Красноярск (Россия) — Образовательный проект «Эффект команды» — 7

 

Сущность предложения

Проект «Эффект команды» ориентирован на подростково-юношескую аудиторию и имеет своей целью «встраивание» молодых людей в различные социаль-ные практики через реализацию своих замыслов в составе команды единомышленников.
Основная идея, «девиз» проекта: на юношеском языке — реальность можно менять, а не жить в ней как в безысходной данности; на профессиональном языке — поддерживать молодежные инициативы, способствовать вхождению подростков и молодежи в значимые для них практики (социальные, творческие, пред-профессиональные, образовательные).
Образовательный проект «Эффект команды» реализуется в формате Городского образовательного конкурса молодежных команд «Эффект команды», а также последующего консультационного, тьюторского и ресурсного сопровождения деятельности молодежных команд-победителей и участников Конкурса.
В конкурсе «Эффект команды» участвуют инициативные команды старшеклассников и молодежи, желающие реализацией своих замыслов влиять на развитие города Красноярска. Прохождение этапов конкурса позволяет команде-участнице «сложиться», найти свои дефициты и сильные стороны, попробовать себя в разработке, организации и реализации своего дела. По окончании Конкурса «Эффект команды» ведется дальнейшая консультационная и ресурсная поддержка команд-победителей и участников конкурса при реализации ими своих «дел» и инициатив.
Проект длится четыре месяца и выглядит следующим образом: подростки и юноши объединяются в команды до 5 человек; команды последовательно проживают несколько конкурсных этапов, проверяющих жизнеспособность команды и дающих ей возможности для развития и усиления. Каждая команда разрабатывает «дело», которое она в силах реализовать за определенное время в течение проекта. К делу предъявляются следующие требования. Оно должно быть таким, чтобы:
1. Быть важным, актуальным для самой команды (может быть направлено на пробу своих сил, соб-ственное развитие, самоопределение и пр.).
2. Не дублировать работу, задачи специальных учреждений, специалистов (например, команда не должна как свое дело заявлять проведение школьного мероприятия, которое придумано и обязана провести «завуч»).
3. Расширять кругозор, узнавать как (технологии) и чем (тренды) «живет» современный мир.

Команды, эффективнее всего реализовавшие свои дела, приглашаются на финальный этап Конкурса – выездной интенсивный семинар, на котором выполняют последнее конкурсное задание и разрабатывают дальнейшую траекторию движения своей команды после Конкурса.

Цель проекта:
формирование ряда эффективных молодежных команд, инициирующих социо-культурные изменения в жизни г. Красноярска через реализацию своих замыслов и дел, стремящихся включаться в процессы городского развития, создавать новые формы организации городской жизни.
Задачи:
• Образование молодежных команд, готовых разрабатывать и реализовывать социально-, культурно-значимые инициативы городского масштаба;
• создание условий для анализа и проектирования молодыми людьми социальных, социокультурных изменений в городе через разработку «командных дел»;
• презентация наиболее успешных образцов самостоятельной реализации молодежных ини-циатив;
• консультационная, ресурсная поддержка успешных и развивающихся команд-участников программы, продолжающих свою деятельность.
Актуальность настоящей программы задается, в первую очередь, «заказом» основных городских программ города Красноярска на появление общественных и молодежных инициатив, поддерживающих базовые городские процессы.
Так, в проекте программы социально-экономического развития города Красноярска на период до 2020 года находим задачи: «создание условий для самоорганизации гражданского общества», «увеличение количества и качества молодежных инициатив». Среди задач городской целевой программы развития системы воспитания и дополнительного образования г. Красноярска на 2008-2010 гг.: «развитие детско-юношеского общественного движения как пространства становления гражданских ценностей и норм».
Однако при этом «заказе» мы не найдем реальных возможностей включения старшеклассников в организацию городской жизни, которые были бы очевидны молодым людям.
Программа «Эффект команды» как раз описывает механизм появления молодежных команд города, их развития, а также поддержки реализуемых ими городских инициатив.
Программа включает старшеклассников в практики создания новых социальных форм организации жизни через постановку образовательных задач, связанных с командной соорганизацией, проектированием и управлением социальными изменениями на территории города.
Нормативная правовая база:
— городская целевая программа «Развитие системы воспитания и дополнительного образования города Красноярска на 2009-2011 годы, утвержденная постановление администрации города от 11.12.2008 №52-а;
— положение о конкурсе молодежных команд «Эффект команды».

Организационно-технологическое решение вопроса

Конкурс «Эффект команды» проводится в несколько этапов:
Заочный этап конкурса – написание командного эссе «Эффект команды». Первая «командная» задача в Конкурсе, решая которую, команда начинает погружаться в тему, разбираться в своих ценностях и приоритетах, описывает свои наиболее оригинальные идеи и дела.
Тренинг командообразования. Тренинг позволяет эффективно решать задачи вхождения участников в состязательный режим, задачи командной соорганизаци, выделение достоинств и дефицитов каждой команды, возможностей использования различных ресурсов, оценить потенциал команды. Тренинговый модуль позволяет расширять поле осознанного влияния каждого участника на процессы и результат команды, что, по нашему представлению, составляет главное достоин-ство этого этапа и способствует более успешному продвижению команд по следующим этапам конкурса.
Кейс-стади «командных дел». Обзор наиболее интересных и успешных дел команд-участников за прошедшие конкурсы. Интервью с командами-финалистами прошедших конкурсов.
Интервью. В ходе интервью команда презентует себя и заявляет идею, реализацию которой будет осуществлять в период участия в Конкурсе.
Серия городских ток-шоу. Организация дискуссий между командами в форме городских публичных ток-шоу на темы, заявленные командами в ходе интервью. Во время дискуссии командам предстоит продемонстрировать умение договариваться, занимать и аргументировано отстаивать конкретную позицию, придерживаться командных ценностных ориентиров.
Реализация командных дел и сайт-визит. Реализация командами собственной идеи культурно-, соци-ально-, личностно-значимого дела, заявленного в ходе интервью. Ключевой этап Конкурса, поскольку позволяет ввести понятия инициативы (дела) и задать масштаб (город). Предполагается, что на данном этапе команды осваивают процесс проектирования и реализации городского молодежного социокультурного события. Сайт-визит Экспертной комиссии – посещение членами Экспертной комиссии дела команды и беседа с участниками команды (обсуждение результатов реализации заявленной идеи, анализ соответствия результатов целям и др.).
Образовательный выездной модуль «Эффект команды». Участниками модуля становятся команды-финалисты Конкурса. Модуль проходит в форме ин-тенсивной школы и позволяет проблематизировать участников на материале разработанных и реализованных ими инициатив и дальнейших планов развития. Ключевое задание, выполняемое командами, получается от представителя городской администрации, предлагающего командам найти наиболее интересное решение некой задачи в области молодежной политики, сферы культуры и пр.
Консультации и тьюторское сопровождение участников программы – индивидуальная работа и работа с командой, построение траектории развития команды, тьюторское и экспертное сопровождение молодежных инициатив.
Технологическое решение вопроса:
Педагогической командой организуются этапы конкурса:
Заочный этап конкурса – написание командного эссе «Эффект команды», 250 человек, (50 команд по 5 человек).
Тренинг командообразования, 50 команд объеди-няются в группы по 3 команды на тренинг, который длится 3 часа, 250 человек, (50 команд по 5 человек).
Кейс-стади «командных дел», 50 команд делятся на 3 группы, Кейс-стади проводится для каждой группы, 250 человек, (50 команд по 5 человек).
Презентация командного дела, инициативы, интервью с каждой командой — 1 ч. х 50 команд, 250 человек, (50 команд по 5 человек).
Серия городских ток-шоу, 24 команды объединяются в группы по 4 команды, проводятся 6 ток-шоу по 2 часа, 120 человек, (24 команды по 5 человек).
Реализация командных инициатив, 15 сайт-визитов по 3 часа х 15 команд, 75 человек, (15 команд по 5 человек).
Образовательный выездной модуль «Эффект коман-ды», три дня по 12 часов, 25 человек, (5 команд по 5 человек).
Запусковые и итоговые события (Открытие, Церемония награждения победителей), 250 человек, (50 команд по 5 человек).
Консультации и тьюторское сопровождение участни-ков программы, 250 человек, (50 команд-участников).

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

100,0 тыс. руб. – бюджет города.
30,0 тыс. руб. – спонсорские средства.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Результаты реализации программы за 2008-2010 гг.:
1. Около 650 старшеклассников города объединились в инициативные молодежные команды для уча-стия в конкурсе.
2. 130 молодежных команд прошли профессиональные тренинги на командообразование (тренинги разработаны и проведены в сотрудничестве с Центром психолого-медико-социального сопровождения «Сознание», ООО «Креативная группа АКС», Центром диагностики и консультирования №9).
3. Реализованы 45 «командных дел» — молодежных инициатив районного и городского уровня социальной, культурной, творческой направленности;
4. 15 команд-финалистов конкурса за три года сегодня — действующие молодежные команды, реализующие собственные проекты и инициативы (среди них: проект «Энциклопедия проб», проект «Бум по book’ам» — победитель Всероссийского грантового конкурса молодежных добровольческих проектов «Make a connection»-2009; серия социальных акций по работе с детскими домами «Коктейль улыбок», молодежные проекты при поддержке КРМОО Центр «Сотрудничество»).
5. В 2008 и 2009 гг. выпускники программы «Эф-фект команды» вошли в состав «Городского совета старшеклассников» — инициативной молодежной группы, занимающейся разработкой и реализацией своих городских замыслов.
Социо-культурные эффекты:
• создание в Красноярске прецедентов включения старшеклассников в практики создания новых соци-альных форм организации городской жизни через реализацию собственных инициатив;
• формирование нового образа современного старшеклассника через презентацию успешного опыта включения старшеклассников – участников программы в процессы городского развития.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Проект может быть реализован в любой городской среде. На взгляд авторов, эффективность проекта отчасти определяется уровнем энергетики подростково-молодежной среды, желанием менять и преобразовывать свою жизнь.
Для реализации проекта необходима педагогическая команда, в которую входят значимые для подростков «взрослые», а также близкие по возрасту тьюторы-«посредники».

Отрасль применения практики (технологии)

Образование.

Дата внедрения практики (технологии)

Проект реализуется с 2008 года.


Документы практики:


Контакты:

МБОУ ДОД «Центр творческого развития и гуманитарного образования» г. Красноярск

г. Красноярск, пр. Мира, 44,
Телефон: +7 (391) 227-68-30
E-mail: www.24centre.ru