого-педагогической службы и педагогов к условиям образовательных учреждений различных типов и видов, повышения профессиональной компетентности педагогических работников.
Основной целью учреждения является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Предметом деятельности Учреждения является образовательная деятельность по дополнительному образованию детей.
БОУ «Городской психологический оздоровительно — образовательный центр» города Омска осуществляет деятельность по оказанию дополнительного образования детей, спецификой которых является лёгкие и тяжёлые формы психических и соматических заболеваний, общие и конкретные отклонения от нормы в познавательной, личностной, эмоционально-волевой сферах, также обучаются дети, относящиеся к группе нормы. С данными категориями детей занимаются учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и педагоги дополнительного образования детей, имеющие специальное профилирующее образование. Организована работа с законными представителями воспитанников Центра.
Учреждение создаёт условия и организует методическое сопровождение специалистов социально-психолого-педагогической службы города Омска, педагогов образовательных учреждений различного типа и вида, работающих с детьми «особой заботы» с целью повышения их профессиональной компетентности, создания единого профессионального пространства для решения актуальных вопросов в условиях инновационных форм и методов работы с детьми.
Учреждение организует непосредственную работу с населением города: реализует консультативную помощь для родителей через индивидуальные и групповые консультации, работу «Телефона доверия»; оказывает консультативную, диагностическую, коррекционную, коррекционно-развивающую, профилактическую помощь для детей (по запросам родителей, законных представителей детей); выявляет детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проводит их комплексное обследование и выдаёт рекомендации по оказанию детям помощи и организации их обучения и воспитания. Данный вид деятельности реализуется в рамках работы городской психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК). С 2013-2014 учебного года организованы диагностические группы при ПМПК, что позволяет в системе непрерывного наблюдения за ребенком при положительной динамике развития переводить ребенка с одного уровня освоения программы на следующий (для каждого данного ребенка более высокий) уровень.
В рамках дополнительной деятельности учреждения организована работа Центра дополнительного профессионального образования по повышению профессиональной компетентности педагогов, создана социально-юридическая клиника.
С 2010 года Учреждение является участником регионального инновационного комплекса в образовании «Образование детей особой заботы». Также учреждение является участником региональных инновационных комплексов образования «Обучение детей особой заботы» и «Школа – территория здоровья».
С 2013 года на базе центра организованная городская экспериментальная площадка по внедрению технологии работы со «случаем нарушения прав ребенка».

Организационно-технологическое решение вопроса

Педагогическим коллективом учреждения осуществляется деятельность по реализации 12 программ дополнительного образования детей по социально-педагогической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, естественнонаучной направленностям. Также используется 30 дополнительных образовательных программ, направленных на психокоррекцию и развитие эмоционально-волевой, коммуникативной, поведенческой, познавательной сфер личности ребенка. Программы адресованы детям c тяжелыми нарушениями речи, c задержкой психического развития, c нарушением интеллекта, c ранним детским аутизмом.
Кроме того, педагогами используются программы превентивной педагогики и психокоррекции для детей с асоциальным и аддиктивным поведением, с проблемами личностного развития и нарушениями социализации и адаптации. Специалистами учреждения проводится социально-психолого-педагогическая экспертиза особенностей развития личности ребенка и стиля воспитания родителей.
Образовательную деятельность осуществляют 49 педагогов. 100 % педагогов имеют высшее профессиональное (педагогическое) образование, из них 89 % – специальное (коррекционное) образование;
60 % педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории. 2 педагога – кандидаты психологических наук, 1 кандидат юридических наук, 3 педагога проходят обучение в аспирантуре; 4 педагога награждены Почетными грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации.
Учреждение является единственным учреждением в системе образования Омского региона, имеющим опыт работы с детьми с ранним детским аутизмом (далее  РДА). Работа с данной категорией детей началась в октябре 2009 года, на сегодняшний день в учреждении занимается 12 детей с РДА, 6 из них в этом учебном году организованны в малые группы.
Для родителей проводятся педагогические, психологические, юридические консультации (2011 год – 1037 человек, 2012 год – 1045 человек), осуществляется психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей особой заботы, ежемесячно работает лекторий для родителей. С целью повышения психолого-педагогических знаний и просвещения родителей по оказанию психолого-педагогической поддержки детям-инвалидам ежегодно проводятся «Уроки для родителей». Разработаны методические рекомендации «Школа для родителей по раннему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья».
По вопросам воспитания и обучения детей особой заботы, психолого-педагогической и социально-юридической помощи в учреждении работают «Телефон доверия» (2011 год – 238 обращений, 2012 год – 334 обращения) и социально-юридическая клиника, в которой за последние два года более 80 человек получили необходимые консультации.
На протяжении последних шести лет учреждение является координатором программы превентивного образования «Полезные привычки, навыки, выбор», разработанной по заказу Министерства образования Российской Федерации при содействии Международной некоммерческой организации Ргоjесt Норе специалистами Российской Академии образования под руководством
О.Л. Романовой «Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный выбор».
С целью непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогических работников муниципальной системы образования в учреждении создан и успешно работает центр дополнительного профессионального образования, осуществляющий свою деятельность в соответствии с лицензией. Реализуется 10 дополнительных образовательных программ, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников в условиях модернизации образования. В 2011 году обучение по программам прошли 256 педагогов и 45 руководителей образовательных учреждений города Омска, в 2012 году – 327 педагогов.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Обучение детей в учреждении осуществляется за счет бюджетных ассигнований, выделенных из бюджета города Омска на выполнение Муниципального заказа из расчета общего количества обучающихся согласно учебному плану.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Образовательные услуги, предоставляемые Центром, являются всё более востребованными. В особенности это касается семей, имеющих детей особой заботы. Этому свидетельствует тот факт, что уже в середине текущего учебного года родители записывают своих детей в коррекционно-развивающие группы на следующий учебный год.
Результатом работы с детьми является положительная динамика в развитии эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер, улучшение психического и физического здоровья детей в целом.
Для детей особой заботы работа организована по типу групп кратковременного пребывания (лекотека).
Все группы для детей с ограниченными возможностями здоровья функционируют как диагностические группы при Городской психолого-медико-педагогической комиссии. По результатам проводимой работы с детьми, осуществляется постоянный мониторинг развития, что дает возможность переводить ребенка с одного уровня развития на другой, а после повторного обследования комиссии, корректировать рекомендации о формах организации обучения.
С целью реализации комплекса мер, направленных на создание детям с ОВЗ, детям — инвалидам равных с другими гражданами возможностей для получения качественного и доступного образования Центр включен в План действий («дорожная карта») по развитию образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов на территории города Омска.
В соответствии с действующей лицензией к 2012 году почти в 2 раза возросла численность обучающихся и составляет 2507 детей (в 2010 году – 1300 детей). 42 % от общего числа обучающихся составляют дети с ограниченными возможностями здоровья: (95 групп, 1037 обучающихся), в том числе 162 ребенка-инвалида. 192 ребенка с ОВЗ интегрированы в группы для детей дошкольного и школьного возраста и получают инклюзивное образование. Ежегодно количество воспитанников БОУ «ГПООЦ» г.Омска увеличивается. Так на начало 2013-2014 учебного года оно составляет 4 135 детей.
Помимо образовательного процесса осуществляется социально-психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.
В рамках социально-педагогического сопровождения проведено 540 консультаций для воспитанников БОУ «ГПООЦ» г. Омска и их родителей. Изучено 290 семей «группы риска» БОУ «ГПООЦ» г. Омска и из них семьи с детьми с ОВЗ — 88, семьи с педагогически запущенными детьми — 32, составлены социальные паспорта данной категории семей. Составлены индивидуальные социально-педагогические карты воспитанников учреждения, нуждающихся в сопровождении социальным педагогом.
Центр оказывает психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса других образовательных учреждений.
Специалистами отдела ежегодно проводится более тысячи консультаций и оказывается помощь по следующим направлениям:
— логопедическая — 215 обратившихся за 2012 год;
— психологическая – 800 обратившихся за 2012 год;
— дефектологическая –120 обратившихся за 2012 год;
— социальная – 64 обратившихся за 2012 год.
Специалистами за 2012 год проведено 1 725 диагностических процедур (дети до 18 лет, родители иди лица их заменяющие):
— учителями-логопедами – 450 диагностик;
— педагогами-психологами –799 диагностик;
— учителями-дефектологами – 277 диагностик;
— социальными педагогами – 199 диагностик.
Наибольшее количество консультаций проведено психологами – 82% от общего числа всех проведённых специалистами отдела консультаций за учебный год. Данный факт позволяет сделать вывод о потребности населения города Омска и Омской области в рекомендациях, поддержке и помощи специалистов.
Для родителей и законных представителей детей проводятся социально-юридические консультации (2012 год – 1045 человек), осуществляется сопровождение семей, ежемесячно работает лекторий для родителей.
Общее количество обратившихся за помощью в социально-юридическую клинику – 126 человек, из них:
многодетные семьи – 80; семьи с детьми инвалидами – 22;
опекуны – 4.
Причины обращения (проблемы):
— права и обязанности родителей и несовершеннолетних в получении основного общего образования -73;
— гражданские, жилищные, имущественные права детей –17;
— вопросы усыновления, опеки, попечительства – 14;
— помощь в подготовке документации – 22.
По вопросам воспитания и обучения детей, в учреждении работает «Телефон доверия» (за 2012 год – 334 обращения) Количество «доверительных бесед» в зависимости от характера проблем клиента за 1 год: личностные – 101; коммуникативные – 20; обучение и воспитание – 33; семейные – 19; профессиональные – 7; стрессовые и аффективные состояния – 17; зависимость от ПАВ – 8; суицид – 2.
Учреждение также осуществляет методическое сопровождение педагогических работников, работающих с различными категориями детей.
Работа по повышению профессиональной компетентностям проводится в формах научных и практических семинаров, конференций, фестивалей, деловых и обучающих игр, мастер-классов по различным направлением деятельности.
На базе учреждения организована работа 6 городских методических объединений. Ежегодно педагоги представляют опыт коррекционно-развивающей работы и межведомственного взаимодействия по вопросам организации сопровождения детей и их семей.
На заседаниях городских творческих групп педагогами разрабатываются учебно-методические комплексы по различным направлениям.
В течение 2012-2013 учебного года работала «Школа превентолога» для педагогов-координаторов, реализующих программу О. Л. Романовой «Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный выбор», с целью методического сопровождения здоровье сберегающего направления средствами разработки и апробации учебно-методического комплекта программы внеурочной деятельности превентивного обучения «Я и Полезные привычки» для обучающихся младших классов в соответствии требованиям ФГОС. В мае 2013 года 12 образовательных учреждений города приняли участие в ежегодной региональной ярмарке методических материалов «Школа превентолога». Всего 43 превентолога представили стендовые доклады и интеллектуальные продукты на тему: «Опыт реализации программы превентивного образования О.Л. Романовой «Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный выбор» и презентовали инновационный интеллектуальный продукт городской творческой группы педагогов превентологов — Программу внеурочной деятельности «Я и Полезные привычки».
С целью непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов реализуется 10 дополнительных образовательных программ для педагогических работников. С 2011 года обучение по программам прошли 1 583 педагога и 95 руководителей образовательных учреждений города Омска.
В текущем учебном году специалистами методической службы проведено 213 консультации для педагогических работников образовательных учреждении, в том числе:
— социальные педагоги — 69;
— педагоги-психологи ОУ — 22;
— педагоги–психологи ДОУ — 36;
— учителя-логопеды — 52;
— учителя-дефектологи — 24;
— педагоги дополнительного образования, работающие с детьми с ОВЗ — 10.
Методистами и педагогами-психологами центра осуществляется сопровождение профессиональных конкурсов «Открытие», «Учитель года», «Солнечный круг», «Сердце отдаю детям», «Лидер в образовании». В результате работы за 3 года подготовлено 52 педагога к участию в различных профессиональных конкурсах. В конкурсе «Солнечный круг» — 16 педагогов-психологов ДОУ, 4 учителя-логопеда, 3 педагога стали лауреатами конкурса. В конкурсе «Педагог-психолог России-2013» приняли участие 11 педагогов-психологов ДОУ, 1 стал лауреатом конкурса. В муниципальном конкурсе лучших педагогических работников образовательных учреждений города Омска «Призвание» участвовали 12 педагогов, 2 победителя. В городском конкурсе профессионального мастерства руководителей структурных подразделений муниципальной методической службы «К вершинам мастерства» участвовали 6 методистов, 2 стали лауреатами, 1 победитель. К конкурсному отбору педагогических работников города Омска, активно внедряющих инновационные проекты подготовлено 4 педагога, 1 стал победителем.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Оказание на безвозмездной основе следующих услуг,
— своевременное выявление детей с ОВЗ и оказание им комплексной социально-психолого-педагогической и специальной помощи;
— организация образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;
— организация консультативной помощи родителям, имеющим детей с проблемами в развитии, обучении, поведении.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Распространение практики происходит в первую очередь за счёт расширения самого Центра. Если в 2007 году БОУ «ГПООЦ» г. Омска располагалось в одном здании Центрального административном округа, в 2010 году Центр расширился за счет второго здания в Ленинском административном округе, а в 2013 году центр начал свою работу в Советском административном округе, получив в распоряжение третье здание.
Весь богатейший опыт активно распространяется среди специалистов города через городские методические сообщества и объединения учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов и педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ОВЗ.
Распространение опыта происходит и через реализацию программ повышения профессиональной компетенции специалистов и постоянно действующих семинаров.
Реализация представленной практики происходит и за счёт сотрудничества с кафедрами специальной психологии и коррекционной педагогики; привлечения студентов-практикантов и студентов-волонтёров к работе в Центре.
С 2009 года Центр является участником регионального инновационного комплекса в образовании «Образование детей особой заботы». В результате работы в ИнКо было проведена серия семинаров для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, разработаны коррекционно-развивающие программы для детей особой заботы, проведены презентации инновационного опыта работы педагогов Центра в данном направлении.
На базе Центра в 2010 году создано и успешно функционирует Городское методическое объединение «Педагогическое сопровождение детей особой заботы в условиях дополнительного образования». В 2011 году создано Городское методическое сообщество «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях УДОД».
Специалисты учреждения за последние три года приняли участие в различных межведомственных мероприятиях:
— V Областные педагогические чтения, посвященные Году ребенка «Ребенок в воспитательном пространстве», 2011 г;
— областной межведомственный семинар «Организация работы по социальному сопровождению молодежи и несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений», 2011 год;
— региональная межведомственная научно-практическая конференция «Самосовершенствование личности подростка в условиях социальной изоляции», 2011 год;
— межведомственный научно-практический семинар «Возможности использования ювенальных технологий в профилактической работе с несовершеннолетними», 2011 год;
— региональная межведомственная научно-практическая конференция «Самосовершенствование личности подростка в условиях социальной изоляции», 2011 год;
— региональная научно-практическая конференция «Обучение детей особой заботы», 2011, 2012 годы; Всероссийская акция «Неделя добра», 2011, 2012 годы;
— региональный этап Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России», 2011, 2012 годы;
— региональный конкурс для отдельных категорий педагогических работников «Воспитать человека», 2 место, 2012 год;
— Межрегиональный форум «Протяни руку помощи», 2012 год;
— региональный конкурс «Радуга телекоммуникационных проектов», 1 место, 2012 год.
Ежегодно при поддержке Омской региональной общественной организации «Ресурсный центр социально-психолого-педагогической поддержки» для обучающихся проводятся утренники, конкурсы творческих работ, концерты, развлекательные тематические мероприятия, в которых могут принять участие все жители города Омска. В декабре ежегодно проводится декада «Заботы и поддержки детей-инвалидов», выставки творческих работ детей-инвалидов, концертные и развлекательно-игровые программы.
С 2009 года учреждением при поддержке департамента образования Администрации города Омска ежегодно проводится городской конкурс творческих работ детей с ограниченными возможностями здоровья «Мой мир». На протяжении последних двух лет дети старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, обучающиеся в учреждении, принимают участие в городском интеллектуальном конкурсе «Солнечный круг». Творческие работы обучающихся учреждения представляются на выставках.

Отрасль применения практики (технологии)

Образование.

Дата внедрения практики (технологии)

С мая 1999 года в системе образования города Омска создали центр, решающий проблемы развития мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Свою историю Центр начал со статуса Городской психологической службы, затем Центр был переименован в «Городской центр социально-медико-психологической помощи» (2001 г), в июле 2006 года переименован в МОУ «Городской психологический оздоровительно-образовательный центр». С изменением статуса учреждения и расширением функции, возложенных в соответствии с Уставом на учреждение, стало возможно соединение 2-х моделей: дополнительного и коррекционного (специального) образования и организации комплексного методического социально-психолого-педагогического сопровождения.
В 2013 году Центр получил третье здание, где будут открыты диагностические группы при ПМПК, что позволяет в системе непрерывного наблюдения за ребенком при положительной динамике развития мобильно переводить его с одного уровня осваиваемой программы на другой (для каждого конкретного ребенка более высокий уровень).

Отзывы, награды

Практика отмечена дипломом VI Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2013 год.


       

Документы практики:


       

Контакты:

Администрация города Омска

Телефон: +7(3812) 78-78-20 (приемная),
24-49-34 (канцелярия)

web: http://www.admomsk.ru