Новосибирск (Россия) — Совершенствование управления долгом города Новосибирска — 59


Сущность предложения

Проведение долговой политики по увеличению сроков заимствований, снижению стоимости заимствований с учетом ситуации на финансовом рынке и реструктуризации долговых обязательств.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

При возникновении потребности в заемных источниках финансирования мэрия города Новосибирска проводит всестороннюю оценку различных инструментов (кредиты, в т.ч. синдицированные, облигации), на основе которой принимается решение о привлечении конкретного вида заемных ресурсов.
Для определения наиболее оптимальных условий и оценки возможностей привлечения заимствований мэрией постоянно проводится мониторинг состояния рынка кредитования субъектов РФ и муниципальных образований и рынка субфедеральных и муниципальных облигаций на основе данных единого сайта закупок, сайтов информационно-аналитических агентств и коммерческих предложений кредитно-финансовых организаций.
Постоянное проведение указанного мониторинга позволяет мэрии города Новосибирска своевременно реагировать на изменения, происходящие на финансовых рынках, привлекать ресурсы по нижней границе ставок. В муниципальных контрактах, заключаемых с коммерческими банками на предоставление кредитных ресурсов, предусматривается возможность снижения процентных ставок. При этом по мере улучшения ситуации на рынках капитала в 2010 году мэрия города проводила замену невозобновляемых кредитных линий на возобновляемые, а также активно велись переговоры со всеми банками-кредиторами по снижению стоимости обслуживания кредитных ресурсов.
В результате проведенной работы в 2011 году средневзвешенная ставка была снижена с 7,46% годовых до 7,14%, что ниже ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.
Одним из важных направлений в управлении муниципальным долгом с 2010 года является проведение реструктуризации долга с заменой «коротких» обязательств на более «длинные». Реструктуризация осуществлялась поэтапно: до 2011 производилось погашение годовых кредитов с постепенной заменой на двух- и трехлетние, а в 2011 году аукционы по привлечению кредитных ресурсов проводились только сроком на 5 лет (среднесрочные). Анализ аукционов по кредитам, проводимых субъектами РФ и муниципальными образованиями в 2008-2011гг., и результатов размещения субфедеральных и муниципальных облигаций показывает, что в России ни один территориальный орган власти не привлек ресурсы за указанный период на условиях, аналогичных с кредитами Новосибирска 2011 года.
Благодаря реструктуризации муниципального долга городу удалось в течение 2010-2011 гг. добиться увеличения сроков привлечения кредитных ресурсов. На начало 2011 года средневзвешенный срок кредитования мэрии в коммерческих банках составлял 997 дней (2,7 лет), тогда как на конец 2011 г. – 1281 дней (3,5 лет). Повышение срочности обслуживаемого долга позволяет снижать риск его рефинансирования.
В I полугодии 2012 года управление муниципальным долгом города Новосибирска проводилось путем выборки неиспользованных кредитных линий, что привело к повышению средневзвешенной ставки по кредитам мэрии до 7,32% годовых (на 01.07.2012). Но при этом средневзвешенный срок по кредитам вырос с 3,5 до 3,8 лет.
В 2012 году продолжена долговая политика по реструктуризации долга, начата замена кредитных обязательств на муниципальные облигации. Учитывая более привлекательные условия заимствований на рынке ценных бумаг, была проведена работа по организации размещения выпуска облигационного займа. Новый выпуск муниципальных облигаций отличается особой структурой, предусматривающей отсутствие купонных платежей до конца 2012 года, и изменением фиксированной ставки сначала с небольшим возрастанием и после – со снижением. Перенос выплат позволит снизить расходы на обслуживание муниципального долга Новосибирска в 2012 году, а структура изменения ставки купона будет способствовать сокращению долговой нагрузки в 2016-2017 гг. Предусмотренный выпуском график погашения составлен с учетом предстоящих объемов выплат по долговым обязательствам, что выравнивает временную структуру погашения долга. Кроме того, выпуск облигаций позволил снизить зависимость от трех кредиторов и расширить количество инвесторов.
Проводимая долговая политика способствовала снижению расходов на обслуживание долга несмотря на его рост (диаграмма 1). За 2010 год расходы на обслуживание составили 459,9 млн.руб., тогда как в 2011 году — 427,6 млн.руб., т.е. на 7 % меньше. При этом муниципальный долг вырос за 2011 год на 47,3%. В 2012 году ожидаемые расходы на обслуживание долга составят около 480 млн. руб., а темп их роста будет соответствовать темпу роста долга.
Для поддержания прозрачности управления муниципальным долгом мэрия города Новосибирска публикует на официальном сайте информацию о муниципальных заимствованиях и кредитном рейтинге города.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Реализация практики по управлению долгом не требует дополнительных финансовых ресурсов.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Нет.

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Снижение расходов на обслуживание муниципального долга, сокращение средневзвешенной ставки по кредитам, увеличение сроков кредитования (таблица 1), сокращение риска рефинансирования долга. Экономия бюджетных средств в результате проводимой политики по снижению процентных ставок и реструктуризации долга составила в 2011 году порядка 268,5 млн. рублей, в 2012 году ожидается, что она достигнет 146 млн.рублей.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Практика города Новосибирска по управлению долгом может быть использована любым субъектом РФ или муниципальным образованием, которые привлекают заимствования на рынках капитала.
Реализация практики осуществляется постоянно департаментом финансов и налоговой политики мэрии

 

Отрасль применения практики (технологии)

Финансовая сфера, применение практики имеет узкую направленность и связано с муниципальными заимствованиями.

 

Отзывы, награды

Городу Новосибирску ежегодно присваиваются кредитные рейтинги международным рейтинговым агентством “Standard&Poor’s”, которое дает независимую оценку уровня кредитоспособности города, каче-ства управления долгом и другим показателям.
В марте 2011 года Standard&Poor’s повысило долгосрочный кредитный рейтинг города с «BВ-» до «BВ», а рейтинг по национальной шкале с «ruAА-» до «ruAА», прогноз рейтинга – «Стабильный». В ноябре последовало повышение прогноза изменения рейтингов со «Стабильного» на «Позитивный». 30 апреля 2012 года кредитные рейтинги города Новосибирска и прогноз их изменения были сохранены на прежнем уровне.
Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.

 


                                                          

Документы практики:


                                                          

Контакты:

Мэрия города Новосибирска. Управление муниципального долга

Начальник – Костенко Наталья Викторовна
Телефон +7 (383) 222-45-30,
e-mail: kostenko@ufm.admnsk.ru

Мэрия города Новосибирска

630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34
Телефон: +7 383 227-40-00
Факс: +7 383 227-40-10
http://www.novo-sibirsk.ru
E-mail: EBorodina@admnsk.ru