Омск (Россия) — Интернет-обучение школьников в условиях социального образовательного партнерства школы и педагогического вуза — 18


Сущность предложения

За последние время произошли коренные изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
– использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
– использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
– рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
– использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
– использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
– организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
– использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
По-настоящему использовать ИКТ можно только в том случае, когда учащиеся активно применяют их как непосредственно в образовательном процессе, так и при подготовке учебных заданий. За последние годы возросли возможности образовательных учреждений в информатизации школьной среды. Однако информационную среду школы характеризуют не столько установленные компьютеры и наличие другой техники, сколько эффективное применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
В связи с новыми потребностями современной жизни обучающимся приходится по тем или иным причинам прерывать образовательный процесс: по болезни, дети, находящиеся на домашнем обучении (дети-инвалиды), закрытие образовательного учреждения на карантин, выезд родителей за рубеж на отдых с детьми во время образовательного процесса, спортивные тренировочные сборы и соревнования в других городах. Для успешного усвоения образовательной программы мы разработали программу. Большой интерес к современным компьютерным системам как средству обучения действительно является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий или просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера. Уже в начальной школе известно, насколько престижно образование, базирующееся на информационных технологиях.
Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:
– создания образовательного пространства;
– формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
– развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
Цель: «Повышение уровня ИКТ-компетентности субъектов образовательного процесса в условиях расширения информационно-коммуникационной среды адаптивной общеобразовательной школы, обеспечивающей повышение качества образовательных услуг».
Задачи:
1. Теоретическое обоснование смешанного (очного и Интернет-технологий) обучения школьников: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. При разработке модели планируется уделить особое внимание обучению одарённых детей, детей-инвалидов, учащихся спортивных классов.
2. Разработка методических материалов для модульной подготовки и методической поддержки педагогов, участвующих в Интернет-обучении школьников.
3. Формирование команды тьюторов и их модульная подготовка для проведения экспериментального обучения учащихся с использованием Интернет (Модуль 1. Проектирование и разработка электронного УМК на образовательном портале «Школа» (20 часов повышения квалификации). Автоматизация контроля знаний обучающихся.
4. Совершенствование профессионального мастерства учителя посредством ИКТ-компетенции, выстраивание собственной траектории самообразования.
5. Разработка образовательного интерактивного, мультимедийного контента на портале «Школа» (http://school.omgpu.ru) для внедрения Интернет-технологий при обучении русскому языку, литературе, математике, информатике, физике, биологии, английскому языку, начальных классах, химии. Подготовка навигатора (руководство по изучению) по дистанционному курсу на портале «Школа» для учеников.
6. Увеличение доли самостоятельной работы обучающихся с использованием интернет технологиями. Развитие и самореализация творческого потенциала обучающихся.
7. Проведение серии обучающих семинаров для родителей с целью повышения уровня ИКТ-компетентности и подготовки к оказанию помощи детям, которые будут участвовать в экспериментальном Интернет-обучении. Повышение активности родителей в достижении образовательных результатов, в том числе наполнение содержания портфолио обучающегося.
8. Организация сотрудничества школы и педвуза для создания дистанционной поддержки индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников.
9. Апробация разработанных смешанных (очных и применение Интернет-технологий) курсов, отдельных модулей на базе БОУ г.Омска «СОШ №110» .
Основные положения программы:
– участие в разработке и реализации проекта является средством развития личности;
– ориентация на зону ближайшего развития каждого ученика;
– ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора обучающимися сфер реализации своих потребностей и возможностей.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

Этапы реализации.
1. Ин¬формационно-аналитический и мотивационно-целевой этап (2013-2014 учебный год).
1.1 Получение и анализ промежуточной и итоговой информации о результатах образовательного процесса (по классам, параллелям): проведение контрольных срезов, тестов, диктантов, лабораторных и практических работ.
1.2 Анализ и определение уровня ИКТ-компетентности учителей-предметников участников программы:
– мониторинг учебного процесса по формированию базовой ИКТ-компетентности педагогов:
а. решение заданий ЕГЭ по своему предмету;
б. владение педагогическими технологиями: проведение мастер-класса, творческого отчета, открытые уроки;
в. информационная грамотность: проведение уроков с использованием ИТ и интерактивной доски;
г. участие, разработка, проведение сетевых проектов.
1.3. Повышение уровня ИКТ-компетентности учителей-предметников участников программы:
– подготовка тьюторов «Проектирование и разработка электронного УМК на образовательном портале «Школа»;
– проведение внутришкольных семинаров:
а. Дистанционное обучение. Цель, статус, задачи, проблемы.
б. Инновационные образовательные технологии, методы и приемы.
в. ИКТ-компетентность педагога.
г. Социализация ученика в деятельности ДО.
1.4 Создание и совершенствование материальной базы ИКТ — в каждый школьный кабинет по 1 рабочему месту учителя (компьютер, проектор, принтер, экран или интерактивная доска). Организация возможности доступа к ресурсам сети Интернет педагогов и учащихся школы (увеличение скорости, расширение локальной сети).
1.5 Информатизация деятельности администрации школы:
– создание модели управления школой в режиме ДО;
– соединение всех компьютеров в единую локальную административную сеть;
– регулярность и конкретность поощрений по итогам изучения состояния образовательного процесса.
2. Планово-прогностический и организационно-исполнительский этап (2014-2015 учебный год)
2.1 Повышения ИКТ-компетентности учащихся:
– введение преподавания информатики на ранних ступенях обучения (с начальной школы),
– обучение информатике в основной школе направленное на изучение информатики как законченного курса.
– на старшей ступени приоритетная цель изучения информатики — подготовка к последующей профессиональной деятельности, продолжению образования в ВУЗе.
2.2. Использовать информационные технологии при подготовке к проведению ЕГЭ.
– Оказание методической и технической помощи учащимся в подготовке и оформлении рефератов и других работ по различным предметам.
– Проведение уроков в медиалектории с использованием ИКТ по различным предметам.
– Индивидуальная работа педагогов школы в сети Интернет в течение учебного года.
3. Контрольно-диагностический и коррекционно-регулятивный этап (2015 — 2016 учебный год)
3.1 Совершенствование системы внутришкольного контроля в рамках программы (учет результатов диагностирования, динамики развития педагогических процессов) предполагает:
– проведения плановых тестирований, контрольных и проверочных работ с последующей автоматической, ручной проверкой или самопроверкой с целью проверки компетентности обучающихся;
– предоставлением документации по результатам проверки в форме, согласованной с другими модулями системы внутришкольного контроля.
3.2 Сочетание административного, общественного контроля с самоконтролем учителя.
3.3 Целенаправленность и оперативность в постановке педаго-гического диагноза, выработке коррекционных мер, степень их адекватности полученным результатам.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

1.Федеральный бюджет:
2011год 1290000,00 руб
2012 год 1003031,00 руб
2013 год 888295,00 руб.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

– повышение уровня качества знаний;
– положительная динамика поступления в ВУЗы и ССУЗы выпускников школы;
– увеличение количества положительных отзывов;
– увеличение количества обучающихся детей;
– увеличение количества проводимых мастер-классов, семинаров, конференций для социальных партнеров;
– комфортная среда образовательного учреждения;
– количество используемых современных образовательных технологий в школе, в том числе информационно-коммуникационных;
– количество педагогов использующих современные образовательные технологии в школе, в том числе информационно-коммуникационные, в профессиональной деятельности;
– количество педагогов прошедших курсы повышения квалификаций по современным образовательным технологиям;
– количество учителей, участвующих в экспериментальной работе;
– количество педагогов, использующих в своей работе современную технику;
– оснащенность учебного процесса и управленческого аппарата электронными программами и пособиями;
– наличие банка данных по: методическим наработкам, творческим работам учащихся, родительским собраниям, статистическим данным по учебно-воспитательному процессу;
– формирование положительной мотивации школьников;
– развитие индивидуальных особенностей учащихся.

 

Отрасль применения практики (технологии)

Сфера образования.

 

Дата внедрения практики (технологии)

2010 год.

 

Отзывы, награды

Сертификат.

 


                

Документы практики:


                

Контакты:

Администрация города Омска

 

Телефон: +7(3812) 78-78-20 (приемная),
24-49-34 (канцелярия)
web: http://www.admomsk.ru