Красноярск (Россия) — Организация дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья — 6

 

Сущность предложения

Дети с ограниченными возможностями здоровья в большинстве своем из-за физического состояния не имеют возможности получать образование в школе, оторваны от общения со сверстниками, испытывают трудности в получении дополнительной информации и дополнительного образования, сложнее адаптируются в обществе.
Мы попытались решить эти проблемы.
г. Красноярск вошел в состав первых четырех регионов, которые начали реализовывать проект дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Спустя 4 года опыт первых центров, в том числе и наш, лег в основу всероссийского национального проекта «Образование». В отличие от других проектов, направленных на получение образования дистанционно и предоставляющих исключительно только образовательные услуги, мы сделали акцент на социализацию ребенка. Информационные технологии мы рассматриваем как инструмент для этого.

1. Дистанционная форма дает возможность построить траекторию обучения отдельного ученика, самому ученику организовать свою деятельность, подобрать комфортный режим обучения и способ выполнения работ.
Дистанционный режим работы снижает возможность отставания в учебе во время обострения заболеваний, или в реабилитационный период, когда ребенок не имеет возможности заниматься с преподавателем. Компьютер для ребенка становится средством обучения. В начальной школе ребенок овладевает основами работы с компьютером. Пробует применять полученные знания в процессе изучения других предметов. Овладев первоначальными навыками работы в области информационных технологий, ребенок начинает пробовать себя в различных областях. Курсы, предлагаемые старшеклассникам, направлены на выбор дальнейшего обучения и профессии.
Кроме того, в учебных курсах выложены ссылки на страницы в интернете, где можно получить дополнительную информацию по данной теме, таким образом, ребенок имеет возможность расширить свои знания по данной теме, используя качественную, достоверную информацию. Компьютер становится и средством творчества.
У таких учеников появилась возможность участвовать в выставках, конкурсах и т.д.
Учащиеся, которым рекомендовано обучение на дому, имеют возможность освоить все виды учебной деятельности, которые ученики получают в школе.

Таким образом, дистанционный режим обучения, мы рассматриваем как подготовку к дальнейшему образованию, в том числе и самообразованию.
На сегодняшний день у нас есть 4 студента высших учебных заведений, которые успешно сочетают различные формы обучения. И в этом году 4 выпускника тоже готовятся стать студентами.
2. Технически решены проблемы общения с другими детьми, в том числе и здоровыми. Это представляет для нас особую ценность, потому что в дальнейшем им жить среди здоровых детей. Для здоровых детей такое общение не менее важно, чем для детей с проблемами здоровья.
3. В лицее по инициативе учеников родился проект «Вместе учимся милосердию», суть которого в совместной деятельности детей с ОВЗ и здоровых детей. Три года каждый месяц в разных местах города проходят мероприятия, в котором участвуют как дети с ОВЗ, так и здоровые дети. Так ученики Дома творчества № 3 обучали лепке. Лепили из соленого теста, пластилина, пластика. В клубе авиамоделистов запускали, созданные собственными руками модели самолетов, ребята из детской цирковой студии «Надежда» учили жонглировать, крутить обручи и дали уроки клоунады и т.д. В любом мероприятии принимают участие три группы детей: дети, которые обучают, дети с ОВЗ и друзья-волонтеры. Друзья-волонтеры – это здоровые ученики, которые приходят на все мероприятия, оказывают необходимую помощь и их присутствие снижает тревожность от встречи с новыми людьми.
Таким образом, ученики, лишенные возможности посещать школу, с удовольствием посещают учреждения дополнительного образования и культурные учреждения, перестали опасаться общения с новыми людьми и стали более уверенные в себе. Результатом стал тот факт, некоторые дети с ОВЗ стали посещать учреждения дополнительного образования: музыкальную школу, спортивные секции, а 5 детей впервые пришли на уроки в класс.
Медико-психолого-педагогическая комиссия у 47% детей отметили высокую мотивацию обучения. Анализ анкет родителей и учащихся показал, что практически все учасники данного проекта связывают дальнейшее свое профессиональное будущее с работой на компьютере (возможность работы на дому или уменьшение двигательной нагрузки). И ученики, и родители (результаты анкетирования) отмечают повышение интереса к обучению, умение самостоятельно найти информацию, появление новых умений работы на компьютере, значительно облегчающих процесс обучения (особенно у детей с нарушением мелкой моторики рук).
По данным анкет у 17 % детей повысилась успеваемость, 23% родителей отмечают расширение кругозора ребенка, 6% родителей отмечают изменения в приоритетах телепередач. Дети стали смотреть научно-популярные передачи, которые раньше не смотрели.
Семнадцать учеников Красноярска приняли участие в межрегиональных проектах получили грамоты. Работы 11 наших учениов отмечены как «лучшие работы» и получили положительную оценку педагогов Москвы, Сургута и Калининграда. 5 учеников попробовали свои силы в предметных олимпиадах по математике, литературе.

У учеников формируется культура письменной речи, общения в форумах и видеорежимах. При необходимости ученики четко формулируют вопросы, которые у них возникают при обучении и отправляют их региональному педагогу или московскому методисту. Практически все дети – участники проекта знакомы между собой, общаются по телефону или посредством электронной почты. Некоторые стали ездить друг к другу в гости.
Классные руководители и родители волонтеров отмечают, что их дети изменились в лучшую сторону: стали добрее, готовы прийти на помощь без просьбы, не ожидая благодарности, меньше стали ругаться между собой.
В дальнейшем, хотим привлечь работников ВУЗов с целью знакомства с профессией, системой обучения и возможностью побывать в лаборатриях.

Организационно-технологическое решение вопроса

Для реализации проекта 2 октября 2006 года было заключено соглашение межу агентством образования и науки Красноярского края и главным управление образования администрации города Красноярска о сотрудничестве по реализации проекта «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья». Для реализации проекта в муниципальном образовательном учреждении «Общеобразовательное учреждение ЛИЦЕЙ № 11» было создано структурное подразделение «Дистанционный центр».
Об организации данного проекта были отправлены информационные письма в управления образования районных администраций г. Красноярска. С таким же письмом главное управление образования г. Красноярска обратилось в управление социальной защиты и Красноярскую региональную общественную организацию родителей по защите прав детей с ограниченными возможностями «Открытые сердца».
Были проведены родительские собрания. Только на первое организационное собрание пришло более ста родителей.
Для обследования детей были организованы выездные заседания МППК. Проводились обследования детей на дому. Результаты обследования оказались очень неутешительными. У 67% школьников выявлено отставание в развитии, 53% было рекомендовано обучение в образовательных учреждениях восьмого типа. Уровень знаний тоже показал отставание от общеобразовательной программы.
В мае-июне 2007 года первые участники проекта (родители с детьми) прошли первоначальное обучение работе на компьютере и работе на образовательном сайте. Вариант совместного первоначального обучения сохранился до сих пор.
Для более эффективной деятельности был организован координационный совет, в который вошли руководители всех структур и подразделений, участвующих в данном процессе, в т. ч. представители Главного управления образования г. Красноярска. Работа данного совета позволяла решать многие вопросы в комплексе, не тратя время на согласование и переговоры. В еженедельном режиме Совет работал более полугода, пока организационный процесс не закончился.
В дальнейшем, в целях дальнейшей реализации и развития проекта были проведены следующие мероприятия (в рамках городской целевой программы «Создание единой информационной образовательной среды города Красноярска»):
— повышение квалификации и методическая поддержка преподавателей (регулярно);
— обеспечение доступ в сеть интернет (ежегодно);
— проведены семинары для педагогов детей и родителей (регулярно);
— обеспечен доступ к сайту содержащему специализированные образовательные ресурсы (ежегодно).
По мере необходимости замена автоматизированных рабочих мест на новые (в настоящее время заменяются на мобильные).

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

В рамках соглашения за счет краевого бюджета (1816 тыс. руб.) было организованно повышение квалификации и методическая поддержка преподавателей. А за счет городского бюджета была приобретена техника произведем её монтаж, обеспечен доступ в сеть интернет.
В дальнейшем, ежегодные текущие расходы на поддержку проекта были внесены в городскую целевую программу «Создание единой информационной образовательной среды города Красноярска».
За счет средств города проводились следующие мероприятия:
— оплата доступа в сеть Интернет детям с ограниченными возможностями здоровья (600 тыс. руб. ежегодно);
— проведение семинаров для педагогов детей и родителей (50 тыс. руб. ежегодно).
— оплата доступа к сайту содержащему специализированные образовательные ресурсы (100 тыс. руб. ежегодно). (АВЕРКИН);
— приобретение мобильных рабочих мест (в 2011 году – 240 тыс. руб., на 2012, 2013, 2014 годы запланировано 1 500 тыс. руб.)

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Социальный эффект данного проекта, прежде всего, в социализации детей с ограниченными возможности здоровья.

Дети с ОВЗ готовы продолжать обучение в профессиональных учебных заведениях.
Выбор дальнейшего образования не стихиен, как правило, ученик получил дополнительное образование в той области, которую решил сделать профессией.
Эти дети имеют практику выстраивания отношений со здоровыми людьми (знакомыми и незнакомыми, взрослыми и ровесниками).
Дети, лишенные возможности посещать школу, проживают полноценную жизнь подростка в соответствии с психологическими особенностями развития.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Анализируя информацию о подобном опыте работы с детьми с ОВЗ, можно отметить, что практически везде, деятельность (урочная и внеурочная) строится в замкнутом пространстве детей с проблемами здоровья. Здоровые дети практически исключены из этой сферы. Кроме того, многие центры созданы на базе ИПК, Центров развития, т.е. в условиях, где ученики просто отсутствуют и, естественно, проблема общения тоже не решается.

Отрасль применения практики (технологии)

Все сферы, где необходимо проводить регулярное обучение и есть возможность организации этого обучения в дистанционном режиме.

Дата внедрения практики (технологии)

С 2006 года.

Отзывы, награды

Благодарственное письмо «Сибирский образовательный форум» за проведение мастер-класса «Школа без стен».


Документы практики:


Контакты:

Лицей №11 «Дистанционный центр» г. Красноярск

Руководитель  — Реди Елена Васильевна
Мобильный телефон: +7-923-273-44-38
Главный специалист главного управления
образования администрации города
Красноярска – Аверкин Павел Викторович
Телефон: +7 (391) 226-15-04