Магадан (Россия) — Организация краеведческого и экскурсионного и лекционного обслуживания детей, подростков и молодежи в муниципальном мемориальном музее-квартире певца Вадима Козина в г. Магадане — 11


Сущность предложения

Сущность практики заключается в создании Программы комплексного краеведческого экскурсионного и лекционного обслуживания «Город нашей судьбы – Магадан!» (далее – Программа), ориентированную в первую очередь на образовательные и эстетические потребности учащихся учреждений дополнительного образования, подчиняющихся Управлению культуры мэрии города Магадана (далее – Целевая группа). Это не исключает возможность пользования услугами Программы для учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений профобразования и ВУЗов города. В основу Программы легли:
— обзоры краеведческой литературы, подготовленные специалистами ЦБС имени Олега Куваева;
— музейные лекции о жизни и творчестве певца Вадима Козина;
— выставка Народный музей, созданная по материалам, предоставленным горожанами (в 2007-2009гг.) в рамках одноименного проекта, реализованного на средства Президентского гранта;
— экскурсии по Галерее Боевой Славы, созданной Советом ветеранов в 1985 году и действующая, до настоящего времени в муниципальном центре культуры;
— выездная экскурсия по мемориалу Маска Скорби.
Кроме того, было принято решение об участии команды специалистов в ряде конкурсов, с целью поиска новых оригинальных идей краеведческого просвещения и средств на их воплощение, включение в Программу. Так были созданы:
— напольная (24 кв. м) игра – путешествие «70 шагов по истории Магадана» (проект инициативной группы специалистов при музее, на средства программы «Полюс Золото – CAF»);
— школа юных кинематографистов и видеолетопись «Парад победителей» (проект специалистов библиотеки имени О. Куваева, на средства программы «Полюс Золото – CAF»);
— передвижная выставка плакатов «Колымские рубежи Великой Отечественной» (проект инициативной группы специалистов при музее, на средства конкурса губернатора Магаданской области);
— автобусная экскурсия по историческому центру города и окрестностям;
— пешеходная экскурсия на сопку Крутая, к подножию мемориала «Маска скорби».
— пешеходная музыкальная экскурсия по историческому центру города «Тротуары – людская волна», озаглавленная строчкой из песни В.Козина.
Вышеназванные мероприятия составили основу Программы, которая предлагается ежегодно к использованию в учебном и воспитательном процессе в системе дополнительного образования Управления культуры мэрии города Магадана.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

Координатором Программы является Управление культуры мэрии г. Магадана (организационный центр Программы, материальные ресурсы, утверждение планов, финансирование отдельных мероприятий). Исполнители Программы — МБУК г. Магадана «Музей Козина» (стратегический центр Программы), МБУК «Центральная городская библиотека им. Олега Куваева» (информационный центр Программы), МАУК г. Магадана «Центр культуры» (креативный центр Программы). Учреждения, в которых обучается Целевая группа Программы: МБОУДОД г. Магадана «Детская художественная школа», «Детская музыкальная школа», «Детская школа искусств имени В.А. Барляева»; МБУК г. Магадана «Молодежный культурный центр» (театральная студия для детей и подростков). Всего: 1718 человек. Взаимодействие учреждений, предоставляющих и потребляющих услуги Программы, строится на добровольном и безвозмездном партнерстве для обеспечения образовательных, эстетических и досуговых потребностей Целевой группы, а также с целью создания новых по форме и содержанию видов экскурсионного, лекционного продукта.
Перед началом учебного года проводится координационная встреча участников Программы и формируется Пакет услуг Программы (список тематических экскурсий и лекций, историко-литературных обзоров, других просветительных мероприятий), каждое из этих мероприятий адаптировано для младшего, среднего и старшего школьного возраста, базовые мероприятия дополняются специальными музейными, библиотечными, клубными «событиями» . Преподаватели школ вместе с учащимися выбирают необходимые (в том числе, с учетом задач учебного процесса) экскурсии и мероприятия Программы, затем сформированный пакет услуг Программы утверждается директором соответствующей школы. Гибкость формирования Пакета услуг Программы для Целевой группы можно продемонстрировать на примерах. Учащиеся Детской художественной школы перед работой над тематической композицией по теме «Великая Отечественная война» обязательно знакомятся с памятником «Узел Памяти» в городском сквере Победы, а затем, по своему выбору, могут просмотреть материалы видеолетописи «Парад победителей» (о магаданских ветеранах ВОв) или посетить муниципальную Галерею Боевой Славы. В музее Вадима Козина, помимо основной лекции о жизни и творчестве певца, эти учащиеся могут сделать карандашные зарисовки интерьера музыкального салона или принять участие в экспериментальном уроке «Рисуем музыку акварелью». Для их сверстников из музыкальной школы лекция будет дополнена мастер-классом или концертом магаданских мастеров искусств, преподавателей музыки, юных исполнителей романса. Далее составляются графики предоставления услуг Программы, которые согласовываются с учебными планами и расписанием занятий в учреждениях дополнительного образования детей и включаются в планы работы учреждений, предоставляющих услуги Программы. Педагог или непосредственно экскурсовод, библиотекарь-лектор проводит предварительный опрос или тестирование ученической аудитории с целью выявления лакун в знаниях темы. С учетом результатов корректируется базовое содержание лекции, экскурсии или других мероприятий Программы. После получения услуг Программы в ходе последующих учебных занятий преподаватель отслеживает усвоение материала учащимися, вместе с учащимися оценивает эффективность программных мероприятий.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Для создания новых продуктов Программы активно используются средства муниципальной Программы «Развитие культуры в муниципальном образовании «Город Магадан на 2010 – 2014 годы». В частности, учреждения-участники Программы активно и успешно участвуют в конкурсах на соискание грантов Президента РФ на реализацию значимых проектов в сфере культуры и искусства, в региональном конкурсе социальных проектов, финансируемом Благотворительной программой «Полюс Золото – CAF». За период действия номинируемой Программы из внебюджетных источников было привлечено около 1 100 000 рублей, в частности, на создание игры-экскурсии «70 шагов по истории Магадана» и реализацию проекта краеведческого просвещения «Чудная планета – Колыма», на создание видеолетописи «Парад победителей» и выставки плаката «Колымские рубежи Великой Отечественной войны», на реализацию проектов творческого развития «Радужные каникулы» и «Школа юного скульптора». Для обеспечения финансирования отдельных мероприятий Программы, имеющих конкурсный или поощрительный характер, участники Программы проводят фандрайзинговые (фандрейзинговые) акции. Например, Молодежная среда «победители и лауреаты детского творческого конкурса «Мой дом, мой двор, мой город Магадан!» премируются исключительно за счет привлечения средств, товаров и услуг, предоставляемых местным бизнес-сообществом.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Повышение уровня краеведческих знаний у Целевой группы – главное достижение Программы. Кроме того, дети и подростки оказались включенными в общую культурную жизнь города, привлекли к ней своих родителей, одноклассников, это почти 10% населения городского округа. Преподаватели отмечают осознанный выбор краеведческих тем в конкурсных работах юных художников, музыкантов. Ярким примером этого стало проведение фестиваля «Год русского романса в Магадане», посвященного 110-летию со дня рождения В.А. Козина. Песни и романсы из репертуара певца, его собственные произведения «Колымского цикла» активно включались в репертуар исполнителей Детской филармонии (участники из всех вышеперечисленных школ-потребителей услуг Программы), в программу заключительного гала-концерта с участием детей и взрослых. Кроме того, с успехом прошли мастер-классы и уроки на тему «Рисуем музыку романса».

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Экономический эффект от реализации Программы можно подсчитать не в целом, а по определенным, точечным показателям. Например, в п. 4 данной формы указана сумма внебюджетных средств в размере 1100000 руб., которая была привлечена на реализацию различных проектов. Созданные в рамках этих проектов услуги и продукты, приобретенное оборудование и расходные материалы влились в творческий арсенал и материальную базу бюджетных учреждений культуры и дополнительного образования. Ими могут пользоваться все участники Программы. Другим примером может послужить расчет стоимости Пакета услуг Программы. В среднем за учебный год учреждение дополнительного образования запрашивает и получает 13 услуг Программы. Коммерческая стоимость этих услуг — от 500 до 1000 рублей. Таким образом, каждое учреждение дополнительного образования экономит от 6500 до 13000 рублей из фонда родительской платы за обучение и может перенаправить эти средства на другие нужды, согласно действующему законодательству. «Прибыль» учреждений, предоставляющих услуги, исчисляется количеством проведенных мероприятий и участников, в привлечении к участию в музейных и библиотечных мероприятиях на безвозмездной основе необходимых специалистов из других творческих сфер деятельности. Более того, в рамках Программы возникла новая форма обслуживания молодежной аудитории – подпрограмма «Молодежная среда». Она также не приносит доходов, зато позволяет обеспечить краеведческим просвещением незащищенные слои детей и молодежи: детей-инвалидов из специализированных школ и клубов, учащихся ПТУ, воспитанников интернатов и т.д. Еженедельно, по средам для этих целевых групп проводятся бесплатные лекции, экскурсии, индивидуальные посещения.
Активная пропаганда отдельных учреждений культуры, занимающихся краеведческим просвещением, их деятельная социальная позиция привела к тому, что у этих учреждений появилось большое количество спонсоров и фондов, пожелавших частично финансировать как творческие, так и социальные проекты. Например, музей получил в 2013 году материальную помощь в денежном исчислении в сумме 50 тысяч рублей, премирование социального проекта в сумме 50 тысяч рублей и даров для формирования материальной базы на сумму 20 тысяч рублей. Таким образом, главным экономическим результатом реализации Программы является консолидация и эффективное использование кадровых, финансовых, информационных и материальных ресурсов всех учреждений-участников, а также вклад бизнес-сообщества.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Номинируемая Программа реализуется в муниципальных учреждениях культуры, перечисленных в п. 3 данной формы. Основной период реализации Программы – в течение учебного года. Опыт реализации Программы не транслировался в другие города и регионы. Отдельные услуги Программы имеют мобильный характер, не привязаны к месту проведения и могут быть представлены участникам международного форума «Мегаполис: XXI век» (напольная широкоформатная игра, передвижная выставка плаката и др.)

 

Отрасль применения практики (технологии)

Сфера культуры, общего и дополнительного образования, туризма, индустрии развлечений

 

Дата внедрения практики (технологии)

Подготовка к Программе началась в 2008 году, реализация – с 2009 года.

 

Отзывы, награды

Практика отмечена дипломом VI Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2013 год.

 


Документы практики:


Контакты:

Мэрия города Магадана

телефон приемной — 8 413-2 62-50-47

факс приемной — 8 413-2 62-49-40

e-mail: admin@cityadm.magadan.ru

Официальный сайт органов местного самоуправления города Магадана http://www.cityadm.magadan.ru/