Красноярск (Россия) — Школы примирения — 31

 

Сущность предложения

Безопасности детей в последнее время уделяется все больше внимания. В школах, например, повсеместно появились охранники, системы видеонаблюдения и т.д. Регионы один за другим вводят комендантский час. Правоохранительные органы с особой тщательностью расследуют любые инциденты, связанные с детьми. Но все эти меры направлены главным образом на то, чтобы оградить их от так называемой «внешней агрессии». Но ведь и внутри детской среды тоже немало агрессии, насилия и конфликтов. И этим проблемам также необходимо уделять внимание. В частности, работают в этом направлении специальные службы примирения. Они успешно функционируют уже в нескольких школах Красноярска и Новосибирска.

Организационно-технологическое решение вопроса

«Служба примирения – это подготовленная специальным образом команда школьников и взрослых, которая помогает своим ровесникам сесть за стол переговоров, самим спокойно разобраться в конфликтной ситуации и найти устраивающее всех решение. В службу примирения наряду с детьми всегда входят взрослые: школьные психологи, социальные педагоги или кто-то из администрации.
Любой, у кого есть такая потребность, может обратиться к ним за помощью», — пояснил Interfax-Russia.ru руководитель направления «Школьные службы примирения» общественного центра «Судебно-правовая реформа» Антон Коновалов. «Конфликты замалчиваются, поскольку учителей и дирекцию за них ругают и даже лишают надбавок, и пока так будет – конфликты будут скрывать. Поэтому важно чтобы в школе были свои механизмы разрешения конфликтов. Именно разрешения, а не приглушения», – подчеркнул он. «Поскольку в службах примирения медиаторами работают в том числе и сами школьники, то подростки идут к ним со многими проблемами, с которыми не пошли бы к взрослым и педагогам. Службы к тому же работают конфиденциально, а поэтому успешно решают так называемые «скрытые» конфликты», — пояснил Антон Коновалов.
Центр «Судебно-правовая реформа», который выступает инициатором создания школьных служб примирения в России, с 2000 года помогает организовывать их в образовательных учреждениях. Благодаря этой работе такие «примирительные органы» уже есть в школах Москвы, Волгограда, Тюмени, Перми, Казани, Самары и еще нескольких городов. В Сибири, в частности, свои собственные примирители есть в новосибирских и красноярских школах.
«В Новосибирске сейчас четыре службы примирения – две в общеобразовательных учреждениях, и две – в колледжах. Возможно, для большого города это немного, но надо понимать, что создание такой службы – дело непростое», — рассказала Interfax-Russia.ru директор новосибирского центра психолого-социальной поддержки населения «Прометей» Татьяна Стукачева.
Она пояснила: чтобы организовать в школе службу примирения, сначала необходимо исследовать уровень конфликтности в этом заведении, затем обучить потенциальных медиаторов – взрослых или детей – и выделить среди них наиболее способного, чтобы назначить его куратором. В целом, чтобы запустить «процесс», требуется около полугода.
«Если человек однажды получил опыт разрешения конфликта, то он будет использовать его всю жизнь, поэтому службы примирения – это огромная польза как для тех, кто в них работает, так и для тех, с кем они работают», — подчеркнула Стукачева.
«У нас есть принцип, что службы должны создаваться только добровольно. Нам, конечно хочется, чтобы их было больше, но, с другой стороны, важнее качество, чем количество», — говорит Антон Коновалов.
В Красноярске службы примирения пока тоже есть лишь в нескольких школах.
«Как показывает практика, далеко не все педагоги готовы входить в проблемное поле ребенка. Более того, не все готовы признать дефицит своей компетентности в этом плане и начать обучение. А дети, напротив, занимаются этим с удовольствием и зачастую им даже проще научиться медиации, чем взрослым», — рассказала Interfax-Russia.ru красноярский координатор школьных служб примирения, ассистент кафедры деликтологии и криминологии Сибирского федерального университета Наталья Никитина.

Cоциальный результат

Те школы, которые на создание школьных служб примирения все же отважились, отмечают только положительные результаты.
«Ни административное воздействие, ни наказание, которые применяются к детям, не «работают» с причинами конфликтов и чувствами подростков. А используемая нами восстановительная медиация позволяет им избавиться от обиды, ненависти и избежать повторения таких ситуаций в будущем», — добавил собеседник Interfax-Russia.ru.
«Эффект есть, и эффект ощутимый. В нашей школе службы примирения работают уже около двух лет. За это время они наладили очень четкую схему работы, и конфликтная обстановка в нашем коллективе теперь достаточно благоприятная. Очень важен один момент – разделять те ситуации, в которых подростки могут разобраться с помощью медиаторов, и те, в которых уже нельзя обойтись без вмешательства правоохранительных органов», — отметила в беседе с Interfax-Russia.ru замдиректора гимназии N8 (г. Красноярск) Татьяна Янгель.


Документы практики:


Контакты: