Новосибирск (Россия) — Ранняя подготовка инновационных кадров для экономики города — 37


Сущность предложения

Ранняя подготовка инновационных кадров для экономики города:
— программа для школьников 2–8 классов;
— постоянно действующий студенческий семинар по вопросам стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска, принятого решением городского Совета Новосибирска от 28.03.2005 № 575.
1. Программа МАУ ГЦПТ по ранней подготовке инновационных кадров является первым шагом на пути подготовки инновационно ориентированных молодых людей, в недалеком будущем способных занять руководящие посты в экономике города, промышленности, бизнесе и иных сферах деятельности. Постоянно действующий студенческий семинар по вопросам стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска продолжает работу по формированию надпрофессиональных компетенций молодежи, готовя к продуктивной деятельности в ситуации инновационной экономики. И программа, и семинар для студентов основаны на технологии развития категориального мышления НООГЕН.
2. Школьники и студенты не просто разрабатывают идеальные модели и теории, но и привязывают их к городской проблематике, что создает возможность для использования результатов проектирования на практике. Таким образом, молодежь является не «приемником» знаний, а создает новое знание сама, демонстрируя ценность своих идей перед взрослым сообществом.
3. Действуя в рамках городской системы и ее подсистем, участники программы и семинара реализуют модель «исследование – разработка – производство» на гуманитарном материале, при этом двигаясь не в привычных для традиционного образования стандартах «от простого к сложному», а находя оригинальные решения непростых проблем развития современного мегаполиса.
4. Практика основана на принципиально новой управленческой модели. В системе «заказчик – исполнитель», «Исполнитель» — муниципальное автономное учреждение «Городской центр проектного творчества» — не входит в систему образования, поэтому не ограничен рамками отраслевых стандартов. «Заказчиком» на подготовку инновационных кадров является департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии, заинтересованный в развитии кадрового потенциала города.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

Работа осуществляется в соответствии с положениями:
— Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска (Комплексная целевая программа «Развитие трудовых ресурсов города Новосибирска на период с 2005 до 2020 года»), принятого решением городского Совета Новосибирска от 28.03.2005 № 575;
— ведомственной целевой программы «Развитие трудовых ресурсов города Новосибирска на 2010-2012 гг», утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 27.11.2009 № 470. Решать задачи формирования у молодежи компетенций, востребованных современным рынком труда, призвано муниципальное автономное учреждение города Новосибирска «Городской центр проектного творчества» (далее – МАУ ГЦПТ), созданное в октябре 2008 года.
Схема работы МАУ ГЦПТ:
1. Отбор молодежи, способной к творческой деятельности;
2. Конкретное проектирование по различным проблемам городского сообщества;
3. В ходе проектирования – формирование у молодежи проектных и организаторских способностей;
4. Выход на практическую реализацию отдельных проектов.
Необходимые процедуры и условия для реализации задачи:
ШКОЛЬНИКИ:
Набор участников (учащиеся школ, руководители школы и учителя), подготовка договоров и заключение договоров с родителями.
Формирование команд (менеджеры, методисты, психологи, координаторы рабочих групп), заключение договоров с сотрудниками.
Создание и выбор условий для проведения мероприятий программы.
Формирование графика проведения занятий, его согласование со всеми участниками.
Организация проведения сессий.
Обеспечение обратной связи с родителями детей, учителями и руководителями школ.
Программа состоит из 3-х модулей, в каждом из которых 3 сессии по 3 дня.
Содержание модулей зависит от особенностей состава детей, их возраста, специфики школы, из которой сделан набор (если таковая имеется), от динамики развития группы.
Формы работы используются по необходимости в зависимости от эффективности их использования на предыдущих шагах программы. По мере набора групп детей происходит формирование команд координаторов, обеспечивающих прохождение программы детьми.
СТУДЕНТЫ:
Набор участников (студенты, ректоры, деканы, зав. кафедрами, преподаватели);
Формирование команд (менеджеры, методисты, психологи, координаторы рабочих групп);
Проведение студенческого семинара:
Работа в группах над решением задач городского развития;
Презентация групповых наработок перед студентами и экспертным сообществом;
Экспертное заключение относительно проектных идей студентов;
Обсуждение перспективных идей и способов из реализации.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Бюджет города Новосибирска:
2010 год – 8671,0 тыс. руб.
2011 год – 6576,2 тыс. руб.
2012 год – 15475,8 тыс. руб.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Количественные показатели Ежегодно к работе привлекаются около 750 школьников (2-8 класс) и свыше 250 студентов.

Динамика процессов:


Показатель

2009

2010

2011

2012

Количество участников
школьников

660

673

700

750

Количество участников конференции

83

100

106

230

Количество участников студенческих групп

200

260

269

300

Качественные показатели:
В ходе проектной деятельности происходит:
А) раскрытие творческого потенциала молодого человека;
Б) формирование новых компетенций, востребованных экономикой сегодняшнего дня;
В) формирование новых ценностных установок.
Динамика изменения готовности к инновационной деятельности
А)

 

До участия в программе

После участия в программе

Исполнители

53 %

26%

Технологи

15 %

22 %

Исследователи

23%

27%

Инноваторы

9%

25 %

Б) формирование личностных мета-компетенций:
— понимание и выявление проблем;
— умение работать в условиях неопределенности;
— способность находить нестандартные решения;
— нацеленность на результат;
— умение работать в команде;
— готовность к постоянному обучению. В) ценностные установки:
школьники:

  До участия в программе После участия в программе

Получение высшего образования

Планируют  получить высшее образование в Новосибирске 52 % 73,5 %
Не определились с выбором 45 % 20 %
Планируют  получить высшее образование НЕ в Новосибирске 7 % 6,5 %

Планируют после получения высшего образования остаться и работать в Новосибирске

Планируют работать в Новосибирске 28 % 60 %
Не определились 43,5 % 33 %
Не планируют 28,5 % 7 %
Желание реализовать свои идеи по совершенствованию Новосибирска
желают 26,2 % 86,3 %

Студенты:

  До участия в программе После участия в программе
Собираются работать по специальности 28 % 42 %
Готовы остаться в Новосибирске 29 % 62 %

 

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

На сегодняшний день экономический (финансовый) результат может быть лишь прогнозируемым: Проявляться он будет по следующим основаниям.
В ходе реализации программы происходит:
1. Развитие человеческого потенциала. За счет этого повышение конкурентоспособности и мобильности молодежи на рынке труда (повышение уровня доходов молодежи).
2. Увеличение доли молодых специалистов, трудоустраивающихся в соответствии с полученным образованием (снижение издержек государства на подготовку невостребованных специалистов).
3. Ориентация большинства участников программы на трудовую самореализацию в городе Новосибирске.
4. Повышение заинтересованности и активности молодежи в реализации социальных проектов на территории города.
Это означает привлечение на территорию города высококвалифицированных специалистов, увеличение инновационного потенциала города.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

За три года в программе участвовали школьники из 70 школ (33 % от общего количества городских школ) города, МАУ ГЦПТ сотрудничает с 21 ВУЗом, 3 колледжами, с активистами и молодежью 11 территориальных органов самоуправления (ТОС).
В перспективе в программе будут представлены все школы города, на основе формирующейся практики будет расширяться круг участников программы среди ВУЗов и ТОСов.
Россия, г. Новосибирск, выездные сессии со школьниками проводились в г. Кемерово, г. Искитиме, г. Абакане, г. Красноярске, г. Томске, г. Санкт-Петербурге по заказам администраций школ

 

Отрасль применения практики (технологии)

Применение технологии возможно при формировании методологической базы в таких сферах, как:
— дополнительное образование детей;
— дополнительное образование взрослых.

 

Дата внедрения практики (технологии)

2008 год.

 

Отзывы, награды

Технология «НООГЕН»: 2004г. малая золотая медаль Международной Сибирской ярмарки за модель самопознания и саморазвития учащихся в системе интеграционной деятельности;
2006 медаль Международной Сибирской Ярмарки за большой вклад в раскрытие инновационного потенциала и пропаганду образовательных выставок, за активное участие в организации и проведении международной выставки УЧСИБ;
2009 г. Золотая медаль Международного конкурса «Лучшие товары и услуги Сибири ГЕММА-2009»;
Андреева Н.А. удостоена награды «Золотой руководитель года 2009г., 2010 г., 2011г.»;
Благодарность Андреевой Н.А., руководителю Новосибирского Городского центра проектного творчества за содействие в проведении II Кинофестиваля «ДОСЬЕ НА РЕКЛАМУ» образовательного интернет-проекта «Здоровье детей в руках взрослых;
Роботофест апрель 2012: Сертификат подтверждающий, что ресурсный центр «Новосибирский городской центр проектного творчества» получил специальный приз жюри в Конкурсе лучших проектов развития ресурсных центров.
Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.

 


                                    

Документы практики:


                                    

Контакты:

Город Новосибирск. МАУ«Городской центр проектного творчества»

г. Новосибирск, ул.1905 года, д. 12
Телефон: +7 (383) 220-43-55
http://www.gcpt.ru
E-mail: gcpt@inbox.ru